error
Регистрация

Памятная доска

Рубрика: «Личное»
Автор: Александр Качалин
Опубликовано: 09.05.2014 в 07:52:25

Люблинский Литейно-Механический завод 


DSCN7403.JPG
Москва, Люблинская улица дом 72.Строение гараж 1934 года постройки.

DSCN7402.JPG

DSCN7404.JPG
Официальный ввод Люблинского литейно-механического завода в число действующих состоялся 1 ноября 1933 года. В то время он назывался заводом "МОЖЕРЕЗ".
За три года до этого территорию опытных железнодорожных мастерских в Люблино признали наиболее подходящей для данного строительства. Здесь в то время размещались здания отдельных цехов, сортировочные пути, угольные склады, графитный завод, бараки и жилые дома, принадлежащие Курской железной дороге.
28 мая 1931 года Совет Труда и Обороны постановил считать строительство ударным. В июле того же года была создана партийная организация, которую возглавил Илья Сергеевич Молодцов. Вскоре стала действовать комсомольская, а затем и профсоюзная организации.
Были разработаны детальные графики на все объекты, указаны сроки выдачи технической документации, строительной готовности, подготовки фундаментов под оборудование.
Народный комиссар путей сообщения А.А. Андреев помог создать при заводе специальную группу консультантов, направил в Германию людей для закупки оборудования и готовых строительных конструкций.
После того как Правительство оказало строительству "МОЖЕРЕЗА" всестороннюю помощь, темпы работ стали высокими. Предстояло обеспечить частичный пуск кузнечного и чугунолитейного цехов во втором квартале, сталелитейного - в четвертом 1932 года.
Все больше оборудования прибывало из-за границы и с предприятий нашей страны.
Заводу приходилось одновременно проектировать, строить и выполнять заказы на оборудование. Коллектив "МОЖЕРЕЗА" создал свой проектный отдел и выдвинул в него молодых способных инженеров.
Все шире становится фронт монтажных работ. Выдающегося успеха в монтаже добилась бригада заводского монтажника-высотника Александра Титова. Он руководил монтажом мостовых кранов. Эту сложную работу его бригада выполняла вдвое быстрей установленного срока.
Бытовые условия были тогда трудные. Спать монтажникам приходилось в приспособленном для жилья производственном корпусе, не хватало питьевой воды, тяжело приходилось с продовольствием, но бригадир никогда не унывал, иной раз после смены спляшат лезгинку и прекрасно действовал на окружающих.
Как и постановил Совет Труда и Обороны в 1932 году часть цехов стала выдавать продукцию.
К исходу октября 1933 года была предъявлена к сдаче в эксплуатацию первая очередь завода.
Политическое значение пуска "МОЖЕРЕЗА" определялось тем, что он явился первым из новых крупнейших заводов на железнодорожном транспорте. Строительство его сопровождалось энтузиазмом рабочего класса и героическими подвигами строителей и монтажников.
Партийная организация завода, которая в 1931 году насчитывала всего 12 коммунистов, выросла и окрепла в борьбе с трудностями строительства и освоения техники. Партийный коллектив вырос к 1934 году до 400 человек. Комсомольская организация насчитывала 600 юношей и девушек. Все шире развертывала свою деятельность профсоюзная организация.
Бригадир токарей механического цеха Мария Петровна увеличила скорости резания металла и уплотнила рабочий день, сберегая каждую минуту. Она заблаговременно заботилась об инструменте и запасе деталей и составляла четкий график. Станок содержала в образцовом порядке, в требовательной чистоте. По ней равнялись остальные. Свежие данные о производительности труда в бригаде можно было в любое время прочитать на доске показателей соревнования. За короткий срок выработка в этом коллективе возросла на двадцать процентов.
Это один из многих типичных примеров.
К 1 мая 1934 чугунолитейный цех наладил производство паровозных цилиндров, букс, вагонных печей. Кузнечный цех выпускал поковки и детали рычажной передачи и винтовой стяжки, кулисы, оси. Сталелитейный цех производил горочные башмаки и буферные стаканы, центры, автотракторные башмаки. Немало потрудились инженеры и рабочие ударники над выпуском автосцепки. Всю номенклатуру изделий освоил механический и другие цехи. Темпы производства возрастали, но не так быстро, как того требовали партия и Правительство.
Летом того же года представители завода были вызваны на заседание транспортной комиссии ЦК ВКП(б). В этом заседании участвовали члены Политбюро. Сталин и Орджоникидзе интересовались делами завода. Было решено выделить крупные средства дополнительно на строительство предприятия, его оборудование и жилье для рабочих.
Вскоре на завод приехали члены Политбюро Серго Орджоникидзе и А.А. Андреев. Они отметили, что коллектив внес заметный вклад в реконструкцию железнодорожного транспорта и некоторые упущения. Орджоникидзе говорил о том, что надо наращивать мощности действющих цехов, поддержал расчеты заводских экономистов на увеличение выпуска продукции.
На полигоне опытного завода № 1 на территории "МОЖЕРЕЗА" испытывались строительные машины - балластировочные, путеукладчики, струги и другие А.А. Андреев присутствовал на испытаниях. В годы второй пятилетки возникло массовое движение новаторов производства, названное по имени его инициатора, донецкого шахтера Алексея Стаханова - стахановским. Эта инициатива получила на заводе широкий отклик. Застрельщиками тут явились токари механического цеха Тихон Иншаков и Андрей Елисеев. Они опрокинули все прежние расчеты и нормы и добились рекордных съемов колесных пар. Выступая на Первом Всесоюзном совещании стахановцев (с 14 по 17 ноября 1935 г.) тогдашний начальник завода И.Н. Ерофеев доложил о стахановских рекордах и о том, что передовые рабочие пересмотрели свои возможности и отказываются от станков, которые предполагалось получить из-за рубежа. План будет осуществлен на том же оборудовании. Стахановское движение не только поднимало производительность труда, но и оказывало на людей благотворное нравственное влияние. Помогал ударному труду и рост грамотности рабочих. Большая делегация люблинцев побывала в Народном Комиссариате просвещения у Надежды Константиновны Крупской. Произошло это 3 января 1936 года. В то время в коллективе можерезовцев проводилась большая работа среди неграмотных и малограмотных. Надежда Константиновна отметила работу культармейцев и сообщила, что постройкому завода выделяется одна тысяча рублей на премирование отличившихся. В коллективе настойчиво осуществлялся призыв: культурно жить - производительно работать! Производительность труда в 1936 году по сравнению с предыдущим годом поднялась на 44 процента, а заработная плата - на 29. К годовщине Октября 1936 года завод досрочно выполнил годовой план и план второй пятилетки. Первым среди транспортных предприятий наш завод освоил массовый выпуск паровозной и вагонной стяжки для всей сети железных дорог. Здесь начали изготавливать электрифицированные стрелочные переводы, сотня тысяч головок автосцепки и фрикционных аппаратов. Все это помогало технически перевооружать стальные магистрали. Правительство удостоило высоких наград ряд рабочих и инженерно-технических работников предприятия. Тогдашний начальник завода И.Н. Ерофеев был удостоен ордена Ленина, а токарь-новатор Андрей Елисеев - ордена Трудового Красного Знамени. Во второй половине 30-х годов коллектив вел упорную борьбу за отличное качество продукции. Бригада формовщиков, руководимая Н.И. Саниным, в сталелитейном цехе, опровергла собственной практикой мнение тех, кто считал, что невозможно обходиться без брака. Выполняя, благодаря рационализации, сменное задание на 300 процентов, коллектив работал только на отлично. В начале 1940 года наш завод посетил лучший фрезеровщик страны Иван Гудов. Среди его последователей на заводе оказался фрезеровщик В. Шмаков из ремонтно-механического цеха. С помощью мастера и технолога он в совершенстве освоил метод многостаночной работы. Он одновременно выпускал различные детали на четырех станках: фрезерном, зубострогальном полуавтомате, зубодолбежном полуавтомате и универсальном фрезерном. Сменную норму он стал выполнять на 500 и более процентов. Токари-монтажники выступили на ученом совете Московского Электромеханического института с докладом о люблинском опыте многостаночного обслуживания и совмещения профессий.

 
Просмотры: 1659
 

Комментарии: