Павильон был построен архитектором И.Ф. Браунштейном по приказу Петра I в 1721-1725 годах.
Эрмитаж(hermitage) с французского переводится как "приют отшельника" и первоначально эти скромные строения возникли как жилища монахов - эрмитов, селившихся вдалеке от людей.
Со временем "жилища отшельников" начинают возводить у себя в садах богатые люди. Предназначение домиков оставалось прежним: владельцы предавались там уединённым размышлениям и созерцанию своего внутреннего мира. Однако, если у кого-то из владельцев эрмитажей не было времени или отсутствовало желание к размышлениям, приходилось нанимать отшельников или вместо живого человека помещать куклу или статую.
К XVII веку эрмитажи становятся уже своеобразным символом, эмблемой парка и входят в садовую планировку, превращаясь в малый дворец - место, где можно "с весёлыми друзьями посидеть в нём, выпить, покурить и просто плюнуть."(Т. Вортон "Приятности меланхолии", 1722)
В 1716 году Пётр I посетил Данию и находился там 4 месяца. Король Фридрих IV - союзник России в Северной войне, пригласил русского царя на охоту в королевский олений парк местечка Йегерсборг. После охоты в охотничьем домике "Эрмитаж", построенном в 1694 году состоялся обед, где важный гость познакомился с механическим столом, который "с помощью канатов и гирь поднимает пищу прямо наверх".
Петровский замысел повторил европейскую традицию, согласно которой эрмитаж находился в уединённом месте "райского сада", на границе земли и воды и использовался, как место для отдыха и развлечений узкого круга людей.
Эрмитаж строился как место, где государь и его ближний круг могли общаться, не придерживаясь придворного протокола.
Попасть в здание можно было только по подъёмному мосту, перекинотому через ров, который со всех сторон окружал павильон.
Главная диковинка Эрмитажа - овальный подъёмный стол, рассчитанный на 14 персон. В отверстие, проделанное в полу посреди Парадного зала на 2-м этаже, слуги поднимали или опускали среднюю часть стола, наматывая на вал лебёдки канат или распуская его при помощи обычной ручной тяги. Кострукция подъёмного стола уравновешивалась двумя противовесами по 50 кг каждый, расположенными в подвале здания. Сигнал к общей смене блюд давался большим колоколом.
Благодаря тому, что у каждой из 14 тарелок свой подъёмный механизм, гость мог заказать себе отдельное блюдо. К тарелкам были протянуты шнуры, к которым на 1-м этаже крепились маленькие колокольчики.
В годы Великой Отечественной войны Эрмитажу был нанесён большой урон. После захвата немецкими войсками Нового Петергофа 23 сентября 1941 года противник устроил на втором этаже павильона "Эрмитаж" свою орудийную позицию для обстрелов советских кораблей в Финском заливе. Эти события самым драматическим образом сказались на сохранности здания. Безвозвратно был утрачен петровский подъёмный стол — изюминка Эрмитажа. Однако павильону повезло. После освобождения Нижнего парка "...дворец стоял под крышей, были целы его стены за исключением пробоины со стороны моря", — писала в своих воспоминаниях научный сотрудник Н.Н. Фёдорова. Предварительные работы по реставрации павильона и созданию экспозиции начались весной 1951 года. В марте 1952 года составлялось проектное задание, в апреле началось восстановление музея. 17 августа 1952 года Эрмитаж распахнул свои двери для гостей Петергофа, "в час дня прошла по нему первая экскурсионная группа". Так началась история первого послевоенного музея.
Комментарии: