Что такое резкость фотографии? Очевидно, она складывается из резко изображенных деталей, которые и формируют всю картинку. Тогда чем отличается резкая деталь от нерезкой? В первом случае на границе детали и фона имеется существенная разница в яркостях. Совместите краями две области – черную и белую и вы получите максимальную резкость на их стыке. А если теперь начать повышать яркость для черной части и уменьшать для белой, то чем серее они будут становиться, тем менее заметным будет переход между ними, и резкость их контуров на стыке также будет уменьшаться. Это явление лежит в основе любого повышения резкости изображения. В Photoshop есть два принципиально разных способа повысить резкость изображения. Один способ подразумевает использование готовых фильтров семейства Sharpen. Другой использует специальные комбинации фильтров и инструментов. Кроме того преследуются две конечные цели высокой резкости: картинка на мониторе и после печати на принтере. Если кто-то думает, что фотография, которая хорошо смотрится на экране, так же будет выглядеть после печати, то его может подстерегать жестокое разочарование. Чтобы его избежать, стоит учесть, что для визуальной оценки качества снимка имеют значения только два экранных размера: 100% – если фото будет демонстрироваться на мониторе и 50% – для представления его вида после печати. Все другие варианты увеличения/уменьшения имеют проблемы со сглаживанием и не должны использоваться для оценки качества в целом и резкости в частности. Строго говоря, 50% увеличение тоже не идеально – при нем картинка выглядит чуть более резкой, чем предполагается, но если об этом знать, то со временем можно привыкнуть учитывать этот нюанс. Где место увеличения резкости в технологической цепочке обработки изображения? В отличие от «командира на лихом коне» – в конце, так как любые операции со снимком почти неизбежно ухудшают его резкость. И, наконец, самое печальное известие: единого рецепта повышения резкости нет! Существует минимум четыре первичных фактора, которые своим присутствием влияют на процесс повышения резкости: устройство захвата (фотоаппарат или сканер), содержание фотографии (крупные или мелкие объекты), устройство вывода (печать или монитор) и конечный размер картинки. Для достижения идеального качества придется анализировать все эти составляющие и их воздействие на фотографию, но если кто согласен на результат похуже, то вполне может использовать возможности стандартных фильтров повышения резкости. Так мы плавно и незаметно подошли к инструментам Photoshop. В опциях Filter (Фильтры) > Sharpen (Резкость) есть набор готовых решений, который каждый волен применять по своему усмотрению методом «в один клик». Но мы пойдем другим, более творческим и, рискну утверждать, более качественным путем. В фотографии давно известен метод нерезкой маски. В доцифровую эпоху, когда вся фотография опиралась на негативы и позитивы, этот метод реализовывался так: сначала с оригинального пленочного негатива печатали тоже на пленке позитив с чуть пониженной резкостью. Потом эти две пленки совмещали, и получался промежуточный негатив нерезкой маски. За счет такого сложения изображений их области с малым перепадом яркостей практически выравнивались по плотности, и на этом фоне резко проступали контуры деталей. Термин «плотность» у цифровых фотографов не очень популярен, если только они не выросли из пленочной среды. Практически он означает степень затемнения пленки. В компьютере на плотность изображения сильно влияет степень загрязнения монитора,.. однако, вернемся к нерезкой маске. Ее окончательный вариант печатали с получившегося пленочного бутерброда, максимально увеличивая контраст. После чего снова складывали с исходным негативом и теперь уже печатали окончательное изображение. Нерезкая маска почти не оказывала влияния на области с малым перепадом яркости-плотности и подчеркивала их границы. Самое интересное, что в Photoshop иногда применяется способ очень похожий на описанный, только реализуется он, естественно, иначе. Для начала надо определиться с тремя параметрами, которые с разной степенью активности участвуют в повышении резкости. Лучше это сделать здесь и сейчас, чтобы потом каждый раз не отвлекаться на пояснения. Итак, знакомьтесь: |
|||
Amount (Эффект) – параметр, который определяет силу воздействия фильтра или степень увеличения контраста: чем больше значение, тем светлые пиксели светлее, а темные темнее. Диапазон изменения параметра от 1 до 500 %. Но больше – не значит лучше. Все равно придется искать какую-то оптимальную величину для конкретного снимка и его конечного размера. | |||
Radius (Радиус) – определяет ширину области по сторонам границы резкости, которая подвергается воздействию фильтра. Пределы действия – от 0,1 до 250 пикселей. Чем меньше интервал (в пикселах) на котором происходит перепад плотностей, тем четче граница между ними. Практически это означает, что исходя из максимизации резкости нас должны интересовать малые значения Radius. C другой стороны значение Radius не должно превосходить размера мелких деталей на изображении, иначе они будут потеряны. | |||
Threshold (Порог) — порог различия плотности изображения, иначе говоря – насколько сильно по тональности должны различаться соседние пиксели. Диапазон – от 0 до 255. По умолчанию он равен нулю, и, зачастую, таким при работе он и остается. Если только не захотим ослабить действие фильтра, поскольку увеличение этого параметра препятствует повышению резкости в областях с низким контрастом. Порог также полезен для снижения цифрового шума возникающего при использовании Unsharp Mask. Внимание! Если все вышеизложенное вы пропустили, то рискуете потратить массу времени на бездумное дергание ползунков, но так и не добиться приемлемого результата. |
|||
Использование Unsharp Mask (Контурная резкость) | |||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
Контрольный отпечаток покажет, насколько правильно были подобраны значения параметров и в какую сторону их надо корректировать. Но даже если фотографию не печатать, то такое «упражнение» дает хорошую возможность почувствовать работу фильтра и определить правильную последовательность действий с ним. Посмотрим несколько усложненный способ использования фильтра Unsharp Mask. |
|||
Создаем копию слоя и применяем к ней режим наложения Luminosity (Яркость). Это позволит избежать неравномерных цветовых переходов, к которым Unsharp Mask имеет склонность. К тому же в данном случае важно подчеркнуть яркость. | |||
К новому слою применяем фильтр Filter > Sharpen > Unsharp Mask. Amount задаем большим – около 300%. Radius наоборот – всего 1,3. Ориентируемся на сильное увеличение резкости слегка за гранью допустимого. Где у кого эта грань располагается – зависит от личных творческих способностей. Для Radius помним правило: чем мельче детали – тем меньше Radius. И наоборот. | |||
Несколько чрезмерное увеличение резкости сглаживаем нехитрым приемом. Кликаем правой клавишей по слою и в контекстном меню выбираем опцию Blending Option (Параметры наложения). И в появившемся окне обратим внимание на нижнюю градиентную полоску. | |||
|
|||
Фильтр Unsharp Mask в чистом виде или с небольшой добавкой как в нашем примере весьма сильное средство, поэтому при работе с ним надо соблюдать определенную осторожность, придерживаясь врачебной заповеди «Не навреди!». Между тем легко заметить, что Unsharp Mask имеет серьезные недостатки. Во-первых, фильтр одинаково обрабатывает все изображение, не отличая те места, где резкость вообще повышать не нужно. Во-вторых, если фотография имеет цифровой шум, то фильтр сделает его еще сильнее. Конечно, можно увеличить значение порога Threshold, но поплатиться за это потерей мелких деталей. Наконец, в-третьих, этот метод повышения резкости относится к разрушительным для изображения. Происходящие изменения впоследствии нельзя будет нейтрализовать или просто смягчить без дальнейшего сильного ухудшения качества. Фильтру Unsharp Mask есть альтернативные решения, и одно из них – Smart Sharpen (Умная резкость). Он изменяет резкость с учетом тональных особенностей снимка и имеет два преимущества перед Нерезкой маской. |
|||
Первое заключается в наличии опции Remove (Удалить), которая задает варианты размывания изображения. Это расширяет творческие возможности фотографа. Второе – позволяет работать раздельно с темными и светлыми частями картинки и устанавливать для них различные степени повышения резкости. Несмотря на «продвинутость» этого инструмента по сравнению с Unsharp Mask, он тоже не лишен недостатков. Не решен вопрос неповышения резкости для гладких поверхностей, которым резкость и не нужна. Шум, подавляемый в тенях, может увеличиться в светах. И изменение резкости все также остается разрушительным для снимка. Поэтому самое время обратиться к методу, который совсем не использует инструменты резкости, но, тем не менее, ее повышает. |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
Работа с отдельным слоем в этом методе должна успокоить фотографа – сделанные изменения легко могут быть отменены или вообще уничтожены. Кроме того, такое увеличение резкости отлично сочетается с любой другой обработкой снимка. Но если вы подумали, что мы наконец-то добрались до истины, которая всегда была где-то тут, недалеко, то Photoshop снова готов обрушиться на вас своей многовариантностью. Не верите? Пожалуйста – еще один способ использования High Pass. | |||
|
|||
Помните, из детства: «Сказка – ложь, да в ней намек…»? Так и здесь – если кто-то предлагает в Photoshop какой-нибудь способ сделать что-либо, это не значит, что вы не сможете сделать то же самое своим собственным способом. Не исключено, что лучшим. Или приципиально иным. Как, например, использование другого цветового пространства. Повышение резкости в LAB Ранее рассмотренные методы повышения резкости имеют еще один недостаток, о котором не упоминалось – возможное искажение цвета на границах деталей. Это вызвано тем, что пространство RGB, в котором снимает по умолчанию любой фотоаппарат, неразрывно связано с цветами и их затрагивает все, что в нем происходит. |
|||
Исходная фотография сделана в RGB, а цветовое пространство LAB информацию о цвете содержит в каналах А и В, и нам для работы может предоставить только данные о яркости в канале Lightness (Яркость). | |||
Переводим изображение в пространство LAB: Image (Изображение) > Mode (Режим) > Lab Color (Цветовое пространство LAB). В палитре Channels (Каналы) делаем копию слоя Lightness (Яркость). Картинка становится черно-белой. | |||
К новому слою применяем фильтр Filter (Фильтр) > Stylize (Стилизация) > Glowing Edges (Свечение краев) с параметрами Edge Width (Ширина края) = 1, Edge Brigthness (Яркость края) = 14, Smoothness (Гладкость) = 3. | |||
К этому же слою применяем еще один фильтр – Filter (Фильтр) > Blur (Размытие) > Gaussian Blur (Размытие по Гауссу) с Radius (Радиус) = 0,5. Загружаем выделение – удерживая нажатой клавишу Ctrl кликаем по каналу Lightness copy. | |||
Переходим на слой Lightness и, не отменяя выделения, применяем фильтр Filter (Фильтр) > Sharpen (Резкость) > Unsharp Mask (Контурная резкость) с параметрами Amount = 400%, Raduis = 0,5 (зависит от конечного размера снимка), Threshold = 0 (всегда!). Снимаем выделение – Ctrl+D, и удаляем слой Lightness copy. После чего изображение снова возвращаем в пространство RGB. | |||
Автор: Игорь Ульман , источник http://www.compartstudio.com/school/book/3-14/3-14.htm
|
PHOTOSHOP ДЛЯ ФОТОЛЮБИТЕЛЯ. Методы повышения резкости
Популярные статьи:
Комментарии: