error
Регистрация

Отпечатки фрагментов Бытия

Рубрика: «Мастера фотографии»
Автор: Евгения Лауферова
Опубликовано: 17.07.2014 в 17:35:58

 

Сотканная из тысяч струй, из множества индивидуальностей течёт река худо­жественной фотографии. Но далеко не всем, избравшим фотографическое по­прище, удаётся оставить в ней свой след. Можно заниматься фотографией два­дцать, сорок лет, можно быть фотографом всю жизнь, но так и не стать художни­ком, не переступить порог, отделяющий пусть даже качественно выполненные работы от работ, волнующих душу, приподнимающих над обыденностью, распо­лагающих к размышлениям и потому являющихся произведениями искусства.

В наше время фотография доступна практически каждому. Но искусством она становится, и будет становиться всегда, только в руках фотохудожника –­­ человека особого дарования, сочетающего в себе высокое фотографическое мастерство с чутким мироощущением и неповторимым образным мышлением.

Эти качества позволяют ему видеть больше и глубже обычного человека, за­мечать тонкие проявления гармонии, красоты и смысла в хаотичном, казалось бы, многообразии окружающей действительности и доносить их до зрителя, пропус­тив через призму своих сложных, неоднозначных впечатлений и переживаний.

Поэтому полноценное восприятие художественных фотографий, содержащих не только поверхностный информационный слой, но и другие более глубокие, от­личается от банального скольжения по ним праздным взглядом. Оно требует соот­ветствующего эмоционального развития, эстетического вкуса и понимания языка, на котором обращается к нам это искусство.

И хотя едва ли не каждый фотограф склонен считать себя художником, тем не менее, как редки люди с абсолютным музыкальным слухом, также редки и худож­ники в фотографии.

 

Виталий Михайлович Тененёв, родившийся в 1946 году и про­живающий в Курске, входит в когорту талантливых мастеров фотографии нашей страны, чьи многолетние творческие усилия позволили им весомо заявить о себе фотогра­фическому миру и занять в нём почётное место.

Творчество для него – это активное противостояние обывательскому отноше­нию к жизни. Это способ наглядной демонстрации своей системы ценностей, своих мыслей, взглядов, наблюдений, своего понимания искусства.

И пользуется он им вдумчиво, неторопливо, отдавая предпочтение строгому лаконизму чёрно-белых тонов и добиваясь в каждой работе предельной вырази­тельности, единства содержания и формы, композиционной и технической завер­шённости. Недаром, анализируя творчество мастера, немецкий журнал «Fotomagazin» отмечает: «Виталий не стремится к вычурностям, желая привести всех в удивление. Напротив, ясные образы и великолепное исполнение его работ в технике ручной печати, позволяют глубоко проникнуть в замыслы ав­тора и насладиться чёткой структурой изображения».

Фо­тохудожник обращает объектив камеры к ценностям простым и вечным, суть ко­торых не зависит от сиюминутных страстей и поворотов стрелки политического барометра. Выбирая в потоке повседневности и творчески осмысливая сюжеты, созвучные личному видению мира, он превращает их в своих произведениях в по­этичные фрагменты Бытия.

В его работах мы видим и лиричный природный пейзаж, и пейзаж городской, и пейзаж индустриальный. Но все же в центре человек – в заботах, в радости и в том движении по дуге вре­мени, которое называется жизнью. Это и детство – начало всех начал, с очарова­тельной непосредственностью и жаждой новых открытий. Это и юность, уже спо­собная идти за своей мечтой, плывущей белым облаком у далёкого горизонта. Это и старость, когда становится понятен смысл нашего пути по этой земле, смысл связи между нею и нами.

А можно ли фотографировать звуки? Мастер немало размышлял над этим и нашёл своё решение проблемы. В итоге родилась фотографическая притча о том, как возникает и заполняет мир музыка – «бесконечная, вечная, мудрая от которой так хочется жить».

«Мелодия» – работа, ставшая визитной карточкой творчества фотохудожника, имела успех на юбилейной выставке «Любовь и музыка в год Моцарта», прове­дённой по инициативе ЮНЕСКО в Стамбуле. Она награждена золотой медалью «за оригинальную идею и великолепное её воплощение средствами светописи» на выставке фотоискусства в Париже. А в Гонконге, где портфолио мастера завоевало Гран-при наместника английской короны, губернатора сэра Дэвида Вильсона, «Мелодия» стала эмблемой выставки. Даже сертификаты, подтверждающие участие в экспозиции, разосланные организаторами авторам в 44 страны, представляли со­бой копию этой работы с соответствующим текстом. Редкий мастер имеет произ­ведение, удостоенное такой чести!

Но это лишь частность, а в целом творчество Виталия, с середины 70-х годов прошлого века и по настоящее время, получило заслуженное признание на двухстах пятидесяти престижных международных выставках во всех концах света. Его рабо­ты демонстрировались в Лондоне и Вашингтоне, Буэнос-Айресе и Люксембурге, Торонто и Сингапуре, Калькутте и Сиднее, Эль-Кувейте и Маниле, Венеции и Барселоне, Токио и Лис­сабоне, Исламабаде и Каире, Сан-Себастьяне и Сарагосе, Сеуле и Пекине. А так же во многих других столицах и культурных центрах более пятидесяти стран, где с ними познакомились миллионы поклонников фотографии, и где ещё неоднократно его имя гравировали на золоте и серебре наград. Среди которых и высшие мировые награды в области фотоискусства. Каждая из них является предметом законной гордости фотоху­дожника, ибо все они получены в творческом соревновании с ведущими мастерами мировой художественной фотографии.

Международная федерация фотографического искусства (FIAP) – всемирная организация в составе ЮНЕСКО, высоко оценила творческую деятельность Виталия Тененёва. В 1992 году ему было присвоено звание «Фотохудожник меж­дународного класса» (Artist FIAP). А уже в 1995 году он был удостоен высшего звания – «Выдающийся фотохудожник международного класса» (Excellence FIAP). По статусу это звание присваивается тем, кто достиг высочайшего мастерства в фотографии, чьё творчество получило всемирную известность и признание и яв­ляется вкладом в мировое фотоискусство. Его присвоение означает официальное зачисление в состав мировой фотографической элиты, подобно званию междуна­родного гроссмейстера в шахматах. Отечественный журнал «Фотография» (ранее называвшийся «Советское фо­то») сообщал об этом, как о важном событии в фотографической жизни страны. Лишь три фотомастера России стали обладателями такого престижнейшего титула в ХХ веке.

Работы Виталия Тененёва приобретены музеями, галереями и частными собра­ниями произведений фотоискусства многих стран. О его творчестве говорится в двадцати энциклопедиях, выпущенных на разных языках по всему миру. Он действительный член Международной федерации фотографического искусства ЮНЕСКО, почётный член зарубежных фотографических обществ и союзов, а также заслуженный художник Творческого   союза «Фотоискусство», официального представителя России в FIAP.

Но, даже добившись таких успехов, мастер не трубит о них на каждом перекрёстке. Профессионал в самом высоком смысле этого слова, человек состоявшийся, он не предаётся суе­те, а продолжает идти трудной дорогой искусства, призывая людей своим творче­ством к оптимизму, радостному восприятию окружающего мира при всех его про­тиворечиях. И неважно, где находятся эти люди – в соседнем доме или на другой стороне планеты.

И, в заключение, несколько интересных ответов мастера на заданные ему вопросы:

-         Откуда черпаете сюжеты для своих работ?

-         Из окружающей действительности. Зачастую люди перестают многое замечать, углубляясь в царапающую чувства деловую и бытовую среду. Не видят, какие чудеса ежеминутно происходят у них на глазах: как течёт по крышам и переливается с листка на листок солнце, как изменчивы в его свете знакомые предметы, как своеобразен вот тот человек, который часто встречается на улице, как выделяется в толпе прохожих девушка. А фотохудожник тем и отличается от обычных людей, что способен не только увидеть, но и запечатлеть интересные вещи, на которые в повседневной жизни мало кто обращает внимание. Поэтому ему вовсе необязательно стремиться за тридевять земель в поисках сюжетов.

-    Какими главными, на Ваш взгляд, качествами должен обладать художник в широком смысле этого слова?

-         Творчество погружает человека в жизнь, полную смысла и красоты. Но истина эта очевидна далеко не каждому. Поэтому художнику нужно иметь стойкость, самоуважение и гордость за знание того сокровенного, чего лишены многие. На эту основу должно ложиться всё остальное

 -         Виталий Михайлович, хотелось бы немного узнать о Вас просто как о человеке.

-         Родился и вырос в Курске – это мой родной город. И, с полным правом, могу сказать словами поэта:

                                                          "Здесь ног следы моих босых
                                        Под слоем грунта и цемента,
                                        Когда б дорожек этих ленты,
                                       Как фотоплёнку, проявить..."

     Здесь учился в школе, техникуме, институте. Здесь создал семью,      вырастил и воспитал двух дочерей. Здесь же много лет назад сделал  первые свои снимки. И хотя фотография, безусловно, играет большую роль  в моей жизни, однако не следует думать, что я просыпаюсь по утрам с  фотоаппаратом в руках, а, ложась спать, кладу его под подушку. На свете  для меня есть ещё немало интересного. 

                             

-         Считаете ли Вы себя счастливым человеком?

-         Счастье – понятие многогранное, и вряд ли кто может считать себя    вполне счастливым человеком. О себе же скажу так: я живу с ощущением полноты жизни, чего желаю и другим.

 

P.S. Все фотографии для публикации взяты мною из авторского альбома мастера, выпущенного к его 60-летию и 30-летию выступлений на международной фотографической арене. Текст также взят из альбома и публикаций о фотохудожнике в отечественной и зарубежной прессе.

От себя добавлю, что все представленные ниже фотографии выполнены без применения компьютера, сканера, принтера и каких-либо иных печатных машин. Они созданы при помощи фотоплёнки, обычного проявочного бачка, тёмной комнаты, красного фонаря, ванночек с химическими растворами, увеличителя (а порой и четырёх увеличителей одновременно), упорства и мастерства человека.

В этом мастерстве Виталий Михайлович добился такого совершенства, что даже знаменитая фирма ILFORD наградила его своей особой медалью, что делает чрезвычайно редко и в исключительных случаях. Эта изящная медаль, работы замечательного итальянского художника-медальера Бертони, символично выполнена из чистого серебра, как основного материала  традиционной фотографии. Я так подробно рассказываю об этом потому, что читающий эти строки едва ли когда-нибудь в жизни увидит своими глазами такую редкостную награду.

Однако время не стоит на месте. И сегодня фотохудожник в своём творчестве использует только цифровые технологии. Ему интересны богатейшие изобразительные возможности цвета. Например, он успешно работает над циклом художественных фотографий «Люди на улицах моего города», где колористическая составляющая несёт важную нагрузку. И я не теряю надежды на то, что мне ещё доведётся рассказать об этом более подробно.

Но и здесь возможны разные подходы. Недаром, известный юморист как-то верно заметил, что, идя по улице, один видит красивое дерево, а другой – пьяного, лежащего под этим деревом. Своим творчеством мастер убедительно доказал, что лично он, образно говоря, видит красивое дерево.

 

При репосте данной публикации  активная гиперссылка обязательна.

 

Мелодия   /   Melody
Мелодия / Melody
Тернистый путь  /   The Thorny Road
Тернистый путь / The Thorny Road
Полёт   /   Flight
Полёт / Flight
Старый дворик   /   The Old Courtyard
Старый дворик / The Old Courtyard
Новые кварталы   /   New Blocks
Новые кварталы / New Blocks
Юность   /   Youth
Юность / Youth
Перед стартом   /   Before the Start
Перед стартом / Before the Start
Борьба   /   Struggle
Борьба / Struggle
Лидер   /   Leader
Лидер / Leader
Взгляд детства   /   Childhood Look
Взгляд детства / Childhood Look
Нелёгкие дни   /   Hard Days
Нелёгкие дни / Hard Days
Главная площадь   /   Main Square
Главная площадь / Main Square
На приколе   /   Laid Up
На приколе / Laid Up
За любовь!   /   For Love!
За любовь! / For Love!
Тихо, пожалуйста!   /   Silence, please!
Тихо, пожалуйста! / Silence, please!
Забытое ремесло   /   Forgotten Handicraft
Забытое ремесло / Forgotten Handicraft
Учись, парень!   /   Study, Lad!
Учись, парень! / Study, Lad!
Первая книга   /   The First Book
Первая книга / The First Book
Хозяйка дачи   /   Cottage Owner
Хозяйка дачи / Cottage Owner
Ночь   /   Night
Ночь / Night
Русский мотив   /   Russian Motive
Русский мотив / Russian Motive
Ветер с моря   /   The Wind from the Sea
Ветер с моря / The Wind from the Sea
Лебединое озеро   /   Swan Lake
Лебединое озеро / Swan Lake
Вся жизнь-труд   /   All Life Is Work
Вся жизнь-труд / All Life Is Work
Реквием   /   Requiem
Реквием / Requiem
 
Просмотры: 4727
 

Комментарии:

Artur Stern
Честь и хвала заслуженному мастеру художественной фотографии, сумевшему в непростой советский период острого дефицита фототехники, расходных материалов и многого другого, добиться таких блестящих успехов!
Это сегодня любой охламон с «баблом» может запросто повесить себе на шею, какую угодно топовую камеру из тех, которыми работают звезды мировой фотографии. А тогда не было и тысячной доли таких возможностей даже у мастеров, представлявших отечественное фотоискусство за рубежом. Оставалось уповать лишь на талант, вдохновение, упорство. И вот вам результат!
К слову сказать, я где-то прочитал, что за 50 с лишним лет издания журнала «Советское фото» было выпущено только три номера, в которых обе обложки были предоставлены для фотографий одного автора. И одним из таких авторов был Виталий Тененёв!
Как говорится, если, действительно, умеешь фотографировать и тебе есть что сказать на фотографическом языке, то сделать это можно и консервной банкой.
19.12.2014 - 21:23:39
 
Евгения Лауферова
Конечно, упоминание консервной банки следует воспринимать как образное выражение. Однако, действительно, в советский период даже у людей, прочно связавших свою жизнь с фотографическим творчеством - мастеров высших достижений, не было никакой возможности так же придирчиво ковыряться в моделях фотокамер и объективов, как это делают сейчас даже заурядные фоточайники.
Все они, за редким исключением, пользовались отечественными камерами и оптикой, слегка разбавленными продукцией дружественной ГДР. В их фотоаппаратах не было никаких точек фокусировки. И, порой, было проблематично сделать даже один кадр в минуту, особенно если в руках тяжелая механическая среднеформатная камера. Они, конечно, слышали о невероятных достижениях мировой фотоиндустрии, плодами которой вовсю пользовались их зарубежные коллеги и конкуренты на престижных международных выставках фотоискусства. Но вся эта, будоражащая воображение, информация воспринималась как вести из далеких галактик, не имеющая к ним никакого практического отношения.
Что же касается конкретно Виталия Тененёва, то в период мануальной аналоговой фотографии, о котором говорится в моем посте, мастер пользовался различными фотокамерами, отдавая предпочтение камерам среднеформатным и неизменно оптике Carl Zeiss. Но и здесь, разумеется, бывали исключения.
Например, в рамках разнообразных мероприятий, приуроченных международным сообществом к торжественной встрече МИЛЛЕНИУМА (нового тысячелетия), в Европе был издан великолепный фотоальбом. Цель альбома – в ста произведениях показать лицо мировой художественной фотографии на исходе века. Тысячи работ именитых мастеров со всех концов света вступили в конкурсную борьбу за сто заветных мест в альбоме. Еще бы! Шанс стать участником подобного проекта выпадает лишь раз в жизни и далеко не каждому. Ни у кого, из ныне здравствующих фотографов, шанса на участие в следующем таком проекте нет по естественным причинам. Эта возможность будет только у будущих поколений.
Виталий вошел в число победителей конкурса и стал единственным автором из России, представленным в этом, не имеющем аналогов, альбоме. Скажу больше. В конкурсе его зарубежные коллеги продемонстрировали свои творческие возможности, реализованные с помощью камер и оптики флагманов фотоиндустрии с мировыми брендами. А Виталий все то же самое сделал с помощью простейшего фотоаппарата «ФЭД», собранного в начале 30-х годов пацанами буквально «на коленке» в мастерских трудколонии под Харьковом, где в те годы занимался перевоспитанием оступившихся подростков выдающийся педагог Антон Макаренко. И объектив был под стать этой камере, который перед съемкой нужно было вытащить из корпуса камеры и провернуть для фиксации (старшее поколение фотографов знает, о чем я говорю). И, тем не менее, при просмотре альбома никому даже в голову не придет, что среди представленных работ есть выполненные техникой «каменного века».
Это еще одно поучительное подтверждение того, что в формуле творческого успеха камера, хотя и значимая, но далеко не главная составляющая. Главное, как верно заметил Артур, владеть фотографическим языком и иметь, что сказать на нем.
29.01.2015 - 13:15:34
 
Artur Stern
Вот уж воистину справедливо крылатое выражение: дело не в ФЭДе, дело в Феде!
17.08.2015 - 14:40:15