error
Регистрация

Пашис А.В. Пространственная и временнАя перспектива в фотографии

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Андрей Пашис
Опубликовано: 23.08.2012 в 12:02:29

 

Пашис А.В.                                Пространственная и временнАя перспектива в фотографии

 

                              

 

Наша душа состоит из гармонии, а гармония зарождается только в те мгновенья,

 

когда пропорциональность объектов становится видимой или слышимой.

 

(Леонардо да Винчи)

 

Чем мне нравится мини, - сразу видишь будущее в перспективе.

 

(М. Жванецкий)

 

Мы живём в такое время, когда авангард искусства располагается сзади, а аккомпанемент выступает с сольными концертами.

 

(М. Жванецкий)

 

Художник должен рисовать не то, что он видит сейчас, а то, что он должен увидеть потом.

 

(Поль Валери) 

 

 

 

                Исторически первое изображение первобытного художника представляло собой контурную линию, которая окружала тень человека, отброшенную солнцем на стену. Следующим онтогенетическим шагом в развитии изобразительного искусства было придание изображению похожести на реальный объект посредством передачи объёма и перспективы объекта в пространстве. Дальнейший этап развития искусства характеризуется включением временной координаты в изображение посредством фиксации мгновения (динамичные картины, фотографии) либо захватом части временного отрезка действия в изображение (театр, кино), то есть демонстрацией временной перспективы.

 

                Пространственная перспектива - главная составная часть изобразительного искусства. Перевод с латыни слова «perspicere» означает «смотреть сквозь, проникать взором, ясно, правильно видеть».  Перспектива - это прежде всего анимация плоскостного пространства, реставрация его первичной объёмности, создание иллюзии реальности наблюдаемой на фотографии картины мира.

 

Перед художниками «не-фотографами», создающими свои произведения с помощью кисти, карандаша или другими «рукотворными» способами, изначально всегда стоит задача «похожести», т.е.  корректного перенесения на полотно картины реальных объектов в соответствии с законами геометрии, особенностями зрительного восприятия и эстетическими задачами. Первым этапом развития живописца было производство на свет зрительных перспективных линий. Вдоль этих линий располагались все разнообразные фигуры, которые художник должен был постараться изобразить похожими на объекты, созданные природой. При этом линейные размеры объектов по мере их удаления должны были уменьшаться.  «Овладение рисунком наступает вслед за познанием перспективы», - писал в своих трактатах Леонардо да Винчи.

 

В фотографии эта первичная  задача передачи линейной перспективы и похожести решается автоматически с помощью простого и гениального механического устройства - объектива. Для решения многих других задач, так или иначе связанных с перспективой, уже необходимо авторское участие. Коротко перечислю эти задачи и приёмы передачи перспективы, подробное описание которых широко представлено в учебной литературе по композиции.

 

1.     Перспектива необходима для того, чтобы показать в соответствии с авторским замыслом относительную величину (пропорциональность) объектов. Располагая ближе к объективу тот или иной объект, мы увеличиваем его кажущуюся величину и таким образом увеличиваем его значение и роль в изображении. Мелкий объект может выглядеть на фотографии крупным и наоборот.

 

2.     Тональная перспектива создаёт иллюзию глубины фотографического пространства, иногда уводя зрителя на сотню миль по ту сторону фотографической плоскости. Изображая объекты на переднем плане резкими и контрастными, а объекты на заднем плане расплывчатыми и нечёткими, мы увеличиваем объёмность изображения. В фотографии для этого используются «туманные» светофильтры, дающие мягкие, бархатные тона, увеличивающие атмосферную дымку. Особенно полезно использование тональной перспективы тогда, когда глаз не улавливает линейную перспективу. Это происходит в том случае, когда на снимке отсутствуют объекты одинакового размера, удаляющиеся от объектива - деревья, столбы и т.п., уменьшение линейных размеров которых обозначает глубину пространства.

 

Другой способ расширения перспективы - фокусировка отдельных объектов с использованием малой глубины резко изображённого пространства (ещё одно из «механических» преимуществ фотографии перед живописью).

 

Пространственную разделённость объектов увеличивают также различные способы градационной печати (например, ступенчатая печать на предварительно смоченной в проявителе фотобумаге).

 

Иногда (например, в фотомонтажах) целесообразно уменьшать глубину фотографического пространства, делать изображение более плоским. Для этого используется резкая передача предметов по всему полю и контрастные способы съёмки и фотопечати. Для получения контрастного изображения при съёмке применяются, например, красный или поляризационный светофильтры, либо съёмка производится в солнечную погоду. Это приводит к тому, что отдалённые предметы кажутся приближенными, а  глубина пространства на фотографии уменьшается.

 

3.     Использование телеобъективов также приводит к «сплющиванию» перспективы, поскольку объекты съёмки уменьшаются в линейных размерах незначительно с увеличением их отдалённости от объектива. Иногда при съёмке телеобъективами проявляется эффект «обратной перспективы», когда из двух одинаковых по величине объектов крупнее кажется тот, который расположен чуть дальше от объектива. При этом линии перспективы не сходятся, а наоборот, расходятся за горизонтом. А точка схождения перспективных линий находится перед изобразительной плоскостью. В фотографии с обратной перспективой изображение как бы выворачивается наружу, в результате чего внешнее делается внутренним. Примечательно, что обратная перспектива используется в иконописи, где точка схождения перспективных линий соотносится с «истоком», с Богом, с Первотворцом. В результате, не зритель смотрит на изображение, а изображение, вовлекая вовнутрь, включает зрителя в свою композицию.

 

Преимущество использования широкоугольных объективов проявляется не только и не столько в том, что они позволяют фотографировать сюжеты под большим по сравнению со штатными объективами углом зрения на небольшом расстоянии от объектов, и даже не в том, что они обладают относительно большей глубиной резко изображаемого пространства. Основная прелесть широкоугольников в том, что они дают картинку с обострённой перспективой, когда перспективные линии как бы дугообразно выгибаются от границ вовнутрь кадра, расширяя ощущение глубины и динамики пространства. Этот эффект более заметен в широкоугольных объективах с подушкообразными искажениями, по сравнению с объективами с бочкообразными искажениями поля. 

 

4.     Перспектива выразительней в том случае, когда изображённые тела обладают большей  рельефностью, а фоны, их окружающие - нейтральны. Самый простой способ увеличения рельефности - использование бокового освещения объектов съёмки на фоне мягко освещённых, «дымчатых» задников.

 

5.     В цветной фотографии для увеличения иллюзии глубины пространства полезно использовать приёмы цветовой перспективы. Замечено, например, что объекты окрашенные в тёплые тона кажутся выступающими из плоскости изображения, а объекты в холодной цветовой гамме - отступающими на дальний план. Поэтому для усиления эффекта объёмности и разделённости планов следует размещать объекты в тёплой гамме на переднем плане, а объекты в холодной цветовой гамме - на заднем плане.

 

6.     Для усиления перспективной градации съёмочного пространства эффективно использовать группировку объектов по глубине:

 

-  на переднем плане располагается группа объектов «предваряющих» основной сюжет;

 

- на втором, центральном плане изображаются основные, наиболее значимые объекты или события;

 

- третий план играет роль «субдоминанты», поддерживающей центральный план, взаимодействующей с основным сюжетом;

 

-  гармонирующий фон объединяет все планы в единое целое.

 

                Итак, используя обозначенные выше приёмы передачи перспективы, фотохудожник может сделать так, чтобы плоскость фотографии казалась рельефной и объёмной. Хотя фотография всего лишь поверхность, но ведь и зеркало - то же самое. Следовательно, используя приёмы расширения перспективы, можно достичь того, что фотография тоже будет казаться природной вещью, видимой в большое зеркало.

 

                Временная перспектива.

 

                Вершинными шедеврами фотографического искусства являются случайные мгновенные фотографии хотя бы потому, что случай определяется как нечто неповторимое. Случайными мгновенными художественными фотографиями мы будем называть такие фотографии, в которых:

 

- длительность происходящего события близка к длительности срабатывания затвора;

 

- событие непредсказуемо и неповторимо;

 

- композиция (геометрическая форма) совершенна.

 

 Когда в изображении мгновенно найдены гармоничные отношения в геометрии формы и построены ассоциативные цепочки между объектами изображения, оно получает принципиально иной временной статус. Геометрическая гармония переводит случайное в сферу вечности. Изображённая ситуация в той или иной степени композиционно завершённой фотографии получает новое качество, которое отсутствовало в отдельно расположенных предметах, и которое максимально выражено именно в момент съёмки, открытия затвора. Изображение актуализируется, становится самодостаточным, приобретает иную темпоральность. Под темпоральностью здесь понимаются временные характеристики фотографии, способ её существования во времени и способ течения времени в фотографическом пространстве. Событие, имеющее в обыденной жизни плавную непрерывную темпоральность, предстаёт на фотографии в виде мгновенного среза, скачка, разрыва плавной линии течения времени. Такая фотография, нарушая плавное течение времени, перестаёт принадлежать прошлому. Место разрыва временной линии порождает новый исток. Фотография при просмотре как бы возрождается вновь и вновь в глазах каждого зрителя, обретая в зависимости от  внешней ситуации, от характера и искушённости зрителя, всё новые и новые смыслы. Такая фотография «зацепилась» за поток времени; её значение не ограничивается теперь только значением исторического документа, к нему добавилось значение вневременной эстетической и эмоциональной ценности. Фотография становится «антиисторичной» в той степени, в какой она отражает момент приложения сил.

 

Красиво запечатлённый во времени момент представляет собой настоящее, отсечённое от вечного. Преимущество фотографии перед живописью здесь заключается в том, что создание изображения происходит не посредством многократных рефлексий, проходов замысла через органы восприятия живописца, а одноразово, в беспамятном порыве, «от нуля» при мгновенном нажатии фотографом на кнопку фотоаппарата. Говоря математическим языком, творчество живописца интегрально, а творчество фотографа (в высших проявлениях) дифференциально. Поэтому можно утверждать, что оно первичнее, первороднее, чувственнее в той степени, в какой остановленное мгновение нелогично, в той степени, в какой запечатлённое событие отличается от всего поля предшествующих событий.

 

Непредсказуемая фотография как бы обозначает дефектный атом в кристаллической решётке пространственно-временного континуума бытия. Его крайне трудно именовать, потому что его явление несерийно, неназываемо, уникально. Но именно этот уникальный компонент бытия позволяет событийной линии, рассечённой в момент съёмки, развиваться в новом направлении, что в свою очередь, можно надеяться, способствует прогрессу в целом. Эта надежда подкрепляется тем, что ничто так не блокирует будущее, как сериальность, монотонность, тавтологичность.

 

Итак, мгновенная фотография включает в себя не только часть геометрического пространства, но и рассекает временной  континуум, давая почувствовать протяжённость, линеарность и перспективу течения времени по характеру временного разрыва, который представляет собой фотокадр. Поэтому здесь можно говорить о временной перспективе, причём как в узком, так и в широком смыслах.

 

                По аналогии с пространственной перспективой, временная перспектива в узком смысле позволяет ясно видеть развитие достаточно динамичных событий во времени. Для этого на фотографии, вместившей в себя быстротечное (близкое по протяжённости к интервалу времени срабатывания затвора фотоаппарата) событие, в идеале должны содержаться:

 

- стимулирующее или провоцирующее действие (аналог переднего плана в пространственной перспективе);

 

- основное событие (аналог центрального плана);

 

- реакция на основное событие (субдоминанта);

 

- событийная атмосфера, в которой происходят действия и события (событийный фон).

 

                Для ясности приведу пример. Представим себе фотографию игрового момента футбольного матча. На переднем плане - нападающий, только что ударивший по мячу. Вся его поза ещё сохранила то напряжение, которое он испытывал при ударе (стимулирующее действие). Вратарь прыгает по направлению к мячу, задевает его, и мяч попадает в штангу ворот (основное событие). Судья свистит в свисток, фиксируя нарушение правил (субдоминантный временной план). Футболисты на поле и болельщики бурно реагируют на происходящее (событийный фон).

 

                Временная перспектива в широком смысле позволяет почувствовать красоту и эмоциональный заряд запечатлённого события на конкретном историческом фоне. Как известно, время троично делится на прошлое, будущее и исчезающее настоящее. Исчезающее настоящее  представляет собой нечто подобное линии разреза, точке роста Вселенной. Это «нечто» не является ни временем, ни пространством; оно есть разрыв, препятствие, слой, в котором формируются векторы, направляющие развитие. Подлинная фотография есть овеществление этого слоя, препятствия, разрыва, находящегося в срединной точке между прошлым и будущим.

 

 Приметы времени, присутствующие на снимке, позволяют увидеть, например, в каком направлении развивается манера атаки ворот  в футболе, как совершенствуются способы фотографической съёмки футбола и т.д. Фотография как исторический, эстетический и эмоциональный документ позволяет понять, что меняется со временем  (например, внешняя сторона игры, эстетическая форма передачи посредством фотосъёмки напряжения человеческих страстей), а что остаётся неизменным (например, эмоциональный накал игры). Всё это в совокупности позволяет различать вечные и преходящие ценности.

 

                Таким образом, в подлинном произведении фотоискусства время не просто останавливается и «консервируется», что связывает фотографию с прошлым и делает её историческим документом. При каждом просмотре время протекает через фотографию в бесконечное будущее, воздействуя на его развитие в настоящем.

 

 

 
Просмотры: 9199
 

Комментарии:

Яков Реймер
вы большой учёный
23.08.2012 - 14:14:50
 
Дмитрий Борисов
Умно!
23.08.2012 - 16:11:37
 
Ирина Березкина
Спасибо, очень полезно и интересно.
24.08.2012 - 00:46:06
 
Риф Сыртланов
Интересно и необычно.
02.02.2013 - 07:22:19