Сотканная из тысяч струй, из множества индивидуальностей течёт река художественной фотографии. Но далеко не всем, избравшим фотографическое поприще, удаётся оставить в ней свой след. Можно заниматься фотографией двадцать, сорок лет, можно быть фотографом всю жизнь, но так и не стать художником, не переступить порог, отделяющий пусть даже качественно выполненные работы от работ волнующих душу, приподнимающих над обыденностью, располагающих к размышлениям и потому являющихся произведениями искусства.
В наше время фотография доступна практически каждому. Но искусством она становится, и будет становиться всегда, только в руках фотохудожника – человека особого дарования, сочетающего в себе высокое фотографическое мастерство с чутким мироощущением и неповторимым образным мышлением.
Эти качества позволяют ему видеть больше и глубже обычного человека, замечать тонкие проявления гармонии, красоты и смысла в хаотичном, казалось бы, многообразии окружающей действительности и доносить их до зрителя, пропустив через призму своих сложных, неоднозначных впечатлений и переживаний.
Поэтому полноценное восприятие художественных фотографий, содержащих не только поверхностный информационный слой, но и другие более глубокие, отличается от банального скольжения по ним праздным взглядом. Оно требует соответствующего эмоционального развития, эстетического вкуса и понимания языка, на котором обращается к нам это искусство.Такие качества личности не приходят к нам сами, они требуют сознательных усилий по их формированию.
И хотя едва ли не каждый фотограф склонен считать себя художником, тем не менее, как редки люди с абсолютным музыкальным слухом, также редки и художники в фотографии.
Виталий Михайлович Тененёв, родившийся в 1946 году и проживающий в Курске, входит в когорту талантливых мастеров фотографии нашей страны, чьи многолетние творческие усилия позволили им весомо заявить о себе фотографическому миру и занять в нём почётное место.
Творчество для него – это активное противостояние обывательскому отношению к жизни. Это способ наглядной демонстрации своей системы ценностей, своих мыслей, взглядов, наблюдений, своего понимания искусства.
И пользуется он им вдумчиво, неторопливо, отдавая предпочтение строгому лаконизму чёрно-белых тонов и добиваясь в каждой работе предельной выразительности, единства содержания и формы, композиционной и технической завершённости. Недаром, анализируя творчество мастера, немецкий журнал «Fotomagazin» отмечает: «Виталий не стремится к вычурностям, желая привести всех в удивление. Напротив, ясные образы и великолепное исполнение его работ в технике ручной печати, позволяют глубоко проникнуть в замыслы автора и насладиться чёткой структурой изображения».
Фотохудожник обращает объектив камеры к ценностям простым и вечным, суть которых не зависит от сиюминутных страстей и поворотов стрелки политического барометра. Выбирая в потоке повседневности и творчески осмысливая сюжеты, созвучные личному видению мира, он превращает их в своих произведениях в поэтичные фрагменты Бытия.
В его работах мы видим и лиричный природный пейзаж, и пейзаж городской, и пейзаж индустриальный. Но все же в центре человек – в заботах, в радости и в том движении по дуге времени, которое называется жизнью. Это и детство – начало всех начал, с очаровательной непосредственностью и жаждой новых открытий. Это и юность, уже способная идти за своей мечтой, плывущей белым облаком у далёкого горизонта. Это и старость, когда становится понятен смысл нашего пути по этой земле, смысл связи между нею и нами.
А можно ли фотографировать звуки? Мастер немало размышлял над этим и нашёл своё решение проблемы. В итоге родилась фотографическая притча о том, как возникает и заполняет мир музыка – «бесконечная, вечная, мудрая от которой так хочется жить».
«Мелодия» – работа, ставшая визитной карточкой творчества фотохудожника, имела успех на юбилейной выставке «Любовь и музыка в год Моцарта», проведённой по инициативе ЮНЕСКО в Стамбуле. Она награждена золотой медалью «за оригинальную идею и великолепное её воплощение средствами светописи» на выставке фотоискусства в Париже. А в Гонконге, где портфолио мастера завоевало Гран-при наместника английской короны, губернатора сэра Дэвида Вильсона, «Мелодия» стала эмблемой выставки. И потому все сертификаты, подтверждающие участие в экспозиции, разосланные организаторами авторам в 44 страны, были украшены этой работой. Редкий мастер имеет произведение, удостоенное такой чести!
Но это лишь частность, а в целом творчество Виталия Михайловича, с середины 70-х годов прошлого века и по настоящее время, получило заслуженное признание на двухстах пятидесяти престижных международных выставках во всех концах света. Его работы демонстрировались в Лондоне и Вашингтоне, Буэнос-Айресе и Люксембурге, Торонто и Сингапуре, Калькутте и Сиднее, Эль-Кувейте и Маниле, Венеции и Барселоне, Токио и Лиссабоне, Исламабаде и Каире, Афинах и Филадельфии, Сеуле и Пекине, а так же во многих других столицах и культурных центрах более пятидесяти стран, где с ними познакомились миллионы поклонников фотографии, и где ещё неоднократно его имя гравировали на золоте и серебре наград. Среди которых и высшие мировые награды в области фотоискусства. Каждая из них является предметом законной гордости фотохудожника, ибо все они получены в творческом соревновании с ведущими мастерами мировой художественной фотографии.
Международная федерация фотографического искусства (FIAP) – всемирная организация в составе ЮНЕСКО, высоко оценила творческую деятельность Виталия Тененёва. В 1992 году ему было присвоено звание «Фотохудожник международного класса» (Artist FIAP). А уже в 1995 году он первым в Российской Федерации был удостоен высшего звания – «Выдающийся фотохудожник международного класса» (Excellence FIAP). По статусу это звание присваивается тем, кто достиг высочайшего мастерства в фотографии, чьё творчество получило всемирную известность и признание и является вкладом в мировое фотоискусство. Его присвоение означает официальное зачисление в состав мировой фотографической элиты, подобно званию международного гроссмейстера в шахматах. Отечественный журнал «Фотография» (ранее называвшийся «Советское фото») сообщал об этом, как о важном событии в культурной жизни страны. Лишь три фотомастера России стали обладателями такого престижнейшего титула в ХХ веке.
Работы Виталия Тененёва приобретены музеями, галереями и частными собраниями произведений фотоискусства многих стран. О его творчестве говорится в двадцати энциклопедиях, изданных на разных языках по всему миру. Он действительный член Международной федерации фотографического искусства ЮНЕСКО, почётный член зарубежных фотографических обществ и союзов в Европе, Азии и Америке, а также заслуженный художник Творческого союза «Фотоискусство», официального представителя России в FIAP - это высшее фотографическое звание в нашей стране.
Но, даже добившись таких успехов, мастер не трубит о них на каждом перекрёстке. Профессионал в самом высоком смысле этого слова, человек состоявшийся, он не предаётся суете, а продолжает идти трудной дорогой искусства, призывая людей своим творчеством к оптимизму, радостному восприятию окружающего мира при всех его противоречиях. И неважно, где находятся эти люди – в соседнем доме или на другой стороне планеты.
И, в заключение, несколько интересных ответов мастера на заданные ему вопросы:
- Надо полагать и сейчас приятно сознавать, что журнал «Советское фото», издававшийся в СССР на протяжении более полувека, выпустил всего лишь три номера, где обе обложки были предоставлены работам одного автора и Вам в том числе?
- Ещё бы! Это весомая и не менее значимая зарубка в творческой биографии, чем победа на международной выставке, если не более. Журнал издавался гигантским тиражом и был связующим звеном между всеми причастными к фотографии людьми того огромного Советского Союза. Попасть на его страницы даже с маленькой фотографией означало заявить о своем существовании всему фотографическому сообществу нашей страны. Добиться этого было заветной мечтой миллионов, хотя в большинстве своём и несбыточной. А уж мечтать увидеть свою фотографию на его обложке можно было только во сне.
Помню, тёплым солнечным утром начала золотой осени я шёл по главной улице большого и красивого города одной из союзных республик, где находился с творческой целью. И буквально остолбенел от удивления, увидев за стеклом газетного киоска свою фотографию на обложке свежего номера журнала. Тем более, что я никогда не посылал свои фотографии в редакцию и ожидать такое вообще никак не мог. Вероятно, кто-то из людей моего окружения, которым я иногда раздавал отпечатки понравившихся им работ, сделал это за меня. А, купив журнал, я увидел другую свою работу и на обратной его стороне! И во всех киосках, мимо которых проходил, был выставлен журнал с моей фотографией.
Современным людям эпохи Интернета едва ли по силам понять, чем было для человека такое событие. Ну, во-первых, это не только приятно, но и престижно, когда журнал могущественного в то время Союза журналистов СССР посчитал нужным сделать твою фотографию лицом своего номера. А, во-вторых, свежий номер журнала с твоей фотографией на обложке выставляется на всеобщее обозрение во всех киосках «Союзпечати» по всей нашей стране от Калининграда до Владивостока, от республик Прибалтики до республик Кавказа и Средней Азии. И десятки миллионов человек в течении 7-10 дней, пока не раскупят все экземпляры этого журнала, увидят твою фотографию, подходя к киоску за газетой. И это не считая подписчиков журнала в нашей стране и за рубежом! В нынешнее время в принципе невозможно организовать такую массовую презентацию какой-либо фотографии даже при всем желании. На её фоне меркнут возможности и телевидения, и даже всемогущего Интернета.
- Откуда черпаете сюжеты для своих работ?
- Из окружающей действительности. Зачастую люди перестают многое замечать, погружаясь в притупляющую чувства деловую и бытовую среду. Не видят, какие чудеса ежеминутно происходят у них на глазах: как течёт по крышам и переливается с листка на листок солнце, как изменчивы в его свете знакомые предметы, как своеобразен вот тот человек, который часто встречается на улице, как выделяется в толпе прохожих девушка. А фотохудожник тем и отличается от обычных людей, что способен не только увидеть, но и запечатлеть интересные вещи, на которые в повседневной жизни мало кто обращает внимание. Поэтому ему вовсе необязательно стремиться за тридевять земель в поисках сюжетов.
- Какими главными, на Ваш взгляд, качествами должен обладать художник в широком смысле этого слова?
- Творчество погружает человека в жизнь полную смысла и красоты. Но истина эта очевидна далеко не каждому. Поэтому художнику нужно иметь стойкость, самоуважение и гордость за знание того сокровенного, чего лишены многие. На эту основу должно ложиться всё остальное
- Виталий Михайлович, хотелось бы немного узнать о Вас просто как о человеке.
- Родился и вырос в Курске – это мой родной город. И с полным правом могу сказать словами моего земляка, поэта Вадима Корнеева:
"Здесь ног следы моих босых Под слоем грунта и цемента, Когда б дорожек этих ленты, Как фотоплёнку, проявить..."Здесь учился в школе, техникуме, институте. Здесь создал семью, вырастил и воспитал двух дочерей. Здесь же много лет назад сделал первые свои снимки. И хотя фотография, безусловно, играет большую роль в моей жизни, однако не следует думать, что я просыпаюсь по утрам с фотоаппаратом в руках, а, ложась спать, кладу его под подушку. Жизнь человека предполагает решение и других сложных и ответственных задач.
- Считаете ли Вы себя счастливым человеком?
- Счастье – понятие многогранное, и вряд ли кто может считать себя вполне счастливым человеком. О себе же скажу так: я живу с ощущением полноты жизни, чего желаю и другим.
Комментарии:
Это сегодня любой охламон с «баблом» может запросто повесить себе на шею, какую угодно топовую камеру из тех, которыми работают звезды мировой фотографии. А тогда не было и тысячной доли таких возможностей даже у мастеров, представлявших отечественное фотоискусство за рубежом. Оставалось уповать лишь на талант, вдохновение, упорство. И вот вам результат!
К слову сказать, я где-то прочитал, что за 50 с лишним лет издания журнала «Советское фото» было выпущено только три номера, в которых обе обложки были предоставлены для фотографий одного автора. И одним из таких авторов был Виталий Тененёв!
Как говорится, если, действительно, умеешь фотографировать и тебе есть что сказать на фотографическом языке, то сделать это можно и консервной банкой.
Все они, за редким исключением, пользовались отечественными камерами и оптикой, слегка разбавленными продукцией дружественной ГДР. В их фотоаппаратах не было никаких точек фокусировки. И, порой, было проблематично сделать даже один кадр в минуту, особенно если в руках тяжелая механическая среднеформатная камера. Они, конечно, слышали о невероятных достижениях мировой фотоиндустрии, плодами которой вовсю пользовались их зарубежные коллеги и конкуренты на престижных международных выставках фотоискусства. Но вся эта, будоражащая воображение, информация воспринималась как вести из далеких галактик, не имеющая к ним никакого практического отношения.
Что же касается конкретно Виталия Тененёва, то в период мануальной аналоговой фотографии, о котором говорится в моем посте, мастер пользовался различными фотокамерами, отдавая предпочтение камерам среднеформатным и неизменно оптике Carl Zeiss. Но и здесь, разумеется, бывали исключения.
Например, в рамках разнообразных мероприятий, приуроченных международным сообществом к торжественной встрече МИЛЛЕНИУМА (нового тысячелетия), в Европе был издан великолепный фотоальбом. Цель альбома – в ста произведениях показать лицо мировой художественной фотографии на исходе века. Тысячи работ именитых мастеров со всех концов света вступили в конкурсную борьбу за сто заветных мест в альбоме. Еще бы! Шанс стать участником подобного проекта выпадает лишь раз в жизни и далеко не каждому. Ни у кого, из ныне здравствующих фотографов, шанса на участие в следующем таком проекте нет по естественным причинам. Эта возможность будет только у будущих поколений.
Виталий вошел в число победителей конкурса и стал единственным автором из России, представленным в этом, не имеющем аналогов, альбоме. Скажу больше. В конкурсе его зарубежные коллеги продемонстрировали свои творческие возможности, реализованные с помощью камер и оптики флагманов фотоиндустрии с мировыми брендами. А Виталий все то же самое сделал с помощью простейшего фотоаппарата «ФЭД», собранного в начале 30-х годов пацанами буквально «на коленке» в мастерских трудколонии под Харьковом, где в те годы занимался перевоспитанием оступившихся подростков выдающийся педагог Антон Макаренко. И объектив был под стать этой камере, который перед съемкой нужно было вытащить из корпуса камеры и провернуть для фиксации (старшее поколение фотографов знает, о чем я говорю). И, тем не менее, при просмотре альбома никому даже в голову не придет, что среди представленных работ есть выполненные техникой «каменного века».
Это еще одно поучительное подтверждение того, что в формуле творческого успеха камера, хотя и значимая, но далеко не главная составляющая. Главное, как верно заметил Артур, владеть фотографическим языком и иметь, что сказать на нем.