Дизайн профессиональных зеркалок давно устоялся, а потому кардинально переучиваться с 5D (и тем более с Mark II) на 5D Mark III не придется. Далее приведены снимки старой (EOS 5D) и новой (EOS 5D Mark III) камер, на которых можно найти не так уж и много отличий. Перечислю, что́ в систееме управления изменилось (появилось) у Mark III по сравнению со старой камерой: селектор включения под диском режимов и фиксатор диска режимов, селектор LiveView/видеорежима (у старой «пятерки» таких режимов вообще не было), больший дисплей (3,2 дюйма 1,04 Мп вместо 2,5 дюйма 0,23 Мп), кнопка Q и управление с помощью интерфейса оперативных настроек Q, большая кнопка контроля глубины резкости под правую руку, кнопка сортировки (назначения рейтинга) снимков, кнопка стилей / мультиэкспозиции / HDR-съемки.
В традиции большинства производителей цифровых камер — вместе с новой моделью выпускать и новый аккумулятор питания для нее. Хотя в профессиональном классе подобный подход к зарабатыванию денег на принадлежностях и не так откровенен, как в любительском, питание старой (аккумулятор слева, BP-511A) и новой (справа, LP-E6) «пятерок» не взаимозаменяемо. Аккумулятор новой камеры чуть более емкий, чем у старой (13 Вт·ч против 10,3 Вт·ч). Однако наличие у EOS 5D Mark III LiveView и видеорежима (а возможно, и других прожорливых систем), как мне показалось (за время недельной эксплуатации), не позволяет заметить это преимущество. Полдня активной съемки — и индикатор состояния аккумулятора предупреждает о частичной разрядке. Поэтому владельцу камеры, тем более если она покупается для работы, не обойтись без запасных аккумуляторов или питающей рукоятки (производитель рекомендует BG-E11).
Камера, основные характеристики и дополнительные функции
Небольшая техническая справка о камере (составлена на основе материалов из буклета о EOS 5D Mark III):
- оптика Canon EF;
- матрица 36×24 мм, 22,3 Мп КМОП (разрешение до 5760×3840), размер элемента 6,25 микрон, интегрированная система очистки от пылинок, светочувствительность выше, чем у предыдущих моделей, в ≈4 раза (2 ступени);
- считывание данных с матрицы 8-канальное;
- процессор обработки Digic 5+, 14-битная архитектура, в ≈17 раз быстрее, чем Digic 4;
- размера буферной памяти достаточно для съемки 18 RAW или 16 270 JPEG (при использовании карт CF UDMA 7);
- автофокус — фазовый датчик, 61 элемент, из которых 41 крестообразный, включая 5 сдвоенных крестообразных активных при диафрагмах больше f/2,8;
- система экспозамера — 63-зонная, двухслойный сенсор с измерением яркости и цвета;
- скорость серийной съемки — до 6 к/с;
- съемка видео — макс. разрешение HD 1080p с ручным управлением и двумя режимами сжатия (межкадровым и отдельно для каждого кадра), MOV (H.264, звук Linear PCM);
- диапазон светочувствительности экв. ISO 100 — 25 600, с расширением до экв. ISO 50 — 102 400;
- видоискатель — 100%-ный охват с отображением информации, увеличение ≈0,71Х;
- дисплей Clear View II повышенной прочности, 3,2 дюйма, 1 040 000 точек;
- LiveView 100%, 30 к/с, контрастный и фазовый автофокус, эмуляция экспозиции;
- сменная память CF I (UDMA-совместимая) и SD/SDHC/SDXC, запись: одновременная, последовательная, раздельная;
- затвор 1/8000—30 с, ресурс срабатывания затвора ≈ 150 000;
- вспышка — встроенной нет, горячий башмак под E-TTL II-совместимые внешние с контролем через интерфейс камеры, несистемные через PC-терминал;
- интерфейсы: USB 2.0, HDMI, Video, наушники, вход для внешнего стереомикрофона;
- электропитание Li-Ion LP-E6, ресурс съемки по CIPA ≈950 снимков при 23 °С;
- корпус из магниевого сплава с элементами защиты от пыли и влаги;
- размеры 152×116,4×76,4 мм, масса (только корпус) ≈950 г.
Из специфических функций новой камеры я бы отметил: наличие тихого режима съемки (вместе с заметным уменьшением громкости срабатывания механики затвора/зеркала падает и скорость съемки — примерно до 3 к/с в серийном режиме), возможность обработки снимков RAW в камере, синхронной и асинхронной записи данных на две карты памяти (можно дублировать запись, продолжать запись на другую карту при заполнении первой, записывать на разные карты разные форматы файлов).
Так выглядит интерфейс обработки RAW-снимков в камере:
Интерфейс встроенного редактора-конвертера снимков RAW | Функции настроек RAW-обработки: коррекция экспозиции, баланса белого, стиль, оптимизация передачи контраста, подавление шума, коррекция оптики, настройка выходного размера |
Настройка RAW-обработки, коррекция цветовых аберраций | Настройка RAW-обработки, сохранение данных |
Одной из наиболее интересных возможностей новой камеры является возможность снимать в условиях недостатка освещения, поднимая светочувствительность до рекордных для КМОП-матриц 102 400 единиц ISO. Чтобы оценить качество снимков, получаемых при различной светочувствительности, выполнялась съемка мишени Kodak Q13 и миры. Освещение — лампы накаливания, баланс белого — по серой карте, выдержки короткие. Далее приведены фрагменты в масштабе 1:1 серых полей шкалы Kodak Q13, черного поля (глубокая трубка из черного бархата) и миры. Слева — в режиме JPEG без подавления шума при высоких ISO. Справа — в JPEG со средним (стандартным) подавлением шума при высоких ISO.
При съемке в полный кадр рекордное значение ISO 102 400 стоит использовать только в экстремальных случаях, когда по-другому не снять, а диапазон ISO 50—6400 (с некоторой натяжкой и 12 800) можно считать вполне «рабочим». Как влияет повышение светочувствительности на реальные снимки, можно оценить по следующим примерам:
Корпус и интерфейс управления
Меню и функции
Дисплейные меню режима настройки камеры и съемки:
Интерфейс оперативного управления. С помощью джойстика и дисков управления можно выбрать параметр камеры и настроить его. В данном случае активна функция настройки раздельной записи JPEG на CF-карту, RAW — на SD | Дисплей в режиме отображения основных установок камеры (кнопка INFO). Кроме стандартных режимов съемки, фотограф может запрограммировать дополнительно 3 пользовательских (в данном случае C1/2/3 повторяют программный режим P) |
Настройка режимов работы системы автофокусировки и перевода кадров через меню оперативного управления | Дисплей в единственном «любительском» режиме съемки — «интеллектуальном сценическом» |
Настройка режимов экспозамера и баланса белого | Информация в режиме съемки LiveView. Кроме прочих индикаторов, включены симуляция экспозиции ExpSIM и уровень-указатель |
Настройки светочувствительности и компенсации экспозиции вспышки | Встроенный горизонт показывает наклоны камеры в двух направлениях: вокруг оси объектива и относительно направления на горизонт (выше или ниже) |
Первая страница меню основных съемочных настроек. Режим вызова функции коррекции оптики | Включение коррекции виньетирования и хроматических аберраций для установленного на камеру объектива |
Вторая страница съемочных настроек | Настройка качества и сжатия файла. Возможно сохранение неполнокадровых JPEG и RAW |
Третья страница съемочных настроек. Функции стиля обработки снимка и HDR / мультисъемки можно включить и через отдельное меню, вызываемое специальной кнопкой | Хотя камера не оснащена вспышкой, при установке внешней системной управлять ее установками можно через меню камеры |
Четвертая страница съемочных установок позволяет настроить работу камеры в LiveView | Выбор режима автофокусировки для LiveView: по контрасту, по контрасту с учетом определения лиц, фазовый быстрый |
В том случае, если съемка ведется в режиме JPEG, а объектив входит в число поддерживаемых камерой по части коррекции его недостатков, стоит включать режим «исправления оптики» в процессе съемки. Камера «исправляет» оптику быстро и эффективно. Далее приведены примеры снимков, полученных в режиме с компенсацией искажений и без них для двух разных фокусных расстояний объектива Canon EF 24—105 мм f/4 IS USM. Автоматика эффективно устраняет цветовую кайму хроматической аберрации, геометрические искажения (в руководстве камеры о коррекции дисторсии я информации не обнаружил, но судя по метаданным и характеру изображений, можно полагать, что геометрические искажения исправляются вместе с прочими) и виньетирование.
Одна из наиболее поразивших меня функций новинки — настройки системы автофокусировки. Поначалу обилие настроек кажется чрезмерным и излишним. Если верить описанию камеры: «Эти предустановки помогают запечатлеть сложные для съёмки объекты и очень полезны в ситуациях, когда движение объекта трудно предугадать». Чтобы оценить их эффективность, нужна немалая практика работы с камерой, которой у меня, к сожалению, нет. Отмечу, что пользоваться всем этим богатством несложно, а меню устроены логично.
Настройки системы автофокуса через отдельное меню AF:
Выбор режима слежения — под разные сюжеты и их динамику можно подобрать стиль работы следящей фокусировки, причем автоматика может учитывать не только поведение объекта, но и наличие случайных помех. Предусмотрено 6 вариантов стандартных установок, которые при необходимости еще можно «подстроить» | Описание первой установки работы системы следящей фокусировки — Case 1. Благодаря наличию встроенной системы подсказок (вызываются кнопкой INFO, если на странице меню есть маркер INFO — то есть если подсказка существует), разобраться с новыми режимами можно и без отдельного руководства |
Через меню можно настроить разный приоритет для спуска и для фокусировки для первого и второго кадра серии. Это позволит и не упустить момент (ценой неполной фокусировки при приоритете спуска), и при некотором везении запечатлеть его резко на другом кадре серии (при приоритете фокусировки) | Страница настроек режимов фокусировки для специальной оптики с электронным приводом кольца фокусировки, режимов подсветки автофокуса с помощью подключаемых вспышек, приоритета спуска/фокусировки при покадровой съемке |
Меню настроек системы фокусировки с пунктами выбора (автоматически и вручную) зон датчика фокусировки, а также включения режима памяти для зон фокусировки отдельно под вертикальный и горизонтальный кадр | Страница настроек режимов индикации и последовательности выбора зон фокусировки, а также вызова функции калибровки системы автофокуса под объектив или калибровки камеры (при наличии систематической ошибки фокусировки, не зависящей от оптики) |
Включение режима точной настройки автофокуса для всех объективов или для каждого (до 40) в отдельности | Настройка компенсации ошибки фокусировки для установленного на камеру объектива. Предусмотрена коррекция в пределах 20 шагов автофокуса для двух крайних фокусных расстояний в случае зум-объектива |
Область фокусировки для широкого датчика с 61 зоной также гибко настраивается. Возможности выбора зон в ручном и автоматическом режиме могут быть ограничены при использовании некоторых объективов:
Режим выбора точки фокусировки. Кроме размера области сенсора, настраивается, естественно, и его положение | Выбор точки фокусировки с близлежащей областью, не выходящей за пределы соседних точек |
Расширение зоны фокусировки от центральной точки на соседние | Еще большее расширение зоны фокусировки для выбранной центральной точки |
Переключение в режим выбора не точек фокусировки, а целых зон — групп точек | Режим автоматического выбора камерой зон фокусировки |
Меню системных установок камеры:
Системные установки камеры, меню настройки сохранения данных на карту памяти | Подменю настройки раздельной записи данных на две карты памяти |
Системные установки камеры | Системные установки камеры |
Системные установки камеры | Камера позволяет оценить состояние аккумулятора, а также умеет различать разные аккумуляторы (с разными серийными номерами) и помнит их состояние |
Настройки пользовательских режимов съемки через системное меню | Ввод информации о принадлежности снимка и авторских правах с помощью виртуальной клавиатуры |
Меню пользовательских настроек камеры
Кроме уже описанных функций персонализации камеры, у EOS 5D Mark III есть и привычное для камер Canon подменю пользовательских функций и создания своего набора приоритетных пунктов меню, необходимых пользователю в первую очередь.
Пользовательские настройки режимов экспозиции, вилки — брекетинга экспозиции и автоматики «безопасного сдвига» ошибочных установок пользователем параметров экспозиции | Пользовательские настройки интерфейсов отображения и управления |
Настройки отображения изображения и данных для случая, когда соотношение сторон кадра не соответствует стандартному для камеры 3:2 | Настройка органов управления камерой через меню пользовательских настроек |
Настройки пользовательской страницы меню | Настройки пользовательской страницы меню |
Режим просмотра:
Режим просмотра. Рейтинг снимку можно назначить через интерфейс камеры | Меню просмотра изображений. Снимки можно удалять и защищать от удаления, поворачивать, копировать с одной карты памяти на другую, преобразовывать из RAW в JPEG |
Просмотр снимка с увеличением | Меню просмотра изображений |
Просмотр миниатюры снимка, гистограмм и съемочной информации | Меню настройки интерфейса режима просмотра изображений |
Специальные функции. HDR и мультиэкспозиция
Как правило, HDR и мультиэкспозиция — функции, которые встраивают в камеры любительского класса. На автомате сложный многослойный снимок сделать практически невозможно, и лучше сводить воедино несколько экспозиций на компьютере. Тем не менее, в Canon EOS 5D Mark III и мультиэкспозиция, и HDR встроены. Снимок мультиэкспозиции сохраняется и в JPEG, и в RAW. HDR — только в JPEG. Камера не только объединяет серию снимков в один HDR, причем довольно быстро, но и успевает их автоматически выровнять друг относительно друга. А вот длинные серии мультиэкспозиции с рук снять не удастся, их взаимное выравнивание не предусмотрено. Для включения режима мультиэкспозиции, HDR, «стиля» у камеры есть отдельная кнопка (слева от дисплея, кнопка с кисточкой).
Выбор режима съемки — мультиэкспозиция | Выбор режима съемки — HDR |
Выбор режима обработки — стиль | Настройка HDR. Возможен выбор ширины диапазона яркости (вилки экспозиции при съемке), эффекта обработки HDR, режима перевода кадров, включение выравнивания снимков и сохранение снимков серии и готового HDR |
Меню настройки режима съемки и обработки мультиэкспозиции. Максимальная длина серии — 9 снимков. Возможна съемка серии подряд и «медленно» с контролем каждого сделанного снимка | Настройка HDR-диапазона |
Настройки режима объединения снимков серии мультиэкспозиции | Выбор эффекта обработки HDR |
Примеры HDR и снимков, полученных в режиме мультиэкспозиции:
HDR-снимок в полном разрешении 10 МБ
HDR-снимок в полном разрешении 6 МБ
Съемка видео и программное обеспечение
Видео
Большинство современных фотокамер со сменной оптикой могут использоваться и для съемки видео, и Canon EOS 5D не исключение. Но кроме базового набора видеофункций (HD-запись с частотой кадров от 24 до 60 к/с, использование автоматики экспозиции и стилей обработки, встроенный микрофон), имеющегося у любительских моделей, у описываемой камеры есть и специальные, позволяющие снимать ролики вполне профессионального уровня. К таким функциям относятся: ручное управление экспозицией, форматы записи со сжатием данных только «внутри» отдельного кадра — ALL-I (I-only) и с межкадровым сжатием IPB, возможность использовать временной код (таймкод SMPTE) для синхронизации данных при монтаже роликов, сделанных несколькими камерами / аудиорекордерами, наличие выхода на наушники для мониторинга звука и входа для подключения внешнего стереомикрофона, развитое меню управления записью звука, сенсорное управление параметрами съемки, существенно снижающее вероятность записи видео- и аудиопомех от прикосновений к камере. В режиме съемки видео можно настраивать экспозицию как вручную, так и используя автоматику (программную и с приоритетами экспопараметров), а также автоматику светочувствительности (при необходимости поддерживать неизменными выдержку и диафрагму). В процессе записи видео может быть задействован «контрастный» автофокус, активируемый кнопкой AF-ON.
Чтобы в полной мере использовать видеовозможности камеры, потребуются специальные принадлежности: монтировки и стабилизаторы, приводы управления фокусом и зумом, быстрые карты памяти (для записи видео со сжатием ALL-I нужны CF-карты, поддерживающие поток от 30 МБ/с или SD — от 20 МБ/с).
Как у всех фотокамер, у EOS 5D Mark III есть ограничение на длину видеоролика — 29 минут 59 секунд. При необходимости продолжать съемку придется начинать запись следующего ролика вручную и смириться с наличием небольших пауз между отдельными файлами. А вот переключение на запись следующего файла при превышении размера 4 ГБ (при съемке HD со сжатием ALL-I 4 ГБ «набегают» за 5-6 минут записи) производится камерой автоматически.
Экранные меню видеосъемки:
Дисплей в режиме видеосъемки | Настройки параметров видео и экранного интерфейса для видеосъемки |
Управление режимами видеозаписи: включение таймкода, бесшумного режима управления, программирование кнопки управления записью видео | Форматы видеозаписи в меню камеры |
Камера в режиме бесшумного управления диафрагмой и экспокоррекцией во время записи видео | Настройки записи звука для видео |
Как правило, фильм собирается из небольших роликов, которые при необходимости снимаются с разной экспозицией и глубиной резкости. Затемнение / осветление и изменение глубины резкости в процессе съемки скорее спецэффекты, чем стандартные приемы. Для их реализации нужны кинообъективы со специальными приводами диафрагмы и камеры с пллавным управлением экспозицией. В EOS 5D Mark III такие функции реализованы электронно — сенсорно с управлением параметрами (выдержка, диафрагма, экспокоррекция, светочувствительность, уровень звука) с помощью диска быстрого выбора. Для включения функции «бесшумное управление» нужно активировать ее через меню, а затем, начав съемку видео, вызвать сенсорный интерфейс кнопкой Q. Клацание кнопки Q в начале ролика будет записано, но затем уровень помех от управления параметрами съемки будет очень низким, и уж точно не сравнимым с помехами, записываемыми при вращении дисков управления камерой. Далее для примера приведены два ролика, снятые с рук, с использованием обычного механического управления и сенсорного.
Исходный ролик 720p 80 МБ
Исходный ролик 720p 120 МБ
Программное обеспечение
Камера комплектуется набором ПО, которого достаточно для ее настройки (EOS Utility и Picture Style Editor), удаленнного управления съемкой (через USB или сетевой интерфейсы с помощью EOS Utility и WFT-модуля / утилиты), загрузки снимков на компьютер с камеры или карты памяти (EOS Utility или ImageBrowser EX), организации хранения, первичной обработки снимков и видеороликов, загрузки данных на сетевые сервисы (ImageBrowser EX), обработки RAW-снимков (Digital Photo Professional). Программы неоднократно описывались (за исключением ImageBrowser EX, фактически заменившей ZoomBrowser EX) отдельно и вместе с камерами Canon, поэтому в этой статье остановлюсь на них кратко.
ПО из комплекта камеры совместимо с операционными системами Windows и Macintosh. Для UNIX-подобных платформ управлять камерой и дистанционной съемкой можно с помощью программы gPhoto, описанной В. Родионовым в статье «Программа gPhoto2-2.4.8». Им же были предоставлены и экранные снимки программы в режиме управления с ее помощью камерой Canon EOS 5D Mark III:
Изображение в полном разрешении
Изображение в полном разрешении
Источник: ixbt.com
Смотрите также:
"Новинка 2012" - Nikon d600, обзор самой доступной полнокадровой камеры
Комментарии: