Подводные камни заказных съемок непридуманные диалоги фотографа с заказчиком Лилия Ященко
Согласишься снимать за три рубля, —
всё равно с тебя спросят как за сто долларов!
Юрий Жёлудев
Информация о том, как создаётся рекламная фотография, постепенно перестаёт быть дефицитной: появились отечественные и зарубежные книги, журналы с практическими советами, да и опыта у фотографов с каждым днём становится всё больше. Однако в работе рекламного фотографа есть тонкости, о которых пока не написано в профессиональных изданиях, и касаются они не техники съёмки, а психологии взаимоотношений с заказчиками. Эти знания извлекают не из книг, а методом проб и горьких ошибок. Своим личным опытом общения с заказчиками согласился поделиться профессиональный рекламный фотограф Юрий Жёлудев. В данном случае чужой опыт пригодится читателям тем, что позволит хотя бы узнать о подводных камнях заказных съёмок, про которые не пишут в учебниках.
В чем мудрость фотографа?
-Каков Ваш главный принцип в работе с заказчиками?
— Главное - не соглашаться выполнять заказ за три рубля, - всё равно результат с тебя спросят как за сто долларов! Такова людская психология. Я же считаю, что любое дело должно быть сделано хорошо, - тщательно, качественно, - а если съёмка обходится практически по себестоимости, то какой смысл работать? Материальная заинтересованность быть должна, - она, как известно, стимулирует прогресс.
- Приведите примеры самого лучшего и самого плохого заказчика из Вашего личного опыта?
- Идеальный заказчик внятно говорит, что хочет получить в результате, - это, во-первых. Во-вторых, он готов платить нормальные деньги. В-третьих, предоставляет мне возможность всё придумать самому. Это наилучший вариант, потому что меня не ставят в рамки, предложенные другим человеком. Если работаешь с рекламным агентством, то чаще всего снимаешь по заранее утверждённому эскизу. Возможны отступления вправо-влево, вверх-вниз, но незначительные. Конечно, мне больше нравится, когда говорят: «Придумай сам!»
Вообще, со стороны заказчиков чаще всего встречаются два принципиально разных подхода к делу. Один доверяет фотографу и предоставляет ему полную творческую и финансовую свободу, а другой говорит: «Вот у меня есть пятьдесят долларов, а ты сделай так, чтобы было как за двести».
Пока лучшего заказчика, чем журнал «Цветы», в моей жизни не было (кстати, заказ поступил ко мне после публикации в журнале ФОТОМАГАЗИН). Нужно было снимать цветочные композиции, сделанные выпускниками курсов флористов. Заказчик сказал: «Деньги для меня не важны. Сколько скажете, столько заплачу. Главное, чтобы мне понравилось». Снимали два дня подряд по двенадцать часов. Цветочных композиций было много, хотелось по возможности охватить их все, пока цветы не завяли. Девушек-моделей и костюмы подбирал я. Вот слайды - смотрите. Я вложил душу. И заказчик был очень доволен результатом. Получилась интересная творческая работа, которая в результате была хорошо оплачена. Естественно, я назвал разумную сумму. Нельзя назначать цену выше, чем работа стоит реально, даже если клиент заявляет: «Плачу, сколько скажешь!» Второй раз заказчик ко мне не придёт, если снимешь прекрасно, но за безумные деньги.
Однако чаще бывает наоборот: люди думают, что фотограф назовёт цену ниже той, которую предлагают они. Меня это так забавляет! Звонит человек: «Нужно снять из открытой двери самолёта теплицы, где выращивают шампиньоны. Сколько это будет стоить?» Говорю: «Я узнаю». Один фотограф съёмку, связанную с риском для жизни, согласился провести за полторы тысячи долларов, другой - за две. Третий рассказал историю, как однажды снимал с самолёта, но заказчики не расплатились с ним вовремя. Естественно, во второй раз он лететь отказался. Вместо него полетел другой фотограф, - самолёт разбился. Я рассказываю клиенту эту историю и спрашиваю: «Мы успеем застраховаться?» - «Какая страховка, лететь надо сегодня - погода хорошая. Сколько Вы хотите за съёмку?» - «Минимум две тысячи долларов». И объясняю почему. «Да Вы с ума сошли! У нас есть только двести». - «За двести долларов никто не полетит». - «Полетит, у нас есть фотограф, который, учитывая риск, согласен снимать за эти деньги, просто он сейчас в командировке». Тогда я говорю: «Вы либо лукавите, либо действительно не понимаете, о какой степени риска идёт речь. Я работал на фильме «Мимино», снимал с вертолёта и знаю, что это такое. На большой высоте ветер такой, что фотоаппарат стоимостью несколько тысяч долларов может вырвать из рук. И голову может оторвать. Предложенная цена несоизмерима риску». -
«Мы Вас подстрахуем: будем держать за ремень». Из открытой двери самолёта! Естественно, я отказался.
Вот примеры двух принципиально разных подходов. Есть и третий путь, абсолютно разумный, когда заказчик честно говорит: «У меня есть тысяча долларов, можно ли снять за эти деньги так, чтобы было прилично?» Тогда я соизмеряю поставленные задачи с предложенной суммой и говорю: «Здесь замысел придётся упростить, а здесь, извини, обойдёмся без гримёра или, скажем, без дизайнера, который выкладывает композиции из овощей или других предметов, - справимся своими силами». Всегда можно найти общий язык.
Опыт показывает, что все варианты взаимоотношений с заказчиком предусмотреть невозможно. Вот случай из жизни. Когда-то я снимал слайды для одной замечательной фирмы, и всё было хорошо. Потом пришёл другой фотограф и сказал: «Я снимаю лучше и при этом беру дешевле». Хотя так не бывает. Они стали работать с ним. Прошли годы. Тот фотограф стал снимать все хуже и хуже. Потом он стал снимать настолько скверно, что фирма решила возобновить контакт со мной. Я согласился. Однако новое руководство фирмы повело себя странно: «Сначала оставьте нам слайды, мы их посмотрим и тогда решим...» Обычно я отдаю готовую работу и получаю деньги. Я мог бы возмутиться и сказать: «Вы не доверяете мне как профессионалу? Тогда я тоже доверять вам не буду и требую 100% предоплаты, как это делается во всём рекламном мире». Мог бы так сказать, но не говорю. Почему? Тут-то и возникает главная тонкость во взаимоотношениях с заказчиками. Можно, конечно, распрощаться со многими из них и остаться с небольшим количеством заказов. Есть фотографы, которые работают по принципу: лучше меньше, да лучше. Но по себе знаю: когда снимаешь редко, руки и голова отвыкают от работы, забываются нюансы приёмов. Одной съёмки в неделю, - даже если за неё хорошо платят, - для поддержания профессиональной формы не достаточно. Плохо снимать редко, и плохо быть перегруженным, - и в одном, и в другом случае начинается халтура. Лучше всего работать в нормальном человеческом режиме. Конечно, та замечательная фирма ведёт себя по отношению ко мне некрасиво, и можно было бы от неё отказаться, но на сегодняшний день моя загруженность такова, что пока с нею можно сотрудничать. Между всеми этими ситуациями надо лавировать, чтобы не оказаться в простое. Мудрость свободно работающего фотографа и заключается в том, чтобы правильно распределить своё рабочее время и равномерно заполнить его съёмками.
Конфликтные ситуации: авторские права, оплата и другое
-Бывало, что заказчик не принимал работу, потому что иначе представлял себе результат?
- С новым клиентом я всегда работаю по заранее утверждённому эскизу. И не важно, кто нарисует эскиз, - художник, заказчик или я. Важно, что клиент в этом случае получит желаемый результат и уже не сможет сказать: «Переснимите, я думал иначе». Подписывая эскиз, заказчик подписывает себе приговор. Не нравится - сначала платите, потом будем делать новый вариант. Немало фотографов работают по принципу «клиент дурак»: лишь бы схватить заказ, а потом - что отдашь клиенту, то он и возьмёт. Ничего подобного! Клиент не дурак, хотя бы потому, что деньги платятся немалые. У меня бывают случаи, когда заказчик не может внятно объяснить задачу. Тогда я открываю любой рекламный журнал и говорю: «Покажите хоть приблизительно, что хотелось бы получить, чтобы я мог понять». От подозрительного клиента (нервно говорит, глазки бегают, руки потные) лучше отказаться сразу. Объяснения на уровне «пойди туда, не знаю куда, сними то, не знаю что» говорят о низком уровне интеллекта заказчика. Такому можно переснимать до бесконечности, и каждый раз он будет говорить «нет».
- Как происходит оплата готовой работы?
- Если клиента всё устраивает, я отдаю слайды и получаю деньги. Иногда оплатить работу предлагают ещё до съёмки, но я человек суеверный. Случалось, что проявка пропадала, и приходилось переснимать, поэтому деньги предпочитаю получать при передаче слайдов. Хотя и приветствую предоплату 30-50%. Но такое не всегда возможно: иной раз съёмка проходит быстрее, чем готовятся бухгалтерские документы. Вот, например, в студию для съёмки привезли изделия - куриное филе, фарш. Естественно, снимать надо сейчас, а заплатят потом. Это мои старые клиенты - не обманут.
- Кому принадлежат авторские права на снимки, которые заказчик приобрёл, и у кого остаются работы, которые заказчик не выбрал?
- Авторские права у фотографа отнять не может никто. Заказчик выбирает понравившиеся ему слайды и платит за них. Остальные работы остаются у заказчика или у фотографа, как договоритесь. Когда-то я проводил съёмку для Анжелики Варум. Она приехала в студию с папой, из всего отснятого материала они выбрали 18 слайдов. Остальные, - где она себе не понравилась, - мы уничтожили: разрезали ножницами и выкинули в корзину. Чтобы ни у кого не возникло соблазна эти неудачные кадры опубликовать.
- Но в принципе фотограф имеет право где-то использовать работы, от которых заказчик отказался?
- Все условия дальнейшего использования работ заранее оговариваются с заказчиком. Иногда клиент требует, чтобы эти снимки больше нигде не появлялись. Если же таких требований нет, запрещается только коммерческое использование изображений. Представьте, заказчик вложил свои деньги в создание определенного продукта - рекламного снимка, расплатился с фотографом за съёмку, а тот потом перепродаёт этот же материал другой фирме. Кому это понравится? Допустимо некоммерческое использование: например, в публикации обо мне как фотографе эти снимки могут быть представлены как мои творческие работы, о чём я всегда предупреждаю заранее. Вообще, как распорядиться оставшимися после заказа слайдами - вопрос чести фотографа
Профессиональная тайна: узнай бюджет на съёмку
-У Вас есть какие-либо «отработанные приёмы» в общении с заказчиками?
- Например, когда речь идёт о работе не творческой, можно попытаться вытянуть из заказчика максимум денег. Вот пример прагматичного подхода с моей стороны.
Одна из ведущих отечественных нефтяных компаний предложила мне снимать слайды для их корпоративного буклета. Позвонил человек и весьма заносчивым тоном стал объяснять: «Надо побывать в нескольких регионах России - снимать месторождения, нефтедобывающие скважины, а также руководство в офисах. Всё, что находится за границей, мы снимем сами, а вот Сибирь, Уренгой-Помары-Ужгород, надо снимать». Для начала спрашиваю: «Какой бюджет на съёмку?» - «Мы никогда этого не скажем, это - военная тайна!» - «Спорим, через 15 минут я её узнаю?» И начинаю объяснять: «Я спускался в угледобывающие шахты, когда служил в армии в Воркуте, и знаю, насколько сложно организовать такую съёмку. И погода бывает нелётная, и начальство вроде бы есть, но его вызвали в Москву, -значит, время идёт. Нужен гримёр, если хотите, чтобы всё было по высшему разряду. Мне нужен помощник, - не одному же носить 50 кг аппаратуры. Чтобы снять шестьсот слайдов, мне потребуется минимум три месяца работы». Потом составил смету и посчитал, сколько такая съёмка будет стоить в Москве и сколько - в условиях перемещений на вертолёте по сибирским регионам. Называю сумму и спрашиваю: «Скажите, ваша нефтяная компания может на три месяца уйти с рынка?» - «Да ни в коем случае!» - «Тогда давайте приплюсуем к этому, - что будет честно и логично, -сумму моих возможных потерь за время моего отсутствия в Москве». И когда выяснилось, что стоимость такой съёмки вместе со всеми расходами, командировочными и гонорарами составляет около 40 тысяч долларов, он воскликнул: «Да у меня нет столько, у меня всего-то 12 тысяч!» - «Вот вы и назвали мне свой бюджет». Надо лишь постепенно привести клиента к необходимому вам логическому выводу. «А теперь, - говорю, - я подумаю, соглашаться ли мне за эти деньги лететь в Сибирь. Скорее всего, я не поеду, потому что за три месяца в Москве я заработаю больше. За эти деньги вы сможете нанять только журналиста, репортёра, который на узкую негативную плёнку снимет репортаж без вашего придуманного пафоса, а про постановочную съёмку забудьте». - «Что же мне делать?» - «Иначе вести себя: не раскидывать «пальцы веером», а униженно просить, чтобы какой-нибудь нормальный фотограф согласился выполнить такую тяжёлую работу за ваши жалкие 12 тысяч. Вы по-человечески ведёте себя неправильно». Звонки людей, думающих, что вот сейчас они меня озолотят, мне давно смешны. Но больше всего я ненавижу плебейское отношение, когда заказчик думает, что может меня купить, повертев перед носом пачкой зелёных. Есть определённая планка оценки моего труда, которую я сам себе установил и ниже которой опускаться не собираюсь. Лучше иной раз отдохнуть, с коллегами пообщаться, фотографические журналы полистать, - это даст мне в профессиональном отношении больше, чем эти впопыхах заработанные деньги.
Лиха беда - начало
- С чего начинать молодому человеку, который хочет состояться как рекламный фотограф и обзавестись своим кругом заказчиков? Лично Вы с чего начинали?
- Самое важное - это оценка твоей работы коллегами. Поэтому я ходил в фотоклуб «Новатор», не стеснялся показывать свои первые работы. У меня тогда было много гонора: я считал, что я гений. Но в «Новаторе» меня сразу поставили на место. Не грубо, но я сам понял, что мои снимки, конечно, уступают работам этих людей. Сразу выстроилась система координат - возникло понимание того, где ты сейчас находишься. Стал тянуться, подражать. Кроме того, любая серьёзная фотовыставка показывает, что ты умеешь и к чему надо стремиться. Нужно путешествовать, смотреть, наблюдать и, конечно, общаться с более опытными фотографами. Взаимоотношения с коллегами плавно выведут тебя на заказчиков. Ещё один путь - показать свои работы в редакции журнала, где тебя обязательно направят в сообщество людей, которые занимаются близкой тебе по профилю фотографией.
Дальше - стандартный путь, который проходят и отечественные, и западные фотографы. Заработаешь на самый простой фотоаппарат - начинаешь с его помощью снимать свадьбы, школы, детские сады. Ничего дурного в этом ремесле нет. Я, когда был молодым человеком, снимал детский хор, солдат в воинских частях и старался делать это качественно. Снял 70 человек, продал каждый снимок по рублю, 70 рублей получил: так зарабатываются первые деньги на хорошую фотоаппаратуру. Потом, если ты от «быстрых денег» не спиваешься и если тебе в принципе интересна жизнь и профессия, ты начинаешь с помощью хорошей аппаратуры пытаться создать то, что называется творчеством. Участие твоих работ в выставках и фестивалях даёт возможность шире расправить плечи и повысить планку оценки своего труда, - ты ведь сам её для себя устанавливаешь. Постепенно повышаешь профессиональный уровень, приобретаешь ещё более качественную аппаратуру. Ведь рекламный фотограф очень сильно зависит от техники. Более совершенная фотоаппаратура, -разные объективы, фильтры, фотоаппараты, освещение, - позволяет расширить технические возможности съёмки, делать разнообразные фотографии. И мышление твоё постепенно становится другим...
Конечно, надо быть инициативным: под лежачий камень вода не течёт. Когда-то мы сотрудничали с Валентином Юдашкиным, который в те времена был визажистом. Он делал макияж, я снимал. Мы создавали изображения, которые я потом предлагал в редакциях журналов. Фотографии нравились, потому что в те годы подобного никто не делал, - это было нечто новое. Мы заняли три тысячи долларов на первую выставку и через полгода вернули деньги, потому что появились заказы. Для открытия выставки мы, конечно, постарались: сделали роскошные пригласительные, созвали прессу и телевидение и, разумеется, пригласили всех потенциальных заказчиков. И посыпалось такое количество заказов! Нужно заявлять о себе, и тогда к тебе появится взаимный интерес со стороны окружающих.
Могу рассказать, как появился календарь с детскими фотографиями. Сначала мы с гримёром снимали дочку моего приятеля. Показали в издательстве два слайда, им понравилось. Тогда мы сделали ещё шесть сюжетов с разными детьми, после чего получили заказ от издательства. В результате у них появились хорошие слайды для календаря, у нас - хорошие гонорары. А всё было инициировано мной! Я своими руками создал себе поле деятельности, нашёл творческую работу и с удовольствием её выполнил! Поэтому молодым советую быть активнее, не сидеть и не ждать, когда придёт добрый дядя. Правда, по молодости я и сам думал: вдруг какой-нибудь состоятельный человек увидит, как хорошо я снимаю, и скажет: «Хочу вложить в тебя деньги, купить классную аппаратуру, - только снимай!» И действительно один такой сумасшедший нашёлся. Шла перестройка, у одной конторы появились большие деньги, и они решили их вложить. Предложили мне и ещё одному фотографу: мы покупаем вам фотоаппаратуру на 100 тысяч долларов, а вы снимаете нам бесплатно то, что нам надо. Встречаемся, чтобы подписать договор, и он говорит: «Ну, а чтобы вы у нас ничего не украли, давайте запишем на магнитофонную плёнку, что вы заняли у нас по 50 тысяч долларов каждый». - «Зачем?» - «Чтобы вы были у нас на крючке». - «Послушай, дядя, ты сам к нам пришёл, сам предложил, а теперь, оказывается, мы у тебя по 50 тысяч долларов заняли?! Ничего мы не занимали. До свидания!»
Ещё одному моему знакомому аппаратуру купил бизнесмен Довгань, точнее, она осталась после выполнения заказа: давай, дескать, я тебе всё это подарю, а ты иногда будешь для меня снимать. Один раз прислал каких-то людей, второй, третий, и постепенно фотограф стал бесплатно снимать а^я дяди. Естественно, он сказал: «Забирай, мне так работать неинтересно». Вывод: добрый дядя никогда не придёт. Фотограф должен сам заработать на аппаратуру. У меня есть знакомые, которые трудились в журналах и говорили: «Зачем тратиться на свою фототехнику, я и редакционной поснимаю». Потом работы в одночасье не оказалось, другие издания не приглашали - и всё! Сорок лет, снимать нечем, и ты на улице. Вот это чудовищно. Надо иметь собственную технику. Плюс личный опыт!
Что такое хорошо и что такое плохо
- Есть ли у Вас профессиональные заповеди, как должен и как никогда не должен поступать рекламный фотограф?
- Не надо людей обманывать, предавать их, и всё будет хорошо. «Как я потерял одного клиента» - так называется следующая поучительная история. У меня в студии был помощник. Я уехал на съёмку, а его попросил передать клиенту готовые слайды. Курьер от фирмы задержался - пробки на дорогах. Помощник подождал некоторое время, плюнул и ушёл. Курьер приехал к закрытым дверям студии, а слайды нужны были фирме срочно: строгий dead line, надо сдавать работу. Я их этим подставил. Они потеряли клиента. Соответственно я денег не получил и потерял хорошего заказчика. Спрашиваю помощника: «Почему ты не дождался?» - «Они же не пришли!» Человек не понимает, что самое плохое в этой ситуации не то, что я не получил деньги и не получу их от этого клиента в дальнейшем, а то, что обо мне пойдёт дурная слава, будто я необязательный человек.
Нельзя подставлять клиентов. Сроки - это святое. Заключая с клиентом договор, - устный или письменный, - будь любезен его выполнять. Не выполняя обязательства, ты подписываешь себе приговор на всю оставшуюся жизнь.
Нельзя быть высокомерным. Звёздная болезнь ещё никого до добра не доводила, и многие заносчивые фотографы на моей памяти уходили в небытие. С такими никто не хочет работать.
Нельзя нервничать. Ситуации складываются самые непредсказуемые, поэтому лучше сохранять самообладание.
Нельзя фотографу во время съёмки злоупотреблять алкоголем. Я пробовал снимать в состоянии опьянения, и результат всегда оказывался хуже, чем после съёмки на трезвую голову.
Нельзя новому клиенту называть высокую сумму за первую съёмку. Заказчика нужно раскрутить: называешь среднюю цену - клиент заинтересовался, снимешь хорошо - клиент доволен, и - на будущее пошли заказы. Важно сразу, после первой же съёмки, составить о себе хорошее впечатление.
Надо иметь собственную студию и качественное оборудование - это визитная карточка профессионального рекламного фотографа. Я могу выполнить практически любой заказ в любом формате, потому что в моём арсенале есть узкая камера Nikon F5 и линейка объективов, среднеформатные камеры Contax 645 и Bronica GS-1 6x7, а также Sinar 4x5 дюймов и к нему кассеты 6x7. Если же соответствующей аппаратуры нет, приходится либо одалживать на время, либо отказываться от заказа.
Количество заказов зависит также от умения фотографа работать на любой аппаратуре. Мой друг, например, купил камеру 9x12 кардан, она пролежала у него около года, и он её продал - так и не научился ею снимать. Узкоформатной снимать проще. Соответственно сужается поток заказов, поступающих к фотографу.
За последние полтора года произошёл качественный скачок в развитии цифровых технологий. Проявка плёнки, сканирование и чистка изображения - все эти этапы в цифровой фотографии отсутствуют, что значительно экономит заказчикам время и деньги, поэтому многие из них сегодня предпочитают цифру. Из моих нынешних заказов уже более половины выполняется цифровой камерой Contax N Digital. Слайд по-прежнему востребован, но чаще - для полиграфических отпечатков очень большого формата (плакатов, постеров). В большинстве же случаев клиент заказывает съёмку для каталога, - обуви, одежды или других предметов, - где изображения не превышают формат А4, и с этой задачей прекрасно справляется цифровая камера. Поэтому начинающим рекламным фотографам советую как можно скорее осваивать цифру - число цифровых заказов растёт день ото дня.
И последнее: умейте легко расстаться с тем, кого называют «не мой клиент». Либо по деньгам, либо по представлениям о том, как надо выполнить работу. Согласишься с таким работать - потеряешь столько нервов, что никакие деньги их не компенсируют.
статья с сайта http://ilvits.narod.ru/
Комментарии: