error
Регистрация

Олег Наумов - один из самых востребованных спортивных фотографов.

Рубрика: «Личное»
Автор: Наталья ***
Опубликовано: 28.11.2014 в 15:14:27

Олег Наумов

Олег Наумов - один из самых востребованных спортивных фотографов. Он сотрудничает с Олимпийским Комитетом России, компаниями Bosco Sport  и  FORWARD, компанией  «Ледовая Симфония» - ледовые  шоу Ильи Авербуха, журналами  "LED", "Олимпийская Панорама" и рядом  спортивных изданий, спортивными федерациями России - Всероссийской федерацией художественной гимнастики, Федерацией спортивной гимнастики, Федерацией  фигурного катания, Федерацией хоккея, Федерацией синхронного плавания.

Был официальным фотографом ОКР на Зимних Паралимпийских играх  в Турине 2006 г. и  Зимних Олимпийских  играх в Ванкувере 2010г.

В его портфолио съемки с Чемпионатов Мира и Европы по художественной гимнастике, спортивной гимнастике, хоккею и синхронному плаванию.

Также Олег является официальным фотографом на телевизионных проектах 1 канала и СТС, в том числе: «Ледниковый период», «Лед и пламень», «Папины дочки», «Кремлевские курсанты», «Маргоша».

В 2010 г. участвовал  в международной  выставке паралимпийских фотографий «Spirit in Motion» , учрежденной Международным паралимпийским комитетом (IPC).

 
 
 
 
 
 
 

- Как началось ваше знакомство со спортивной фотографией?

 

- В прошлом я сам был спортсменом - закончил Российскую Государственную Академию физической культуры, занимался борьбой, самбо. А страсть к фотографии испытывал с детства. Со временем забросил свое хобби, и, лишь когда появились дети, и мне захотелось запечатлеть каждый их шаг, снова взял в руки камеру. Получившиеся снимки показывал знакомым, а когда все чаще стал слышать восторженные отклики о моих работах, заинтересовался, как же становятся профессиональными фотографами. Объединив спортивное прошлое и вновь обретенное хобби, я посвятил себя спортивной фотографии.
На тот момент спортивные фотографии как таковые мало кого интересовали - больший интерес вызывали снимки известных личностей рядом со спортсменами. А я мечтал снимать спорт в чистом виде. Меня не страшили сложности, а ведь сделать качественный снимок в спорте очень непросто. Так, в хоккее или футболе невозможно предугадать, куда отлетит шайба или мяч, поэтому без везения наша работа не обходится.

 

- Помимо везения, какими еще качествами должен обладать спортивный фотограф?

 

- Помимо везения, безусловно, необходимо чутье хорошего кадра, мастерство. Кроме того, спортивный фотограф должен работать по правилам того вида спорта, который он снимает. Самое интересное на хоккейной площадке происходит в площади ворот, где игроки дерутся, толкаются, залетает шайба или, наоборот, вратарь делает красивый «сейв». Хорошие кадры получаются и около скамейки запасных - только там можно передать через фотографию настоящие эмоции игроков и тренеров, все то, что так интересно болельщику. Все эти моменты нужно почувствовать - спортивный фотограф должен быть на полшага впереди действия.

 
 
 
 

- Вы сами всему учились?

 

- Начинающему фотографу сложно сразу начать зарабатывать большие деньги. Поэтому на первых порах приходилось работать бесплатно везде, где только можно было аккредитоваться - там я наблюдал за работой известных фотографов, советовался, учился. Там же знакомился с известными спортсменами, тренерами, спортивными функционерами. Благодаря этому, теперь я работаю с Олимпийским комитетом России, Федерацией хоккея, Федерацией художественной гимнастики и прочими спортивными структурами.

 

- Расскажите про ваше знакомство с Ириной Винер.

 

- Ирина Александровна сыграла огромную роль в моей карьере фотографа. Во-первых, моя работа стала оплачиваться, и я перестал быть просто любителем, а, во-вторых, Ирина Винер брала меня на все международные соревнования, что, конечно, помогло мне в дальнейшем развитии.

 
 
 
 

- Знакомство с Ириной Винер-это ваша главная удача?

 

 

- Когда я с ней знакомился, то хотел просто показать снимки и узнать ее мнение. С тех пор я всегда советуюсь и прислушиваюсь к ее мнению.

 

 

- Сейчас с вами много работает Олимпийский комитет. Что они требуют? Где размещают снимки?

 

- В основном я все же работаю с Федерацией художественной гимнастики. Фотографии идут на сайт Федерации, в архив, а также используются в печатных изданиях и Интернете. Очень много я снимаю и для Федерации хоккея России - работаю на таких крупных турнирах, как «Кубок Первого Канала» и Чемпионатах мира, а также на международных турнирах, в которых принимают участие молодежная и юниорские сборные. Эти снимки тоже используются на сайте, в печатных и прочих продуктах Федерации. С Олимпийским комитетом мы работаем, в основном, во время Олимпиад - как летних, так и зимних. Несмотря на заказчика, требования у всех одни - качественные фотографии, передающие напряженность момента и реальные эмоции спортсмена.

 
 
 
 

- Как вы попали на проект «Звезды на льду»?

 

- Я случайно познакомился с Екатериной Цанавой, которая является директором «ММГ Скейтинг» совместно с Ильей Авербухом - эта компания создает все ледовые шоу на Первом канале, а также делает отдельные постановки в России и за рубежом. С того момента меня приглашают на все проекты этой компании - вот уже 5 лет я являюсь единственным фотографом, аккредитованным «ММГ Скейтинг» на свои ледовые шоу.

 

- В чем красота спортивной фотографии?

 

-У каждого вида спорта она своя. Но в каждой фотографии должна быть сумасшедшая динамика, неподдельные эмоции и хорошая композиция.

 

- С помощью какой камеры вы добиваетесь отличного результата картинки?

 

- Nikon D3s мне очень понравилась - с таким качеством получающихся снимков обработка в Photoshop не нужна. Автоматический баланс белого практически никогда не надо подстраивать. Эта камера снимает отлично при любом освещении. У нее очень хорошая резкость, сумасшедшая чувствительность. 6400 вполне можно снимать для газет и журналов. Мне нравится, как лежит коробка в руке, резинки не дают проскальзывать пальцам.

Когда снимаешь какое-то мероприятие, турнир, обычно фотографии требуются как можно быстрее, чтобы сотрудники пресс-службы могли  разместить на сайте. Раньше я тратил ночь, чтобы отконвертировать, пересмотреть, поправить баланс белого. Сейчас я могу снимки передавать сразу после съемки. Немалую роль играет картинка на выходе. Мне нравится Nikon D3S c ISO от 100 до 100 тысяч. Это позволяет снимать даже ночью без света. Естественно, такая камера подходит для любого спортивного соревнования, при самом скверном свете - это спасение и возможность управлять скоростью съемки и глубиной резкости, которая влияет на качество изображения. Последний объектив 70-200 меня тоже очень впечатлил. Я пробовал фотографировать и на D3X -это шикарный фотоаппарат. Он подходит и для студии, и для обычной фотографии - у него отличная детализация.

 
 
 
 

- Хотела спросить про ледовые шоу на Первом канале. Когда смотришь на пару, состоящую из любителя и профессионала, не чувствуешь грандиозную разницу. Может быть, это чудеса телевидения?

 

- Любители катаются за счет партнера. Многое зависит от постановщика танцев. С Авербухом на проекте работают четыре хореографа, которые выстраивают танец так, чтобы показать, что умеет любитель и скрыть все недочеты его подготовки.

 

- Кто объективно лучше всех катался из любителей?

 

- Все по-своему хороши. Валерия Ланская, например, не новичок, она занималась фигурным катанием. Марат Башаров стал очень хорошо кататься.

Мало того, что звезды тренируются во время шоу, потом они едут на гастроли по стране. После первого шоу состоялось турне по шестидесяти трем городам. В первом туре я гастролировал вместе с ними. Кстати, свет почти всегда был очень плохой, но я справлялся с помощью техники Nikon. Гастроли - это бесконечные переезды на автобусах, самолетах и даже вертолетах куда-нибудь в Сибирь. Так что ребята серьезно потрудились.

 
 
 
 

- Есть какая-то разница между съемкой шоу и спортивными соревнованиями?

 

- Практически никакой. Заграницей существуют агентства, где работают несколько фотографов на одном мероприятии. Кто-то снимает крупный план, кто-то - общий, а у нас приходится одному бегать по большому стадиону. Поэтому, когда у тебя хорошая техника, в девяноста пяти процентах ты уверен, что она тебя не подведет, а пять процентов - это уже твоя собственная работа и удача.

 

- Из проекта «Звезды на льду» кого камера особенно «любит»?

 

-Татьяну Навку, Романа Костомарова, Маргариту Дробязко, Марию Петрову, Алексея Ягудина.

 

- Были ли еще какие-то случаи, способствовавшие хорошей фотографии?

 

- Курьезных фотографий хватает, но я их удаляю, чтобы не компрометировать  людей на этих снимках. Звезды хотят выглядеть очень хорошо, но в динамике это сложно, может одежда порваться, от скорости при вращении искажаются лица...

Был случай, когда обстоятельства поспособствовали необыкновенной фотографии. С нами на гастроли ездили акробаты Виктор и Валерия Мытники, которые не только катались, но и использовали акробатические номера. В их выступлении есть момент, когда партнер подбрасывает партнершу, а Валерия делает сальто, "заряженная" пиротехникой. Тогда пиротехника сработала раньше времени. У Виктора случилась секундная потеря зрения, но, тем не менее, он ее поймал, потому что все было натренировано до автоматизма. А я заполучил этот грандиозный кадр! Такое очень редко случается, и практически невозможно запечатлеть на камеру.

 
 
 
 

- Расскажите про свою фотовыставку «Красота Победы».

 

- На нее приезжала первая леди страны, смотрела мою выставку. Не скрою, что мне безумно приятен этот факт.

Вообще, я всегда стараюсь делать такие фотографии, из которых можно сделать выставку. На этот раз взял камеру Nikon D3X и Nikon D3S, чтобы поймать моменты и сделать качественные и большие фотографии, которые будут соседствовать с фотосессиями на  страницах глянцевых журналов. Мы затевали эту съемку  только ради идеи, она совершенно не коммерческая, просто подобралась хорошая сплоченная команда. Мой  соавтор и арт-директор этого проекта - Елена Иванова-Тагирова. В ее портфолио сплошь креативные проекты  для глянцевых журналов и известных брендов. Мы познакомились в школе современной фотографии «Photoplay», где я учился на ее персональном творческом курсе. Лене очень понравились мои спортивные фотографии, и мы стали думать о совместном проекте, который бы объединил два жанра: спортивную   и fashion-фотографию. Нашу идею поддержал Алексей Лурье -директор  «Photoplay». Съемки проходили в прекрасных профессиональных  студиях, мне ассистировал Дмитрий Корнев - он тоже стал частью нашей команды. Мы снимали фотосессию для журнала TopBeauty, команда которого также приложила немалые усилия для реализации нашей идеи. На  осуществление  этого проекта я получил  разрешение  Ирины Винер. Она написала фамилии тех, кого я могу снять. В съемках принимали участие действующие спортсменки, гимнастки сборной России, а также Ляйсан Утяшева, которую Ирина Александровна лично приглашала для участия в этом проекте. Вообще, Ирина Винер выступила практически художественным руководителем. Механизм запустился, и, благодаря нашим активным действиям, проект осуществился. Подобные фотопроекты, помимо красоты, несут пользу для популяризации спорта.

А с Ириной Винер мне приятно сотрудничество даже в организации выставки. На ней держится вся художественная гимнастика нашей страны и, не побоюсь этого слова, всего мира. Она знает каждую девочку и все о ней, она с утра до ночи с ними занимается, опекает и помогает устроиться им в жизни.

 
 
 
 

- Судя по Вашим словам, под ее опеку попасть - все равно, что стать ее ребенком.

 

- С одной стороны хорошо, но с другой - на тебя ложится груз ответственности за то, что она тебе доверяет. Я всегда спрашиваю у нее совета, потому что она очень талантливый человек. Очень редко, но я получаю от неё «нагоняй» за то, что сделал что-то без ее разрешения.

 
- Есть какой-то ключ для общения с Ириной Винер?

 

- Ключа нет. Она сразу видит, хороший ты человек или нет.

 

- Фотографии с выставки совершенно другого характера. Их снимают иначе?

 

- Так же. Если ты хороший спортивный фотограф, то и с такой съемкой справишься. Все нужно делать с душой, иметь чувство красоты, успевать скомпоновать кадр в объективе. Можно снять широким углом, а можно на длинный фокус. Когда у тебя в руках серьезный профессиональный фотоаппарат, ты обязан владеть им - настроить его под себя, чтобы в любой сложной ситуации не упустить нужный миг.

 
 
 
 

- Какой вид спорта вы любите больше всего фотографировать?

 

- Художественную гимнастику, конечно, и хоккей!

 

- Это вынужденная любовь?

 

- Искренняя. К художественной гимнастике применимы все слова красоты! А у хоккея бешеная динамика.

 

- У нас будут в ближайшее время олимпийские чемпионки в художественной гимнастике?

 

- Евгения Канаева. А вообще любая девочка из сборной может ею стать.

 
 
 
 

- Последние Олимпиады были очень печальными для нас.

 

-Для художественной гимнастики нет! У нас большая школа художественной гимнастики. Я снимаю детские соревнования и наблюдаю, как они развиваются, растут, усердно работают. Потом, у нас есть Ирина Винер, на которой вся эта школа держится.

То же касается и зимних видов спорта. Да, сейчас успехи в том же хоккее не столь яркие, как хотелось бы, но, развивая школы, мы и в этом виде спорта выйдем на первое место!

 

- В чем секрет Алины Кабаевой?

 

- К сожалению, я мало ее снимал. Но точно знаю, что все, кто трудится в спорте, чего-то добиваются. Все наши успехи в художественной гимнастике состоялись при активном участии Ирины Александровны. Она каждый день посещает тренировки и заставляет спортсменок работать. А секрет Алины, в ее трудолюбии.

 

- Я знаю, что вы снимаете не только спорт.

 

- Какое - то время я снимал сериалы «Папины дочки» и «Кремлевские курсанты» и разные проекты на СТС.

 

- Понравилось?

 

- Спорт снимать тяжелее. Все-таки это почти всегда постоянная скорость и нет постановочных фотографий.

В кино все понятно: есть главный герой, режиссер уже построил мизансцены, а фотограф четко знает, кого и в какой момент снимать. Опять же, благодаря  бесшумному режиму, я могу снимать кино, потому что звук пишется сразу.

Кстати, Лиза Арзамасова, которая играет Галину Сергеевну в «Папиных дочках», сейчас участвует в новом ледовом шоу «Лед и пламень».

 
 
 
 

- Бывали ли случаи в вашей карьере, когда приходилось и самому проявлять олимпийский характер?

 

- В Турине я работал на паралимпиаде.  Был единственным фотографом, а, значит, приходилось «отдуваться» за всех. Правда, после того, как наши ребята начали выигрывать одно золото за другим, подтянулись на подмогу коллеги. Зимой был на Олимпиаде в Ванкувере - из-за постоянной занятости на соревнованиях мне приходилось питаться только в фаст-фуде, а, снимая в горах фристайл, заболел и все время, что была Олимпиада, «просидел» на антибиотиках.

 

- Есть ли у вас какие-то пожелания компании Nikon?

 

- Очень хочется, чтобы в дальнейшем сеть сервисных центров у компании Nikon продолжала развиваться и помогать фотографам. Резюмируя нашу беседу, могу сказать точно - сейчас техника компании Nikon - лучшая из лучших.

 
 
 
 

 

Беседовала Елена Цветкова.

 

Компания Nikon благодарит Олега Наумова за предоставленные фотографии.


Источник http://www.nikon.ru/ru_RU/local_content/Celebrities/Photographers/18-naumov.page


Посмотреть фотографии Олега Наумова можно здесь 

http://www.vfrg.ru/index.php?dn=photos

http://vk.com/naumovoleg

http://www.photoline.ru/author/6097

 

 
Просмотры: 23019
 

Комментарии: