error
Регистрация

Опять про пейзаж

Рубрика: «Личное»
Автор: Andy
Опубликовано: 17.10.2021 в 02:07:24

Мысли о восприятии пейзажа возникли в процессе жарких споров с коллегой по поводу "баланса белого", в дальнейшем ББ. Я указывал, что ББ в его пейзажах регулярно сбит, постоянно присутствует паразитный оттенок красного. Коллега же заносчиво отвергал здоровую критику и говорил, что ему так нравится, и вообще - красиво. Так спор зашел в тупик про Красоту и я стал думать, — может ли смещенный ББ в пейзаже инспирировать эстетическое удовольствие у зрителя, ту самую Красоту? И на основе анализа одного из пейзажей коллеги понял, что нет - не может. Дело в том, что белые стволы берез в его работе имели красноватый оттенок, в то время как источников  красного света не было. Т.е. в картине отсутствует правда жизни. Это и подтолкнуло к вопросу, может ли возникнуть Красота в пейзаже, если нарушена правда восприятия жизни. Покажем, что вряд-ли.

Из литературы узнал - зрение человека отличается от фотоаппарата тем, что искажает и достраивает увиденное с целью построения объемной сцены в трех измерениях. В частности, мозг человека достраивает подробности среднего плана, которые в фотографической реальности еле различимы. Средний план мысленно как-бы поворачивается плоскостью к зрителю, чтобы лучше проанализировать расстановку предметов в пространстве. Художники  знают эту особенность человеческого восприятия и мастерски разворачивают средний план лицом к зрителю. Например, натюрморт на вертикальной плоскости стола. И это не вызывает раздражения у зрителя, хотя совершенно непонятно, почему не падают вниз "расставленные" на столе предметы. Мозг зрителя соглашается с таким авторским искажением, потому что он сам так делает. Зато мозг не может согласиться с подкрашенными красным белыми березами, если не обнаруживает источника красного света. Это к вопросу о ББ.

Думаю, уже можно обозначить, что такое Красота в пейзаже. На мой взгляд, это когда фотография максимально соответствует той картине, которая формируется в мозгу зрителя вживую.

  -1. В частности, постараться максимально развернуть средний план лицом к зрителю. Самое простое, — вести фотосъемку с возвышения. По композиции, средним планом желательно занять максимум места в кадре. Этим вы добьетесь ощущения пространства и глубины. Мозг человека обычно оставляет дальний план без внимания, не тратит на него силы. Поэтому усердствовать там в резкости и насыщенности цвета - вредно для глубины и пространства. Про передний план можно сказать только одно - он не должен перекрикивать средний план. И лучше совсем без него.

-2. Зрение человека, его мозг, устроены так, что стараются проникнуть в труднодоступные места. Например, в темные пространства или против сильного света в глаза. При обработке фотографии, не только пейзажа, следует помочь мозгу зрителя проникнуть в такие  участки кадра. Речь идет о проявке содержимого пересветов и теней. Если этого не сделать, мозг зрителя останется неудовлетворенным. Подобным часто грешат пейзажи рассветов и закатов, в которых присутствуют массивы не просматриваемых участков черного цвета.

-3. Наконец о ББ. Здесь тоже нужно помогать мозгу зрителя четко идентифицировать все источники света в кадре, их направление и цвет. Если в кадре есть паразитная подсветка и мозг не может определить ее источник, то раздражение у зрителя обеспечено. Я при обработке использую прием, аналогичный приему классической фотографии - "лист белой бумаги". Т.е. ищу в кадре участок, который по моему мнению должен быть белого(серого) цвета и тыкаю в него "пипеткой ББ". Дальше, коррекцию всего кадра производит программа автоматически.

Если что неправильно написал, или забыл упомянуть, — милости прошу в комментарии.

 
Просмотры: 177
 

Комментарии: