В свободной энциклопедии Википедия написано что город возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан. При поездке в этот город не плохо ознакомиться с прогнозом погоды, либо начать посещение ближе ко второй половине дня так как город находится на высоте 540 метров над уровнем моря и утренний туман может испортить впечатление от увиденного. Если сказать точнее, то вы просто не увидите половины того чем располагает этот город. Пешеходная часть маршрута (1,5 км) начинается от конечной остановки маршрутного такси. Рядом находится оборудованная автостоянка. Наш путь лежит в открывающееся справа ущелье Марьям-Дере. Удобная обувь для путешествия по горным дорогам будет необходима для подъема на плато где и расположился город Дорога, по мере подъема постепенно прижимающаяся к нависающей над ней скальной стене приводит к Успенскому монастырю. Наша дорога лежит дальше в горы. После монастыря она уже не такая гладкая и покатая. Преодолев и эту часть пути мы добрались до главных ворот города. У ворот находится Тику-Кую, осадный колодец Чуфут-Кале— древняя гидротехническая система подземных сооружений. Сенсационное открытие было сделано в 1998–2001 годы. С давних пор вода в крепости была привозной — ее брали в источниках Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Использовали также дождевую и снеговую воду. Запасы воды в виде снега и льда хранили в пещерах под соломой и войлоком. Южные (малые) ворота (ворота Кучук-Капу). Здесь покупаем билеты и проходим в город. За воротами небольшое пространство огражденное вертикальными стенами а из них на нас смотрели окна города в котором застыло время То что оно застыло для города, это условно, разрушения происходят, но не так быстро как могло бы быть. Туман, он окутывал происходящее густой пеленой скрывая от нас напрочь горизонты, в ясную погоду наверно видно мужско монастырь что на другой стороне ущелья Руины мечети построенной в 1346г в правление Золотоордынского хана Джанибека. В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер. Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик и ханская столица была перенесена туда. Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор. До наших дней от той эпохи сохранился Дюрбе (мавзолей) Джанике-ханым. Дюрбе (мавзолей) Джанике-ханым расположено на территории Старого города, перед северной куртиной Средней оборонительной стены. Комплекс представляет собой восьмигранную в плане постройку, крытую черепицей. К южной части пристроен резной портал, обрамлённый пилонами и перекрытый аркой. Дверной проём украшен надписями на арабском: "Мухаммед, (да будет над ним мир!) сказал: это мир есть жилище суеты, будущая-же жизнь вечна. Да будет прославлен тот, кто вечно велик и милостлив к своим рабам смертным и тленным"; "Мухаммед, (да будет над ним мир!) сказал: эта жизнь есть нива для будущей жизни. Ещё он сказал: настоящая жизнь есть часть, употребляйте её на служение Богу. Ещё он сказал: спешите молиться и покаяться прежде смерти"; "Мухаммед, (да будет над ним мир!) сказал: верующие не умирают, но переходят из мира тленного в вечность. Месяца Джемазиульахир 720 г.". В мавзолее была похоронена Джанике-ханым, дочь золотоордынского князя Тохтамыша, умершая в 1437 г. Об этом свидетельствует надпись на известняковом надгробии, открытом внутри мавзолея. За мавзолеем растет дерево - "Дерево желаний". Существует поверье, что если обнять это дерево и загадать желание - оно обязательно сбудется.. Городские улицы украшали арки, они же и ворота на случай опасности Посетив одну из хозяйственных построек можно посмотреть виды из окна, но мы кроме тумана ни чего не увидели. Не повезло, а значит есть повод приехать сюда еще раз. На улицах города остались следы от водостоков Водосборный колодец расположен немного южнее площади. Он представляет собой вырубленный в скале резервуар, куда собирается дождевая и талая вода: причем сам колодец и подходы к нему устроены так, что основной поток дождевой воды, проходящий через Средние ворота — Орта-капу — неизбежно оказывается в колодце; рядом с ним вырублены в скале два отстойника. Известно, что уже в XVII в. Чуфут-Кале был безводным местом; воду в город привозили из окрестных источников на ослах. За воротами Средней стены начинается Главная улица, в каменную поверхность которой глубоко врезались колеи; для пешеходов оставлены узкие тротуары из каменных плит, неплохо сохранившиеся. Справа за невысокой стеной — два жилых дома XVIII в. В одном из них до конца своих дней жил известный караимский ученый Авраам Самуилович Фиркович (1787-1874). Дом поставлен на самом краю обрыва и виден издалека. В городе сохранились два здания кенасс — караимских храмов. Термин "кенасса" стал употребляться относительно поздно — уже в новое время, ранее караимские храмы по аналогии с еврейскими назывались синагогами (слово греческое). Согласно преданиям, Большая или Соборная кенасса (та, что слева) построена в XIV веке; Малую кенассу (Кодэш-Рэва — Дом собрания) построили в XVIII веке караимы, которые переселились из Мангупа и вывезли оттуда "стройматериал". Во всяком случае, в стенах обоих зданий имеются одинаковые голосники — приспособление, которое в XVIII в. уже не применялось
Комментарии: