error
Регистрация

Открытая лекция (часть 1)

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Борис Соломатин
Опубликовано: 23.12.2013 в 18:08:27

Часть 1

Вначале две цитаты:

«Все люди дураки, но худшие из них те, кто этого не признает» (А. Ведяшкин).

«Век живи, век учись – дураком помрешь» (Народная мудрость).

Предвосхищаю вопрос, сопровождаемый глупой улыбочкой: «А как же ты?»

Отвечу сразу: «А вы что, считаете, что я не человек? Я же сказал, все люди! А я, как вы наверное заметили, тоже человек».

Итак, фотография. Попробуем разобраться, что же это такое, и стоит ли бояться фотошопа.

Когда-то, уже очень давно, я работал в одном из столичных театров художником-дизайнером, и как-то главная художница театра спросила меня:

- А что ты думаешь о художниках?

- О! – восторженно начал я. – Художники, это такие люди! Это почти волшебники! Это творцы! И прочая, прочая, прочая…

- Милый мой! Художники! Да будет тебе известно: это необразованные, завистливые и очень ограниченные люди…

Признаться, тогда я в это не поверил. Я вообще мало общался с художниками и по невыветрившейся еще детской наивности считал их полубогами. Но прошло время, и я понял, что определение «необразованные, завистливые и очень ограниченные» правомерно, причём не только для художников, но и для фотографов. И я не имею в виду среднестатического «фотографа», месяц назад купившего жене камеру и увлекшегося неожиданно открывшимся миром. Все гораздо хуже. В нашей уважаемой «Академии художеств» слово «фотошоп» вызывает суеверный ужас и ритуальные пляски в высоких кабинетах. Произнося его, высокие люди искусства закатывают глаза, начинают трясти головами и кулачками, изгоняя демона из святая святых - коридоров Академии. И куда девалась вся их ученость? Куда девались годы тяжких трудов по изучению истории искусства? Честно скажу: не знаю. А между тем основы и принципы фотошопа были известны задолго до нашей Эры…

Камера-обскура.

Первые упоминания о камере-обскуре были еще в IV веке до н. э.: последователи китайского философа Мо-цзы (моисты) описали возникновение перевёрнутого изображения на стене затемнённой комнаты. Что же представляет из себя камера-обскура? Первые камеры представляли собой затемненные ящики с отверстием в одной из стен.

По дошедшим до нас сведениям, первым камеру-обскуру для создания изображения использовал Леонардо да Винчи. И действительно, для чего усложнять, если можно сделать проще? Конечно, можно биться лбом о стену, как делают, очевидно, многие из моих оппонентов, но, на мой взгляд, гораздо проще пройти через дверь.

О, если бы вы знали, сколько художников использовало камеру-обскуру для создания своих картин! С помощью этого нехитрого устройства рисовались пейзажи, портреты и все, что под руку попадется. Помимо Леонардо, например, её использовал художник Вермеер. Скажите, а вам это ничего не напоминает? Использование графического планшета, скажем? Если нет, то мне уже страшно!

Фотография.

Чтобы продолжить наши рассуждения дальше, давайте определимся все же, что такое фотография. На мой взгляд, для разумного человека это ясно из самого названия, которое переводится как светопись, т.е. рисование светом. Мне смешны люди, выделяющие фотографию в какой-то совершенно отдельный вид, это очень сильно напоминает сектантство, вы не находите? Человек всегда хотел отразить тот мир, в котором живет, и чем выше был уровень мастера, тем сложнее и многоплановее его творения. В принципе абсолютно не важно, с помощью каких инструментов человек достигает результата: с помощью кисти, мелков, фотографического аппарата или графического планшета. Ставить что-то выше, а что-то ниже лично я не берусь. Человеку вообще характерно все упрощать. Зачем делать сложно, если можно просто? Вполне допускаю, что люди, проповедующие т.н. «чистую фотографию», не пользуются благами цивилизации: не ездят на машинах, фотографируют методом нанесения изображения на стену пещеры, одеваются в шкуры и едят сырые экологически чистые продукты, не пользуются антибиотиками и умирают совершенно здоровыми лет эдак в 25. Все может быть. Тем же, кому не чужд прогресс, характерно облегчать свой труд, искать новое и не стоять на месте. Это же справедливо и по отношению к способам отражения окружающего мира, т.е. как рисованию, так и фотографии, что в принципе одно и то же. И не случайно поэтому хороший фотограф учился или умеет рисовать, как, например, всеми любимый Брессон, который является прежде всего художником-графиком. И изначально он учился рисовать, а уже используя эту базу, он стал великим фотографом, на которого так любят ссылаться ортодоксы от фотографии. А уж по поводу того, что Брессон не кадрировал, я вообще промолчу, т.к. давно доказано, что не только кадрировал, но и коллажировал изо всех сил… А почему и как возникли слухи и легенды, что он так никогда не делал, разговор отдельный.

Художники

Определившись с тем, что фотография и рисунок суть одно и то же, т.е. передача мироощущения, коснемся творчества нескольких художников, чтобы разобрать некоторые заблуждения.

Сальвадор Дали

Частенько, изобразив что-нибудь не имеющее ни формы, ни содержание, на вопрос, что это за мазня, говорят: «А вот Сальвадор Дали…» А что Сальвадор Дали? А Сальвадор Дали с детства учился рисовать и как-то отказался сдавать экзамены на основании того, что знает предмет лучше преподавателей. Он в совершенстве овладел навыками практически всех школ рисования, и на основе этого у него родилось нечто свое. И никак иначе. Чтобы быть над законами, надо как минимум их знать.

Или возьмём черный квадрат Малевича. Сколько копий было сломано вокруг него, сколько физиономий разбито, сколько людей насилуют эту тему до сих пор, сколько безумных теорий вокруг! А между тем Малевич так же с детства изучал рисунок, работал чертежником на железной дороге и свой черный квадрат, который должен был стать частью триптиха вместе с «черным кругом» и «черным крестом», нарисовал в эпоху суперреализма, чтобы шокировать прежде всего, и этот квадрат является первым и последним…

Как мы видим, основой всему являются знания, и только знания.

Теперь давайте рассмотрим, что нам дал фотошоп. Он дал нам по сути фантастические возможности, неимоверно расширил границы фотографии и рисунка, расширил возможности человека. Вот несколько примеров того, что можно сделать с помощью этой замечательной программы.

Ну а то, что пин ап родился на основе фотографий, вы, наверное, знаете и без меня…

Так работает замечательный художник Валерий Барыкин.

Вот такая история. Теперь же, если кому-то все еще интересно, мы с вами рассмотрим самые нужные инструменты фотошопа и поучимся ими пользоваться. Для этого на простом примере мы рассмотрим, как можно работать с фотографией, посмотрим, как из совершенно заурядной карточки

сделать хоть что-то интересное….

Итак, первым этапом является съемка. Если вы попали в какое-то интересное место, на интересное событие, не забывайте о двух вещах.

Делайте как можно больше снимков: под разными углами, с разных позиций. Чем больше кадров, тем лучше. Тезис о количестве, перерастающем в качество, здесь очень уместен. Может понадобиться все: случайный человек, кустик, камешек …. Да мало ли что. Только старайтесь не перекрывать другим угол съемки, по полчаса настраиваясь на какую-нибудь собачку или цветочек, который никому, включая вас, не нужен. (Полезный совет: отсматривайте отснятый материал только на большом экране и ни в коем случае не делайте этого по пути домой, потому как насколько вы будете радоваться своим кадрам, наблюдая их на экранчике фотоаппарата, ровно настолько же вы будете разочарованы, просматривая их на большом мониторе. Не поддавайтесь соблазну, терпите до дома)

Вернувшись домой, мы начинаем с настроек графического редактора, минимальный набор настроек вы должны знать. Итак…

Конец первой части.

Продолжение следует…

 

Записывал Николай Грамота

Редактировала Нина Гулиманова

 
Просмотры: 6368
 

Комментарии:

delete (id29368)
Резковато, но, в целом - всё верно. Современный фотограф не может обходиться без графического редактора, даже, если он сторонник "чистой" фотографии: тот же Фотошоп - это что-то вроде современного фотоувеличителя, без которого получить фотографию просто невозможно...
24.12.2013 - 08:23:48
 
delete (id21119)
Абсолютно согласна с Andrew Shlykoff ! Половину новогодних праздников вела дискуссию по этому вопросу со сторонником "чистой" фотографии.
Теперь я поняла почему я столкнулась с Вашими работами и на другом сайте.
Огромное Вам спасибо за блог - для меня (думаю и для многих) это просто подарок.
09.01.2014 - 00:04:35
 
Борис Соломатин
Ну что же Вы убегаете на самом интересном месте, ну и как дискуссия? Почему столкнулись с моими работами на другом сайте? Надеюсь внешних повреждений нету? :о/
09.01.2014 - 00:07:50
 
Юрий Дмитриенко
Интересная информация. Спасибо.
10.01.2014 - 16:58:27
 
Eugene *
Хорошая лекция.
08.11.2014 - 13:19:11
 
Николай
"- Милый мой! Художники! Да будет тебе известно: это необразованные, завистливые и очень ограниченные люди…" - к сожалению лично убедился, в старости еще и спившиеся "непризнанные гении".
29.04.2020 - 09:53:29