error
Регистрация

Откровения фотолюбительницы.

Рубрика: «Личное»
Автор: anna borisova
Опубликовано: 09.03.2014 в 00:13:47

   .Мне кажется, что я уже родилась с ощущением счастья. А с некоторых пор думаю, что мне повезло и со временем, и с местом рождения. Начало пятидесятых, центр Москвы, Замоскворчье. Было на что глаз бросить. До сих пор нахожусь под обаянием этой части города,  того облика, который помню с детства: с тихими узкими кривыми улочками, старинным одно- и двухэтажными домами. Как-то видела даже лошадь с телегой. А на телеге - бочки то ли с квасом, то ли с водой, и все это медленно "проплывало" мимо меня по булыжной мостовой Большой Полянки. Помню, как с няней гуляли по заснеженной Якиманки - ни машин, ни людей, заглядывали в окна с проложенной между рамами ватой, Няня привела меня сюда, чтобы показать зеленый куст в горшке с висящим на ветке желтым лимоном. Окна в этом доме были на уровне моих глаз. Далеко гулять не ходили по причине моей малости, "топтались" либо во дворах, либо на Церковки ( так называлось место за нашим домом). Поэтому такие улицы как Балчуг, Пятницкая, набережная канала с Горбатым мостом, долгое время для меня были окутаны тайной. Иногда пешком шли на Пятницкий рынок, и каждый раз возвращаясь домой, заходили в храм Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке. Няня была верующей, а мне нравились полумрак и запах ладана. Позже, в школьные годы, во время частых отсутствий в Москве, больше всего тосковала по Каменному мосту, и представляла, как я иду по нему к дому. А еще помню, как мой немногословный папа, влюбленный в природу, созерцатель, рыболов, взял однажды меня в парк Сокольники. Я еще ходить не умела, Сам сел на бревно, а меня выпустил ползать около себя - открывать мир, а вокруг никого - тишина, трава и деревья...Оценила, На всю жизнь осталось чувство благодарности. Все эти картинки из детства, как старые потускневшие фотографии, развешенные по стенам - все время перед глазами. Потом почти как у всех - после школы институт Историко-Архивный, работа в московских музеях, экспедиции. Всю юность не покидало ощущение, что я художник, что могу быть им.Эта почти уверенность заставляла везде таскать с собой громоздкий этюдник. Открыв его раз пять за эти годы, так и не нарисовав ничего путного, поняла, что это была ошибка.. Хотя внутренний голос, убеждавший в обратном, продолжал волновать. В тридцать с небольшим друзья подарили мне фотоаппарат "Смена", который я иногда брала в экспедиции. Снимала, в основном, как и многие тогда, на слайды. И как бы я не радовалась каждому удачному снимку, страсть к фотографированию проявилась позже, и даже не тогда, когда, будучи в Будапеште, я получила из фотолаборатории в подарок вместе с проявленной пленкой и кучей маленьких отпечатков, большую 30 на 45 фотографию моего маленького сына с кошкой на руках. Безусловно, эта похвала со стороны профессионалов сделала свое дело. Но прошло еще много лет, прежде чем я и фотоаппарат стали неразлучны.Без камеры никуда.По-прежнему много путеществую, но теперь мои поездки нельзя назвать бессмысленными. Езжу для того, чтобы снимать. Как сказал один знаменитый фотограф "само путешествие и есть цель пути". Давно уже не снимаю все подряд. Но все больше втягиваюсь в эту охоту за красотой.Стоит только взять в руки камеру, как появляется второе дыхание - носишься по белу свету, забывая о голоде, холоде, не чувствуя тяжести аппаратуры. Я не делаю постановочные кадры, ничего не выдумываю, отражаю мгновение и радуюсь, когда увиденное совпадает с изображением. Глаз, нацеленный на прекрасное, как луч света, как прожектор, вырывает из темноты момент красоты и гармонии божественного мира. Кто-то даже назвал фотографа "богом мгновения". Хочется, чтобы все, что вижу я, видели другие. Хочется разбудить спящее и пасивное сознание, уткнувшееся в телевизор или компьютор. Жесткий, жестокий и бездуховный современный мир заставляет людей бежать сломя голову к материальным благам и не замечать внутренней наполненности простых, даже банальных, но важных вещей. А ведь это все милые подробности нашей повседневной жизни, без которых нет радости.                   Я не хочу никого учить, просто рассказать, как  снимаю я и чему оказываю предпочтение. Не буду говорить о портретах, Их можно делать где и когда угодно. А вот для пейзажей есть определенное время дня и года. Не открою Америки, об этом  написано в каждом учебнике по фотографии, но исходя из собственного опыта, скажу, что камеру лучше не брать в руки днем, когда солнце в зените или близко к этому, когда лучи прямолинейны, а все вокруг плоское и однозвучное."Шедевры" делаются в ранние утренние часы, на восходе, или на закате, Чудное время - сумерки. Даже если день выдался серым, то этот переход ото дня к ночи - самое мистическое, самое сказочное время суток, имеет лиловый завораживающий цвет, и сделанные в это время фотографии способны иногда передать волшебство этого часа. У фотографов есть такое выражение -"ловить свет", а времени для этого отпущено мало.              Из четырех времен года лето для фотографирования не самое удачное - скучное, одноцветное. Выигрышные снимки получаются как раз в непогоду - дождь, ветер, снег, напряженное затишье перед грозой...Картины природы все время находятся в движении, и задача фотографа - не только увидеть, уловить, но и суметь передать состояние постоянно меняющейся натуры так, чтобы зрители услышали шуршание листьев под ногами, ощутили капли дождя на лице и прохладу от медленно падающего снега.                                                                                                                                                            Особой идеи или, как сейчас говорят, проекта у меня нет, Снимаю все, что нравится. Кроме пейзажей, снимаю все уходящее, то, чего завтра уже не будет: дворики провинциальных городов, старые улицы, дома, Дюдей, живущих в этих домах, полуразрушенные храмы и усадьбы. Теперешнюю Москву не люблю, Из нее хочется бежать без оглядки, что я и делаю при каждом удобном случае. Слишком живы воспоминания и силуэты той прошлой Москвы - города детства и юности. Еще люблю снимать детей и кошек.                                                                                                                                   Вот уже более десяти лет использую фотокамеру "Минольта" - так уж получилось. Постоянная работа с аппаратом сделала его ручным, понимающим. Не всегда, конечно, все гладко, чаще наоборот. Иногда, выйдя из дома по делам и из-за лени не взяв с собой камеру (каждый раз жалеешь об этом) все равно ищешь картины, сюжеты, вживаешься в мотив, смотришь на все как бы через обьектив. А иногда можешь и с камерой проходить весь день, так ничего и не сняв. И не то чтобы нет достойного кадра или свет не тот. просто с тобой что-то не то: лень, раздражение, закрытость, в общем, отсутствие гармонии. А бывает так: увидишь вдруг уже готовую картину, подступаешь к ней с фотоаппаратом, скорее, скорее, руки трясутся, думаешь, ну уж этот кадр точно будет шедевром. Получаешь пробник - ан нет, даже близко не лежал.Поспешила, какие-то правила были не соблюдены , на что-то внимание не обратила, каноны нарушила. А бывает, правда реже, все наоборот, щелкнешь просто так и забудешь, а кадр этот случайным сюрпризом становится.                                                                                                                 Мои фотографии можно назвать  ностальгическими. Щемящая  тоска по детству, по теплу человеческих жилищ, по уже ушедшему семейному укладу наших бабушек и дедушек, когда человек и природа были едины и существовали в согласии и от отсутствия  чего сейчас болеют и страдают наши души. И если мои фотографии вызывают теплые воспоминания, а в душе рождают покой и уют - мне большего и не надо.                                                                                                                                         Снимаю в основном на пленку. Цыфру не люблю, хотя согласна, что за ней будущее. Мне кажется, что цыфровая фотография - мертвая фотография. В ней нет воздуха, одухотворенности. Увидел - снял, не понравилось - стер. Удобно! А где загадка? Тайна? С пленкой никогда не знаешь до конца, что получится. Глаз, даже наметанный, не может уловить все. А это игра света и тени, цветовые сочетания, мерцание солнечных пятен и многое другое, что не от нас. А промежуток от нажатия до появления фотографии - время нетерпения и ожидания чуда. Хороший художественный снимак - нечастое явление. Вроде бы и снимать становится все легче, и техника совершенствуется, но выдающаяся фотография все равно сюрприз, и ее всегда воспринимаешь как чудо, к которому не только ты приложил руку.                                                                                           

 

 

 
Просмотры: 797
 

Комментарии: