– А как стали появляться звезды?
– Первая съемка была с журналом Maxim. Ко мне пришел фоторедактор Вадим Ясногородский и сказал, что хочет посмотреть мое портфолио. Смотрел он его со скучнейшим видом и в итоге объявил: «Да, неплохие работы. Мы хотим, чтобы вы для нас что-нибудь сняли». «Здорово! – ответил я. – Журнал Maxim – это же по-настоящему круто! Только я не понимаю, почему у вас такой скучающий вид?».
Теперь-то я понял, конечно. Редактор просматривает порой несколько портфолио в день. Для него это не событие: сидит, скучает, потом хвалит работы. Мне всегда было интересно, как же тогда выражается
недовольство? Потом объяснили: сначала из кабинета вылетает фотограф, а за ним его портфолио. А когда человек спокойно смотрит твои фотографии – это высшая похвала!
Давным-давно я прочел у Хельмута Ньютона такую фразу: «Никогда не поймешь, что в голове у этих редакторов». Я не вправе их учить. Мое дело – снять так, чтобы я был доволен собой, а дальше пусть делают с моими снимками, что хотят. Я оставляю за собой право сказать: мне не нравится, что вы выбрали и как сделали. Могу рассказать, почему я так считаю, но никогда не буду воинственно спорить. Если мне совсем уж не нравится фотография, я ее просто уберу заранее.
Итак, вернемся к той первой съемке. Я позвонил модели, а она мне говорит: «Олег, у меня есть проблема, которую не хотелось бы обсуждать по телефону». Приезжает – и выясняется, что девушка на седьмом месяце беременности. А в журнале торопят: у нас статья готова, нам надо, скорей-скорей! Тестовые фотографии всем понравились, и я решил попробовать. Пока мы собирали стилистов и прочих помощников, прошло еще две недели. У девушки совсем поменялся взгляд (надо сказать, что у беременных на каком-то сроке взгляд меняется, он становится направленным внутрь). Но неважно. Сняли. Все получилось.
С тех пор меня стали приглашать журналы, а потом и сами звезды. Что любопытно, у звезд работает «обратное» сарафанное радио. Звезда может сказать: «Олег, ты меня так классно снял, так замечательно! Меня все спрашивают: кто же тебя так снял? Но я никому-у-у не скажу!». Однако продюсеры меня как-то находят (улыбается).
– А как вы находите общий язык со звездами?
– Что удивительно, такой проблемы нет. Помню, у меня впервые была съемка с Инной Гомес. Мне сказали: «Олег, она очень хорошая. Если ты найдешь с ней общий язык, то у вас получится потрясающая фотосессия». Я приехал в Москву. И вот подходит ко мне красивая девушка и говорит: «Олег, это вы? Я Инна Гомес, мне о вас много рассказывали. Я очень хочу найти с вами общий язык, чтобы у нас получилась хорошая фотосессия!».
Многие говорят, что звезды ведут себя капризно. Я ни разу не видел такого на съемках. У нас же общие интересы! Более того, после первой же съемки мы всегда друзья. Звезда – это ведь сгусток энергии. Она сама по себе достойна внимания. Понятно, что если снять Андрея Аршавина или Веру Брежневу, то фотография будет интересна всем сама по себе. Но если к этому добавить еще и ситуацию, историю, то получится совсем здорово. Например, я снимал Лену Беркову в образе Королевы. Она ведь настоящая королева секса. Обнаженная девушка должна выглядеть как леди. Или Ксения Собчак. У нее есть давно проверенные, отточенные позы. Она приходит на съемку и сразу отработанно их принимает. Вообще есть несколько красивых, испытанных поз, которые нравятся мужчинам, даже придумывать ничего не надо. Я говорю: «Ксения, а теперь давайте попробуем что-нибудь другое». И она соглашается, а потом смотрит на результат и говорит: «Да, продолжайте, у вас хорошо получается». В общем, мы сотрудничаем.
– Чем отличаются придуманные вами для съемки истории?
– Есть понятие формата. Maxim – это один формат, Playboy –совершенно другой, хотя в кадре то же обнаженное тело. Есть еще fashion-съемки, где основной смысл, первое слово – «странно». Потом уже «красиво», «стильно», но в первую очередь «странно». Потому что если это не странно, а обыкновенно, то в чем же мода?
– А где, кстати, обработки больше?
– В «Плейбое».
– С fashion-фотографией в нашей стране особая, сложная история…
– Уже, наверное, нет. Мы видим, как снимают на Западе, и перенимаем.
– Хорошо, допустим, есть идея, которая подходит под формат издания. Как она доводится до героя съемки?
– Как правило, я ее честно озвучиваю. Например, мы решили снимать Николая Валуева. Обстановка была немного нервозная – согласится ли? Николай приехал, и я рассказал ему историю про русского богатыря, который бреется топором. У меня была и запасная идея: я хотел снять то, что видит в последнюю секунду человек, получивший нокаут от Валуева: перчатка, лицо… Валуев сказал: «Нет, тут я не буду сниматься обнаженным». То есть первая идея ему понравилась, и он снялся обнаженный с топором, а вторая – нет.
В целом мне доверяют. Ведь если все получается красиво, то неважно, как я это сделал! Может, у меня в камере сидит человек с Фотошопом и сразу выдает красивые картинки? Идей у меня много. Их, конечно, воруют.
– Что бы вы посоветовали начинающим фотографам? Как сделать успешную карьеру?
– Я очень не люблю, когда мне пишут что-то вроде: «Здравствуйте, Олег, я молодой фотограф, подскажите, с чего мне начинать…». Представьте себе, что вам надо сдать экзамен на водительские права. Вы приходите к Шумахеру и спрашиваете, как это лучше сделать. Так вот, его советов слушать не надо! Мой ответ – идите в фотошколу, достигните какого-то уровня, а уже тогда начинайте интересоваться. А что я могу подсказать? Какой фотоаппарат купить? Не знаю. Я снимаю профессиональными, достаточно навороченными камерами и совсем не знаю технику, которая находится уровнем ниже. И в руках не держал, и сколько стоит, не знаю.
– Часто встречается такой подход: вот куплю я себе фотоаппаратов, объективов, вспышек; сниму три свадьбы, сделаю портфолио – и все, я фотограф. Стоит ли начинать с таким настроем?
– Пробовать начинать, наверное, стоит. Если нравится. Я всегда покупаю технику, которая мне нравится. Новая техника дает новые возможности.
– А где вы покупали свой Хассель?
– Мне привезли из Москвы. Наверное, дешевле было бы слетать за ним в Америку, но мне так проще. Лучше я потрачу это время на работу – заработаю больше.
– Какой камерой вы снимаете в путешествии?
– В путешествия я беру Хассель, реже Canon. Вдруг мне встретится что-то красивое, а я не смогу это запечатлеть, потому что камера недостаточно качественна?
– И не тяжко таскать такую сумку?
– Когда я летаю куда-нибудь снимать, то беру с собой 80-85 кг аппаратуры. Это, конечно, со светом, с генератором и так далее. Я привык. Мой любимый генератор – Broncolor, хотя для улицы лучше подходит Profoto. Они отличаются лишь нюансами, и то, и другое – отличная техника. Таскать сумки мне не тяжело – я занимаюсь йогой шесть лет, не унываю, не устаю, не жалуюсь, особенно на съемках. Все на внутренней энергии. И никаких наркотиков! Алкоголя и мяса, к сожалению, тоже.
Но мы немного отвлеклись. Вернемся к рекомендациям для начинающих. Я советую брать работы хороший фотографов и копировать их. Хельмут Ньютон, Ричард Аведон – подойдут; еще я очень люблю Тестино, Мондино, Лашапеля – последний оказал на меня огромное влияние. Одним словом, нравится тебе фотография великого мастера – бери и повторяй. Только не старайся улучшить его снимок, делай как он, один в один. Потом поймешь.
– В программе некоторых фотошкол есть подобные задания: проанализировать фотографию классика и сделать выводы для себя.
– Это лучший способ учиться. В мое время, лет тридцать назад, не было никаких альбомов. А сейчас – пожалуйста, все что угодно, только зайди в Интернет!
– У вас есть команда постоянных сотрудников?
– Есть люди, с которыми мне очень нравится работать: стилисты, визажисты. Помощников у меня сейчас нет, их всегда было очень мало. Самый известный из них – Костя Черепков, который проработал со мной полтора года. Сейчас он снимает Тимати, Пугачеву, Зверева, Лазарева.
Я сам свет поставлю лучше и быстрее, чем любой помощник, потому что знаю, как.
Комментарии: