Как внешнюю, так и встроенную вспышку фотоаппарата можно контролировать. Для этой цели в фототехнике предусмотрены режимы фото вспышки.
Основные режимы работы фото вспышки
В зависимости от модели камеры, режимы вспышки устанавливаются либо с помощью кнопки на корпусе камеры, либо через основное меню камеры. На внешних вспышках режимы устанавливаются через меню самой вспышки.
Основные режимы вспышки, встроенной в камеру
Автоматический режим
Автоматический режим не требует вмешательства фотографа и срабатывает в двух случаях:
- Камере недостаточно света для правильной экспозиции
- Главный объект стоит против света
В этом режиме снимает большинство любителей. Для профессиональной съемки использовать его не рекомендуется.
Подавление эффекта красных глаз
Этот режим используется для подавления эффекта красных глаз, который нередко возникает при съемке со вспышкой. В этом режиме вспышка делает два световых импульса: первый – для того, чтобы сузить зрачки модели, второй – для самой съемки. Эта функция не гарантирует полного устранения эффекта, но снижает возможность его появления.
У этого режима вспышки есть недостаток – многие люди моргают при предварительном импульсе, в результате чего при самой съемке они закрывают глаза. Очень часто первый импульс также воспринимается как спуск затвора, и при втором импульсе человек расслабляется или отворачивается от камеры, полагая, что кадр уже сделан.
Чтобы успешно бороться с эффектом красных глаз, разумнее приобрести внешнюю вспышку, ось работы которой отлична от оси объектива камеры. Для встроенной вспышки в большинстве случаев работают два способа: использовать широкий угол съемки (не использовать зум) и подойти к модели как можно ближе, а также включить свет в комнате – сделать освещение ярким.
Без вспышки
Режимы вспышки подразумевают не только работу с ней, но и работу без вспышки. Для этого в камере предусмотрена функция «Без вспышки». В этом режиме вспышка не сработает, даже если камере не хватает света. Вместо вспышки можно использовать длинную выдержку, чтобы зафиксировать естественный свет.
Заполняющая вспышка
В этом режиме вспышка срабатывает для каждого кадра, даже если естественного света хватает для нормальной экспозиции. Как и остальные режимы вспышки, эту функцию можно использовать для конкретных условий освещения, а именно – для заполнения теней при ярком солнечном свете. При ярком солнце тени могут быть настолько глубокими (темными), что в них потеряются все детали.
Заполняющая вспышка также используется при съемке объекта на ярком фоне. Если включить вспышку, то на фотографии будут проработаны как детали фона, так и объект съемки.
Заполняющая вспышка также используется для достижения естественной передачи цветов в непривычном освещении – она перебивает оттенки цветных обоев, зеленой листвы и других цветных поверхностей.
Медленная синхронизация (также Slow Sync)
Режимы вспышки «заполняющая вспышка» и «медленная синхронизация» схожи по принципу действия. При установке «медленной синхронизации» вспышка точно также выдает импульс, однако он отличается по длине от заполняющей вспышки. В режиме «медленная синхронизация» импульс вспышки такой короче, но длиннее выдержка, при которой срабатывает вспышка, что позволяет проявить детали фона, тогда как заполняющая вспышка освещает объект, оставляя фон темным. Таким образом, «медленную синхронизацию» разумно использовать при плохом освещении. Однако при этом возникает вероятность размытия фотографий, поэтому рекомендуется снимать со штатива.
Скоростная синхронизация
Этот режим поддерживается не всеми вспышками. «Скоростная синхронизация» предназначена для съемки объектов при выдержке короче, чем выдержка синхронизации со вспышкой (обычно она составляет от 1/200 до 1/300, при более коротких выдержках камера работать не может). В этом режиме вспышка делает несколько коротких импульсов, чтобы хорошо осветить сцену на короткой выдержке.
Стробоскопическая вспышка
Этот режим характерен для внешних вспышек. Вспышка делает несколько импульсов, чтобы зафиксировать фазы движения снимаемого объекта. Чаще всего, этот режим применяется в спортивной фотографий, например, в гольфе: для фиксации размаха и удара по мячу.
Ручной режим
В этом режиме фотограф сам указывает, какая мощность импульса ему нужна. Параметры режима: полная мощность, 1/4, 1/16, 1/64. Остальные режимы вспышки определяют мощность автоматически, а в этом режиме можно гибко определить уровень освещения для любой сцены. Тем не менее, успех фотографии целиком и полностью зависит от опыта фотографа.
Управление экспозицией вспышки
Компенсация вспышки
Режимы вспышки не всегда обеспечивают должный контроль над ее мощностью, поэтому в камеру встроена функция компенсации вспышки (на внешней вспышке она настраивается автономно).
Компенсация вспышки используется в случаях, когда вспышка недостаточно освещает сцену либо, наоборот, пересвечивает ее. С помощью этой функции можно изменить освещенность сцены, не корректируя значения выдержки и диафрагмы.
Эта функция при правильном применении отлично уравновешивает свет от вспышки и естественный свет. С ее помощью можно добиться отличных результатов, слегка подсветив тени и одновременно устранив «плоский» рисунок, характерный для полного заряда вспышки.
Компенсация встроенной вспышки обычно устанавливается в диапазоне от минус 2 ступеней диафрагмы до плюс 2 ступеней. На внешней вспышке этот диапазон шире: от -3 до +3.
Брекетинг экспозиции вспышки
Эта функция похожа на брекетинг автоматической экспозиции. Используется в случаях, когда фотограф не может самостоятельно подобрать нужную экспозицию. Если включить эту функцию, камера сделает несколько снимков с различной мощностью вспышки – меньше и больше автоматической. Изменяется только мощность вспышки, освещенность фона остается прежней.
Комментарии:
Если уж говорить о режиме медленной синхронизации, то логично было-бы упомянуть и объяснить его разновидности - синхронизация по передней шторке и синхронизация по задней шторке.
Ну а в остальном все верно.