Пашис А.В.
Физика и метафизика фотографии. Постмодернистский подход
Физика
В искусстве существует ряд законов и правил композиции, рациональное выполнение которых позволяет сделать создаваемые образы наиболее запоминающимися. Коротко перечислю их.
1. Цельность, неделимость композиции. Взаимосвязь всех элементов в рамках одной простой фигуры (треугольник, прямоугольник, ромб, овал, плавная волнистая линия). Композиционная простота.
2. Неожиданные комбинации. Закон контрастов:
— контраст форм;
— контраст силуэтов;
— света и тени;
— теплых и холодных тонов;
— контраст комплементарных цветов;
— контраст величин;
— психологические контрасты.
3. Глубина пространства. Наличие нескольких планов, линейной, воздушной, цветовой перспективы.
4. Отражения. Повторы. Рифма. Ритм.
5. Создание сюжетно - композиционного центра (СКЦ). Смысловой центр выделяется решением проблемы «большого» и «малого». СКЦ занимает больший объем, характерно освещен, удачно скомпонован. СКЦ подчеркнут динамикой кадра, контрастом, тоном, цветом. СКЦ расположен на активных точках изобразительного поля.
6. Движение в кадре. Слева направо по диагонали вниз - быстрее, справа налево по диагонали вверх - медленнее.
7. Манипулирование символами и знаками.
8. Деформация масштаба.
9. Симметрия или явная асимметрия композиции.
10. Параллельность композиции. Предотвращение параллелей на краях изобразительного поля.
11. Частичное перекрывание объектов для создания ощущения единства композиции.
12. Печатный текст в рамках или за рамкой фотографии, несущий изобразительную нагрузку.
13. Соотнесение свободного места на фотографии с сюжетно - композиционным центром. Окружение, обрамление объекта.
14. Идейный ключ, полярность фотографии. Определение стихии: опьянение (Дионис) или сновидение (Аполлон).
15. Ирония. Юмор. Двусмысленность или многозначность.
16. Натюрморт. Крупный план.
17. Шарм. Нечто очаровывающее.
18. Секс и романтика.
19. Изображение, подразумевающее временное повествование, метафорический рассказ.
20. Использование знаменитостей и эффекта «дежа вю».
21. Формирование слитной композиции посредством использования принципа «чёт-нечет», «инь-ян».
22.Совокупное применение всех законов и правил для поиска оптимального композиционного решения по принципу «тезис - антитезис - синтез».
Постмодернизм
П
Основные признаки постмодернистского искусства (ПИ):
В постмодернизме исчезают границы между видами и жанрами искусства. Любое творение стремится стать музыкой. Восприятие происходит не по одному каналу, а единым массивом. При этом текстовая дешифровка смысла изображения теряет значение. Восприятие осуществляется индивидуально, субъективно, на уровне символов.
Основным качеством постмодерна становится непонимание.
Непонимающий зритель превращается из субъекта, созерцающего произведение искусства, в объект этого же искусства.
Процесс создания произведений ПИ подобен волне: она не гаснет при восприятии, а тут же, входя в резонанс с собственными колебаниями зрителя, индуцирует ответный творческий процесс.
В постмодерне художник творит интуитивно, то есть он сам не осознает и не ведает что творит.
Всякое верное понимание ПИ уже неверно по той причине, что всякий воспринимающий его зритель, становясь объектом ПИ, знает об этом произведении все, но не знает ничего. Потому что объект искусства, становясь в позицию объясняющего это произведение искусства, тем самым разрушает его целостность и таким образом обогащает его новым содержанием. Следовательно, развивая в себе потребность восприятия искусства, мы одновременно создаем новую нужду. Несмотря на кажущуюся катастрофичность этот процесс невозможно обратить вспять, так как смысл жизни, смысл существования Вселенной - это путь раскрытия заложенной в ней потенциальности. И много тех, кто не может пойти по этому пути. Еще больше тех, кто могут, но не пойдут. Человечество явление историческое. А историческое - значит временное, имеющее, возможно, случайное начало но, увы, неизбежный конец. И все же те, кто начинают этот путь, далеки от конца.
Искусство и, особенно, искусство фотографии обозначает вехи на этом пути. Фотографируя, мы создаем прошлое. Выбирая из негативов кадр для печати, мы шьем себе одежду на будущее из тех кусочков времени и бытия, о которых тоскуем в настоящем. Тем самым мы программируем свое будущее. Ибо взрослый человек - не выросший ребенок, но совокупность «Я» разных возрастов.
Создавая фотографию, мы говорим себе: «Смотри, вот это новое. Но это было уже в веках, бывших прежде нас». Мы спрашиваем себя: «Причастны или не причастны ко злу, которое творится вокруг?» Это рождает в нас веру, смысл которой не в том, чтобы поселить человека на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в душе человека. Это - как легенда об Атлантиде, это - не летописи прошлого, а воспоминание о будущем.
Вернемся к постмодернизму.
Человеку, не владеющему языком восприятия ПИ, не поможет и величайший шедевр. И наоборот, для зрителя, раскрывшего в себе каналы восприятия, весь мир становится предметом искусства, без авторства и временных рамок. Все события, тексты, изображения, фигуры обобщаются в едином облаке ПИ. Все мыслимое можно обнаружить в рамках одного творения. Оно повсюду и нигде, - это «как бы» искусство.
Искусство постмодерна неотличимо от науки. Оно продукт сотворчества всех как бы пишущих и читающих, как бы творящих и воспринимающих творение, как бы доноров и как бы реципиентов. Постмодерн - это искусство магического «как бы».
Метафизика
Метафизика фотографии - то необъяснимое, что остается в фотографическом творчестве, когда мы рассказали все о фотоаппаратах, постановке света, светофильтрах, о качестве фотоматериалов, о проявителях, о выставках и наградах, о фотомоделях и обо всем с приставкой «фото», что поддается рациональному объяснению. Метафизика фотографии - это нечто иррациональное и расплывчатое, составляющее специфику фотографического творчества. Иначе говоря, это «музыка фотографии». Но в фотографии, в отличие от музыки, порой настройщик, композитор, исполнитель и объект, потребитель и продукт объединены в одном. Это создает иллюзию доступности фотографии как искусства, ощущение легкости фотографического языка и обеспечивает функции универсального средства общения.
Уникальность фотографии заключается в том, что она находится на границе раздела между:
— неподвижным и подвижным (живопись, графика - кинематограф);
— протокольно - документальным и внутренне обобщенным, а значит в значительной степени вымышленным («искусство факта» - «искусство вымысла»);
— между элитарными, технически сложными видами искусств и общедоступными формотворческими действиями с помощью автоматических фотоаппаратов, подобных переключению телеканалов пультом дистанционного управления.
Попытки определить специфические, присущие только фотографии черты привели к заключению, что фотография в лучших своих проявлениях:
— 1. Репортажна в плане отражения происходящих событий в жизни художника, изменения его психологии под воздействием внешних факторов.
— 2. Спонтанна, то есть является не результатом выполнения длительных рациональных процедур, а следствием подсознательных, почти инстинктивных импульсов, подобных морганию.
—3. Легковоспроизводима. Фотография, подобно сперматозоидам, является первым в истории человечества легковоспроизводимым продуктом изобразительного искусства. Изобретение фотографии, с одной стороны, сопоставимо с зарождением письменности и изобретением книгопечатания. С другой стороны, фотографический процесс предвосхитил открытие процесса клонирования в генетике.
Отсюда становится ясной историческая функция фотохудожника - реально запечатлеть в материале то, что мы не видим, когда моргаем, или когда отводим в смущении глаза, или то, что остается в нас невысказанным после пересказа сновидения.
Искусство вообще, и искусство фотографии в частности, служит глобальной замочной скважиной в потусторонний мир. Мгновенно запечатлеваемый образ (симультанный гештальт) — то единственное, что связывает время и пространство. Интуитивное восприятие этого образа - единственный способ понимания бесконечного. Последнее возможно только средствами искусства, а не науки, которая только объясняет наблюдаемые факты.
В восприятии произведения искусства можно выделить три уровня:
—1. Уровень вербализации, пересказа словами. На этом уровне выполнено большинство документальных и информационно репортажных фотографий. Функция зрителя при этом - «наблюдатель» или «рассказчик».
—2. Уровень подобия. У зрителя воспринимающего фотографическое изображение на этом уровне, полуосознанно возникает некое новое внутреннее настроение, состояние. Функция зрителя - «участник действия» или «герой».
—3. Уровень катарсического вдохновения. Когда в результате действия многих факторов мгновенно возникающий целостный образ приводит к просветлению сознания и тем самым индуцирует ответное творческое состояние. Функция зрителя - «соавтор» или «творец».
Таким образом, наиболее аутентичное восприятие произведений искусства приводит к появлению другого, ответного произведения искусства. Только такого рода творческую индукцию я называю целостным духовным восприятием художественного произведения.
Следствием такого восприятия искусства будет являться виртуализация действительности, замена грубых материальных действий, вызванных постоянно возникающими психологическими аффектами, переживанием просветления при творчестве и творческом восприятии произведения искусства. Собственно, идея виртуализации - порождение отнюдь не нашей «компьютерной эпохи». Это продолжение религиозной концепции загробной жизни души человека, смысл которой заключается в том, что человек, обретя сознание, поднявшись над миром животных, приобрел главный порок - чувство депрессии, несчастья от сознания собственной неудовлетворенности и /или смертности. Это плата за цивилизацию. Накопление и потребление материальных благ, не нарушит, а скорее усугубит состояние беспомощности человека перед временем. Только медитация посредством искусства или религиозный экстаз дает почувствовать нечто больше телесного — жизнь души.
Заключение
Перефразируя слова К. Г. Юнга можно сказать, что осознанно ориентированное, но спонтанное и пневматичное фотографическое творчество возможно благодаря четырем функциям:
— ощущение при созерцании говорит нам, что существует нечто достойное съемки;
— мышление дает нам информацию о том, чем является это нечто;
— чувство отвечает, благоприятно это или нет;
— интуиция оповещает нас откуда это возникло и куда уйдет.
(1997 -- 2012)
Комментарии: