О бренде
Laowa (Venus Optics) – это еще один из молодых китайских брендов фотооптики, возникших в 2010-е годы. Компания специализируется на производстве широкоугольных и макрообъективов. Объективы Laowa имеют ряд интересных особенностей, обычно несвойственных для китайских производителей. Во-первых, как легко заметить, это дорогие объективы. В отличие от брендов вроде 7artisans, которые делают ставку на минимальную цену и массовость, объективы Laowa – это более нишевый продукт для профессионалов, с фокусом на узкую специализацию и качество изображения.
Штаб-квартира и оптический завод Laowa располагаются не в Шеньчжене, как у большинства китайских производителей потребительской электроники, а в достаточно малоизвестном, но быстро развивающемся городе Хэфэй в центральном Китае. Возможно, есть какая-то связь между географическим расположением компании и тем фактом, что почти во всех объективах Laowa полностью отсутствует электроника – то есть не только фокусировка, но и диафрагма управляются исключительно вручную, а камера даже не видит, что на нее установлен объектив. Это, конечно, не очень удобно: например, при съемке макро вы лишаетесь автоматического брекетинга по фокусу (функция, доступная практически у всех современных камер). Второе: если вы еще не перешли на беззеркальные камеры, то при закрытии диафрагмы оптический видоискатель будет становиться все темнее и темнее. Конечно, и на зеркальных камерах давно уже можно тоже переключиться в LiveView, но у них это работает хуже: во-первых, снимать придется только по экранчику, то есть с вытянутых рук или штатива. Во-вторых, у Nikon, к примеру, пауза между нажатием на спуск и срабатыванием затвора до сих пор занимает огромные 0.7-0.8 секунды (закрыть затвор, опустить зеркало, поднять зеркало, снова открыть затвор). У последних зеркалок Canon подобной задержки нет, но, все равно, от объективов с таким уровнем цены подсознательно ожидаешь, что за эти деньги будет автоматическая «прыгающая» диафрагма и автоматическая экспозиция во всех режимах. К счастью, в последнее время Laowa все же демонстрирует некоторое движение в правильном направлении: в макрообъектив 100/2.8 добавили моторчик для регулировки диафрагмы (но только для Canon EF), моторчик также устанавливают в новый Laowa 10mm f/2 Zero-D MFT (для Micro 4/3). Но вообще чипизация и электрификация оптики у Laowa идет пока довольно медленно. На фоне того же Viltrox, который уже пару лет как освоил даже автофокус, это выглядит не очень привлекательно.
Еще одним труднообъяснимым фактом является нежелание Laowa снабдить свои объективы хотя бы минимальным уровнем защиты от пыли и влаги. Казалось бы, резиновое уплотнительное колечко вокруг байонета, чтобы на матрицу не просачивалась пыль – что может быть проще? Но, увы, в Laowa до этого пока что до этого не добрались. Впрочем, надо сказать, что не только в Laowa. Такие популярные производители мануальной оптики как Voigtländer и Samyang тоже не радуют в этом отношении. А жаль.
Широкоугольное направление объективов
Laowa 12mm f/2.8 Zero-D
Почему же объективы Laowa все же достойны вашего внимания? Просто это оптика с очень высоким качеством изображения, которая, к тому же, во многих случаях не имеет близких аналогов. Взять, к примеру, Laowa 12mm f/2.8 Zero-D, один из первых объективов Laowa. Сверхширокий угол зрения 122° и практически полностью исправленная геометрия (дисторсия 1% или менее, в зависимости от дистанции). Схожие объективы (Canon EF 14mm f/2.8L II USM, Sony FE 12-24mm f/2.8 GM) будут стоить в 2-3 раза больше, при том что только у Sony есть полнокадровый объектив на 12 мм, а у Canon и Nikon фокусные расстояния начинаются с 14 (фишай-оптику в расчет не берем). Неудивительно, что продукты Laowa за считанные дни перевыполняли поставленные планки на краудфандинговом сервисе Kickstarter.
Впрочем, конкуренты не дремлют: Laowa выпустила 12mm f/2.8 Zero-D в 2016 году, и практически сражу же, в том же году Voigtländer представил свой ответ в виде 10mm 1:5.6 Hyper Wide Heliar. Это тоже «прямоугольный» (ортоскопический), еще более «широкий» объектив на полный кадр. Мы едва не забыли его упомянуть, так как Voigtländer (некогда австрийский, а теперь японский) в России представлен очень слабо и известен только большим энтузиастам. Так или иначе, вызов был брошен, и вот в 2020 году Laowa удивила полнокадровым 9mm f/5.6 FF RL – причем сразу для Leica M, Leica L (Panasonic, Sigma), Sony E и Nikon Z систем. Снова исправленная геометрия, угол обзора 135°, резьбы для фильтров нет, но отдельно можно приобрести магнитное крепление для листовых светофильтров шириной 100 мм (Lee, Cokin, Formatt-Hitech и так далее). Мало того, судя по сравнительным обзорам, данный объектив и по резкости превосходит конкурентов от Voigtländer и Samyang. Полнокадровый 9 мм, не «фишай», с отличным качеством картинки, да еще и такой компактный – кто бы представил такое 10 лет назад? А вот, оно уже на полках.
Индекс RL – это, кстати, новое обозначение, которое Laowa не расшифровывает. Мы предположили бы, что RL и Zero-D – это 2 параллельные серии, отличающиеся по своей концепции, но это не так, ведь недавно вышел Laowa 14mm f4 FF RL Zero-D. По всей видимости, RL обозначает что-то другое. Нам удалось найти такую закономерность: все существующие объективы серии RL выпускаются с 5-лепестковой диафрагмой, при этом Laowa умышленно не скругляет ее, чтобы усилить эффект «звездных лучей» от солнца днем или других источников света ночью. 5-лепестковая диафрагма при закрытии дает 10 лучей, причем эффект, надо сказать, получается очень выраженным, что может понравиться далеко не всем. Впрочем, при съемке на открытой диафрагме (в данном случае это f/5.6) можно получить хорошую детализацию с большой глубиной резкости – и без всяких «звезд».
В целом, это супер-компактный (для полного кадра) объектив весом всего 228 г – для тех, кому не интересно гнаться за максимально широким углом. Более доступный по цене, тоже с околонулевой дисторсией и высокой резкостью по всему полю изображения, а также с поддержкой 52-мм светофильтров. Листовые фильтры тоже можно использовать через опциональное магнитное крепление (продается отдельно). Эта модель получилась очень компактной: всего 58 х 59 мм, и это с учетом встроенной металлической бленды. К чести Laowa, они не поленились выпустить версии этого объектива сразу для всех существующих полнокадровых беззеркальных систем: Canon, Nikon, Sony, Panasonic, Leica, Sigma.
Laowa 15mm f/4.5 Zero-D Shift
Отдельно стоит упомянуть Laowa 15mm f/4.5 Zero-D Shift – первый шифт-объектив Laowa. Сдвиг оптической оси позволяет не наклонять камеру (что сразу же вызовет сильные геометрические искажения у любого, даже исправленного объектива). Вместо этого можно сдвинуть в сторону сам объектив. Сдвиг также используется для склейки панорамы из нескольких кадров с фиксированной точки, без перемещения камеры. Конечно, есть специальные панорамные штативные головки, они делают панорамы лучше, но зачастую можно обойтись и без них, сделав один кадр с положением по центру, а затем сдвинув объектив влево и вправо: угол обзора при номинальных 15 мм получится даже шире, чем у 10-мм объектива. Направление сдвига можно изменять с шагом в 15°, поэтому для максимального охвата по горизонтали и вертикали можно сделать не 2-3, а 12-24 кадра, просто вращая по кругу объектив в максимально смещенном положении. Подобные приемы обычно используются в съемке архитектуры и интерьеров. Шифт- или тилт-шифт-объективов в мире вообще насчитывается не очень много, стоили они всегда очень дорого, поэтому стоит выразить Laowa благодарность за то, что эта ниша становится немного доступнее: 15mm f/4.5 Zero-D Shift нельзя назвать дешевым, но он все равно существенно доступнее, чем аналоги от Canon и Nikon, при более широком угле обзора. Правда, есть уловка: у него нет наклона оси («тилт»), что, конечно, удешевляет производство. Благодаря нескольким асферическим и низкодисперсионным элементам качество изображения получилось очень высокое: отличная резкость, дисторсии и виньетирования в центральном положении практически нет, при сдвиге на максимальное удаление (11 мм) эти показатели немного ухудшаются – но то же самое можно сказать и про более дорогие объективы от больших брендов. Объектив пока что выпускается только для зеркальных камер Canon и Nikon, но уже очень скоро, в феврале 2021, обещают начать выпуск этой модели с креплениями для полнокадровых беззеркалок Canon, Nikon и Sony.
Laowa 9mm f/2.8 Zero-D
Заканчивая обзор широкоугольных объективов Laowa стоит заметить, что если у вас неполнокадровая камера, то для нее есть отличная модель Laowa 9mm f/2.8 Zero-D. Это очень компактный и светлый объектив с исправленной геометрией для форматов APS-C и Micro 4/3, По цене он получается примерно на уровне многих популярных зумов типа 10-24мм (подобные есть у Canon, Nikon, Fujifilm, Sigma, Sony), но изображение выдает несопоставимо более «прямое». На резкость и хроматические аберрации также не приходится жаловаться: единственное, что можно заметить – это очень сильное виньетирование на f/2.8, порядка 3.5-4 ступеней. Впрочем, при диафрагмировании до f/4 эта небольшая проблема исчезает. Объектив также хорошо подходит для видеосъемки в стиле репортаж или блог: очень широкое поле зрения позволяет снимать с рук, в тесных пространствах (например, в машине) и с легкостью использовать даже электронную стабилизацию изображения – наиболее эффективную при видеосъемке.
Второе основное направление Laowa – это объективы для макро.
Laowa 100mm f/2.8 2x Ultra Macro APO
Здесь у компании есть «традиционные» макрообъективы и кое-что более экзотическое. К традиционным можно отнести Laowa 100mm f/2.8 2x Ultra Macro APO и 65mm f/2.8 2X Ultra Macro APO: 100 мм для полного кадра и 65 мм как более компактный и дешевый аналог для APS-C формата. В общем-то, обычные, классические модели, с такой приятной особенностью как внутренняя фокусировка. В качестве вишенки – возможность фокусироваться ближе обычного: максимальное увеличение составляет не 1:1, как у большинства, а 2:1. 100mm f/2.8 даже получил награду TIPA 2020, 65mm f/2.8 пока не получил, но, возможно, тоже получит в этом году, так как вышел позже. Он выглядит даже более доработанным: если у 100mm f/2.8 ход кольца фокусировки составляет примерно 100° (что тоже неплохо), то у 65mm f/2.8 ход экстра-длинный, 220°. Это помогает точнее навестись, так как глубина резкости при съемке макро, как известно, очень невелика. 100mm f/2.8 выпускается практически для всех систем, кроме Leica L (вероятно, еще в работе). 65mm f/2.8 выпускается для Canon EF-M, Fujifilm X и Sony E. В целом, очень хорошие объективы. Оптическая схема включает низкодисперсионные элементы, поэтому хорошо исправляются все виды хроматических аберраций, включая продольные (за пределами ГРИП), которые непросто исправить при постобработке. Отсюда и APO в названии, что означает «апохроматический».
Laowa 15mm f/4 Wide Angle Macro
Далее идет довольно необычный широкоугольный макрообъектив: Laowa 15mm f/4 Wide Angle Macro. Этот объектив позволяет показать миниатюрный объект в его окружении: благодаря широкому полю зрения и большой глубине резкости. Для макро 1:1 он, конечно, подходит плохо (вам придется буквально уткнуться передней линзой прямо в снимаемый объект), но просто для крупных планов небольших вещей или живых существ – это отличный выбор. Интересно, что объектив обладает еще и сдвигом оптической оси. Как будто создатели решили смешать все сразу: широкоугольник, шифт и макро. То, что получилось в итоге, конечно, имеет свои издержки (сдвиг достаточно небольшой, всего +/- 6 мм, на дальних объектах непросто сфокусироваться из-за короткого хода кольца), но все равно интересно, так как позволяет создавать необычные кадры, выходить за рамки привычного. Мы бы советовали этот объектив тем, кто уже хорошо освоил макро или пейзажную съемку, это не для начинающих.
Laowa 25mm f/2.8 2.5-5X Ultra Macro
Еще один объектив для продвинутого уровня: Laowa 25mm f/2.8 2.5-5X Ultra Macro. Увеличение от 2.5:1 до 5:1 прямо из коробки. Объектив очень нишевый, ближайшим аналогом можно назвать только Canon MP-E 65mm f/2.8 Macro. Как и у Canon, фокусировка здесь связана с увеличением коэффициента масштабирования, то есть при изменении дистанции фокуса одновременно изменяется угол зрения, либо нужно фокусироваться смещением всей камеры. Несмотря на фокусное расстояние 25 мм, это не широкоугольный объектив, так как на бесконечность он не фокусируется в принципе, угол зрения у него на самом деле уже чем у Canon EF 180mm Macro. То же самое происходит с диафрагмой: номинальное значение f/2.8 соответствует реальной светосиле f/9.8 при увеличении 2.5х или f/16.8 при увеличении 5х. Глубина резкости при этом будет составлять менее 1 мм. Съемка на такой объектив требует усилий, навыков и специального оборудования: как минимум мы советовали бы использовать макрорельсы, со светом также нужно что-то придумывать, его будет не хватать. В общем, это интересный и хорошо сделанный аналог Canon MP-E 65mm f/2.8, по более доступной цене. Увеличение 5х позволяет вам выйти за рамки обычного макро, и снять, к примеру, не всего жука, а только его голову – практически во весь кадр.
Laowa 24mm f/14 Probe Lens
Завершает обзор, наверное, самый известный объектив Laowa 24mm f/14 Probe Lens. Из-за своей необычной формы и уникальных особенностей он привлек внимание широкого круга энтузиастов, хотя объектив, что называется, «не для всех». Объектив выполнен в виде длинной металлической трубки, которая к тому же защищена от проникновения пыли и воды, поэтому может выполнять роль зонда. Это, конечно, не медицинский и не научный зонд, которые изготавливаются совершенно иначе: как правило, в их наконечнике устанавливается миниатюрная камера, от которой идут провода к основному прибору. В 24mm f/14 никакой камеры нет, только оптика, поэтому корпус нельзя было сделать гибким, но зато где еще вы видели зонд, который может записывать видео в 4K? Да, наибольшую популярность данный объектив получил у видеографов: специфика объектива позволила независимым «киноделам» создавать эффекты, которые раньше были немыслимы без дорогой компьютерной графики или увеличенных макетов:
В фото он также может использоваться – для показа небольших объектов (таких как насекомые) в их окружении. Тонкий носик (диаметр всего 20 мм) не сильно пугает их, а общая длина корпуса 41 см позволяет фотографу соблюдать дистанцию. Кроме того, спереди расположены светодиоды, которые можно зажечь, если подключить к объективу какой-либо источник питания по USB. Снимать этим объективом не очень просто: из-за своей длины он склонен к усиленной раскачке, которая вызывает смаз (можно компенсировать с помощью клетки, направляющих и поддержки объектива), а минимальная диафрагма f/14 требует тщательно очищать переднюю линзу от малейших частичек пыли, иначе все они будут видны в кадре. Цену 24mm f/14 Probe Lens также не назвать гуманной, но это понятно: в корпусе заключено целых 27 линз, их изготовление, сборка и юстировка занимают немало времени. Да и аналогов, как таковых, нет.
В заключение
На этом мы заканчиваем наш обзор недавних поступлений. Как видите, все модели очень необычные и интересные. Да, конечно, объективы Laowa – нишевые, то есть созданы под определенные задачи. Недешевые, но цена оправдывается качеством изображения, которое находится на уровне лучших объективов более известных брендов – как минимум не хуже Samyang и Voigtländer. Также можно отметить качество материалов и сборки, ничего не разваливается через пару месяцев использования. Объективы не без своих недостатков, о которых мы говорили в начале обзора. И тем не менее, объективы очень интересные. На наш взгляд, если спросить, какой из молодых брендов оптики из Китая получил наибольшее признание в профессиональной среде (фото и видео), то ответом будет, определенно, Laowa. Это действительно серьезные объективы для серьезной коммерческой работы, не игрушки для начинающих, не забавные штучки. Объективы Laowa можно рекомендовать широкому кругу фотографов, снимающих пейзажи, интерьеры, архитектуру, макро, предметы, еду (каталоги, реклама), и так далее.
Ставь лайк и подписывайся на блог Яркого фотомаркета, чтобы всегда быть в курсе самых ярких новостей!
Комментарии: