У воды совершенно иные физические свойства, нежели у атмосферы, а значит и свет под водой распространяется иначе. Давайте рассмотрим, как это влияет на фотографию.
Даже самая чистая вода в 1000 раз менее прозрачна и в 770 раз плотнее, чем воздух. Это значит, что съёмка под водой с расстояния в один метр равноценна съёмке в километре от объекта на поверхности. В воде всегда присутствуют минеральные соли, неорганические частицы, микроорганизмы и просто частички грязи. Свет поглощается как самими молекулами воды, так и примесями; соответственно, чем грязнее вода, тем сильнее поглощение. Как следствие, максимальная прозрачность водной толщи не может превышать 60 метров, а минимальная может быть и нулевой.
Фотоны света, сталкиваясь с препятствиями в виде молекул H2O и примесей, не только поглощаются, но и рассеиваются, отчего изображение теряет контрастность, становится мутным. Чтобы было проще представить, как водная толща влияет на свет, привожу простое сравнение: «По сути, вода – это мутный голубой фильтр, который находится между вами и объектом съёмки».
Из школьного курса физики нам известно, что белый солнечный свет состоит из волн разной длины, составляющих спектр. Помните считалочку: «Каждый охотник желает знать…»? Подводный фотограф обязательно должен держать её в уме, потому что каждые 8 метров воды «съедают» одну составляющую спектра. То есть, начиная с этого расстояния, вы не сможете различить красный цвет, а красные предметы будут казаться чёрными.
NIKON D200 / 10.5 mm f/2.8 Установки: ISO 400, F8, 1/60 с, 15.0 мм экв.
На глубине 16 метров не будет уже ни красного, ни оранжевого цветов – и так далее, пока не останется только сине-фиолетовый. Это и есть цвет морской бездны.
Иногда со мной по этому поводу пытаются спорить: «Я вот был на Красном море, нырял на 30 метров и видел красные кораллы!» На самом деле, это обман нашего мозга. Во-первых, когда мы знаем, какого цвета объект, то мозг старается показать его нам именно таким. Во-вторых, для нас, «сухопутных животных», странно, если окружающие предметы будут однотонными, поэтому мозг-компьютер пытается сделать подводную картинку более привычной для нашего восприятия. А вот камера беспристрастна, она видит кораллы Красного моря на такой глубине сине-зелёными.
NIKON D3S / 16.0 mm f/2.8 Установки: ISO 400, F13, 1/640 с, 16.0 мм экв.
На этом фото с озера Иссык-Куль хорошо заметно, как исчезают цвета в зависимости от расстояния. Вблизи камеры камешки разноцветные, но чем дальше, тем более однотонным становится изображение.
Первые цифровые камеры имели очень небольшой динамический диапазон и для съёмки под водой практически не годились. Современные же камеры позволяют делать именно такие снимки, какие мы хотим.
NIKON D4S / 16.0 mm f/2.8 Установки: ISO 400, F16, 1/125 с, 16.0 мм экв.
Когда начинающий подводный фотограф пытается определить дистанцию под водой, то попадает в ещё одну ловушку. Это – так называемая проблема видимых расстояний. Поскольку коэффициент преломления у воды в 1,3 раза больше, чем у воздуха, то все предметы представляются бОльшими, чем есть на самом деле. И фотографу кажется, что он находится очень близко, но это всего лишь обман зрения. Под водой вы находитесь на 30% дальше от любого предмета, чем говорят вам ваши глаза. Поэтому в подводной съёмке совет Роберта Капы подойти ближе актуален как нигде, ведь это единственный способ получить качественную картинку.
Комментарии: