Чем штуковина больше напомажена и налейбована, тем непосвящённым она кажется профессиональнее…, и ты ея всё достойнее и достойнее… А достойна ли она наших денег? Вот в чём вопрос: это хлам с мусорки или товар, обладающий потребительной стоимостью. Мути рекламы я постараюсь противопоставить ясность аргументации инженера-пенсионера и фотолюбителя с сорока восьми летним стажем…
Когда в повседневном фотографировании мы вспоминаем про панорамные головки? Лично со мной это происходит в двух случаях. Во-первых, когда сцена передо мной требует более широкого угла обзора, чем позволяют мои объективы. Но тут бывает ещё и такая «закавыка»: короткофокусник, например 16мм, в довесок к нужному мне углу обзора, в нагрузку, удаляет сцену, растягивая передний план так, как вовсе не входит в мои намерения. Мне нужен «такой же, но без крыльев», т.е. на этом же угле обзора я хочу иметь удаление среднего плана такое, как даёт 28мм или 35, 50 и т.д. Особенно этот случай «зудит», когда глаз видит, что двух – трёх рядная панорама (большой угол обзора по вертикали) позволяет получить то или иное композиционно оправданное кадрирование. Условно, этот первый побудитель к съёмке панорам, который я называю «оптимизация углов обзора в угоду композиции».
Второй побудитель к съёмке панорам зиждется на понимании разницы между чёткостью и резкостью изображения. Помним, что разрешение позволяет различать близко расположенные детали на определённом уровне контраста. Из практики известно, что самое высокое разрешение имеют малоконтрастные сцены. А нам часто хочется иметь подробную картину с мелкими деталями, чёткими и резкими переходами между ними, шероховатую фактуру на отдельных участках сцены. Нас интересует резкость границ, объём и съёмка на матрицу "среднего формата". , трёхмерная жизнь в кадре. Разницу между малоконтрастным высоким разрешением и нашими "лохматыми" намрениями понять легко, если сравнить съёмку травы без поляризационного фильтра и с ним (конечно при соблюдении всех углов!). В первом случае будет почти зализанно-глянцевая, безтеневая травка, а во втором, та же травка будет выглядеть рельефно, комковато как шероховатая фактура, как при боковом освещении. Более того, рассыпанная по тревке блескучесть можно собрать и настройкой полярика дать характерный блик. но полярики при панорамной съёмке использовать сложно, разве, что малой плотности и на малых углах поворота.
Гляжу на сцену и вижу, что ей «очень подходит» подробность, чёткость и резкость в деталях, объём и структурированность поверхностей. Сразу вспоминается, что делают художники для объёма, перспективы и пр. Они работают с «границами сред»: наводят жёсткую, комковатую, темноту с одной стороны границы и, с совершенно другим наклоном укладки краски, ритмом, выводят светлый участок по другую сторону границы. Саму же границу часто вообще «отбивают» совсем прозрачной канвой. Вы можете сказать: ну и при чём тут панорамная головка? Используй маску нерезкости и не морочь нам голову… Ответ прост: дело в соотношении разрешения и чёткости. Высокое разрешение даёт низкие контрасты. И если мы потянем контраст контурной резкостью на предельном разрешении, то получим хорошо знакомую «цифрятину» (постеризацию первого рода когда на гистограмме появляются разрывы при повышении контраста). Мне нужна управляемая чёткость переходов между деталями. Во главу я ставлю чёткость изображения, детализацию на средних и высоких контрастах. А для этого при том же угле охвата панорама длиннофокусниками "упакует" больше информации.
Поэтому, независимо от угла обзора сцены беру длиннофокусник 135/2,8 или 200/4 (они оба у меня сорока-летние Zeiss), ставлю диафрагму на 7,1 или на 14 (на ночной когда нужны звёздочки на фонарях) и снимаю ими панораму с углом обзора в 90градусов (11 – 15 кадров). Замечу, что этот угол обзора легко получить на «ширике», но! Во-первых, он удаляет, а длиннофокусные приближают. У широкоугольников выше разрешение, но контрасты менее управляемы, следовательно, добиться нужной чёткости проблематично. Не переходить же на средний формат и т.п. С панорамой я и на кропе имею крупнопиксельную матрицу за сотню мегапикселей…
Если вы позволите, я буду считать, что уже объяснил, какие виды панорам и почему я снимаю. Отсюда и мои требование к панорамным головкам. У меня D300, с длиннофокусником вес 2 кг., «плюсом» длинный хобот, а значит, смещён центр тяжести. Снимал панорамы и в помещении на 28мм получая углы обзора 90*90 град и более, но основная съёмка панорам на улице. А на улице ветерок, дождик, низкие температуры… Штатив на всякие неровности приходится ставить и пр., и пр.
Чем конкретно плоха Manfrotto 303 SPH (заводской номер A1479250).
1. Несоответствие качества материалов, из которых она изготовлена конструкции. По паспорту декларируется, что головка предназначена для зеркальных камер, в том числе и среднего формата (это 3 и более кг.). Под моим D300+Nikkor 28mm вертикальная стойка теряет свою «породистую благородную ровность спины» и загибается горбылём буквы зю, уводя все настройки в непредсказуемых направлениях. И главное, каждый раз это происходит в разных направлениях и в разной степени. В потребительском плане это лишает меня возможности в течение всей съёмки «иметь на месте» нодальную точку при поворотах и, особенно, при вертикальных наклонах.
2. Крайне низкого качества материалы, непродуманная конструкция в процессе длительной эксплуатации приводит к разбалтыванию узлов. Я уже не говорю, что в головке вместо смазки «заряжен» консервант и пришлось разбирать, промывать и забивать графитовой смазкой, как ступицу на УАЗике, т.к. другие виды смазки на новосибирских морозах неприемлемы. Стальные шарики, подпружиненные мощными пружинками, развальцевали гнёзда, в которых теперь люфт в несколько градусов. Температурный импеданс просто клинит механизм вертикального наклона.
3. Отсутствие червячных механизмов точной настройки (подвижек) делает вообще невозможной настройку оптики непосредственно в рабочем процессе. Приходится предварительно тестировать каждый объектив и на шкалах головки делать «зарубки», что бы потом по ним выставлять во время съёмки. Но какая либо более точная настройка во время работы невозможна. Поэтому есть "зарубка" для 28мм на лето и зиму отдельно.
Из-за качества конструирования и изготовления панорамная головка Manfrotto 303 SPH не позволяет на приемлемом уровне качества решать две, выше описанные задачи панорамной съёмки. Люфты, уводы в сочетании с примитивностью конструкции лишает данное изделие тех потребительских свойств, которые декларированы под данный ценовой диапазон.
Что же предпочесть для съёмки панорам? Исходных постулатов три: очень расточительно носить с собой штатив, головку для «не панорам» и отдельно выходить на панорамную съёмку; во-вторых, при съёмке панорам мы никогда не комбинируем альбомную и портретную ориентацию. Третье, съёмка объективами с длинным хоботом требует уделять внимание балансировке объектива с камерой на штативе, что очень близко к настройке по нодальной точке. Ну, а требования по эргономике и жесткости конструкции прежние.
Штатив. Штатив должен быть жестким. У меня есть с советских времён, «кандовый», но планирую купить деревянный с двумя секциями. Эти штативы чемпионы по гашению любых вибраций, к тому же имеют шпильки на ножках. Сняв резиновые колпачки, ножки можно воткнуть в землю, обеспечивая устойчивость. Регулировать горизонт за счёт ног штатива – последнее дело. Возможных решений два: сам штатив имеет шаровое крепление центральной стойки с пузырьковым уровнем или использовать соответствующую площадку для горизонта.
Штативная головка. Тут на выбор либо головка с тремя степенями свободы 3D (3-dimension), либо шаровая. Мой выбор шаровая FLM CB 38FT. Дело не в том, что Эдуард Крафт снимает с такой головки. Дело в наличии у неё фрикциона (стопора) Neigen/Tilt, который при фиксации позволяет шару занимать только вертикальное или горизонтально положение, или любой угол между ними только в одной плоскости. В разблокированном состоянии – это обычная шаровая головка (читай пригодная для съёмки с проводкой). Наконец, наличие панорамного механизма (круговые повороты по шкале). Главное, несущая способность 25кг, а это значит, что на морозе она не поплывёт из-за «экономии из нашего кармана» на шарике.
На следующем этаже нашего построения на головку прикручивается быстросъёмная площадка, посадочное место которой соответствует стандарту Arca. К камере прикручиваем вместо простой площадки угольник L-Winkel. Простым поворотом камеры с уголком в любое (ландшафтное, портретное) положение мы ставим её в быстросъёмную площадку.
Это я описал комплект для непанорамной съёмки. Простая съёмка со штатива. Чего не хватает для съёмки панорам? Не хватает макрорельса, закреплённого на шаровой головке вместо быстросъёмной площадки. Макрорельс на шар, площадку на макрорельс. Вся конструкция даже «повода» не имеет болтаться и позволяет легко поворачивать камеру в ландшафт или портрет, перемещать камеру по макрорельсам для настройки нодальных точек. Для съёмки соседних кадров панорамы используем повороты по шкале в нижней части головки. А уж про точность макрорельса для ловли нодальных точек можно только мечтать!
Отметьте, что по деньгам эта конструкция дешевле манькихротьки…
Вопросик про наклоны я заначил. А как же быть с многорядными панорамами? Кто их снимал, то прекрасно знает, что припуск на «зацеп» по площадям в 15% более чем достаточен по каждой стороне кадра. Настроили основной (центральный) ряд. Отмерили, что должен перекрывать верхний и нижние ряды, используя фрикцион Neigen/Tilt наклоняем камеру как нам нужно и снимаем соответствующий ряд. Только не забываем проверить нодальную точку при наклонах.
Итак, мы имеем разумные расходы и покупаем головку и пр. действительно профессионального качества, но главное получаем максимально расширенный функционал, который не даст 303 SPH в сочетании с паршивой головкой сомнительного производителя (две дорогие покупать врятли кто будет).
Что касается меня, то штатив заказан, по головке оповестят как поступит, рельса за 175руб едет из Китая (у нас она же 1700!!!) с бесплатной доставкой. Остальное не проблема. Стоимость (без штатива) менее 17тыс р., против 23.
PS. Пара слов об объекттивах. Многие стали снимать панорамы зумами - это неправильно. Для съёмки панорам не подходят ни зумы, ни портретные объективы. Макро тоже не стоит использовать.
PPS. "О нарушителях конвенции". Первым среди них назову Эдуарда Крафта. Он на весь NY PI показал дурной тон съёмки панорам без настройки нодальных точек. Вы должны знать, что для начинающих это недопустимо - нужны масса времени и огромный опыт работы в Photoshop, чтобы "склеивать", а главное, корректировать такие кадры. Два - три кадра ещё можно склеить, но когда речь идёт о панораме в собственном смысле слова (многорядная), то изучите настройку нодальных точек и это откроет вам горизонты.
Комментарии:
Да, у штатива снизу в центральной стойке есть крючок, очень полезная вещь.
Основной недостаток всех головок Benro серий B и N у них нет фрикционов "на нужных местах" , черезполосица с быстросъёмными площадками - не взаимозаменяемы между моделями. Есть у меня другая головка Benro, но там своя площадка. Потом оно вообще не стандартно, а я перешел на посадочные Arca и это резко расширило номенклатуру "чё можно цеплять". Для любителя вещь хорошая, но, как это сказать, система закрытая сама в себе. У меня есть и ихний монопод, так вот они не стыкуются.
Рельса http://www.priceangels.com/FOTOMATE-LP-01-Aluminium-Alloy-Macro-Focus-Rail-Plate-s78315.html
.