error
Регистрация

О случайных снимках.

Рубрика: «Личное»
Автор: Алексей Клюжин
Опубликовано: 20.11.2013 в 18:44:18

Читаю комменты к фото "Рассвет" (было опубликовано в других сетях), и все это навело на размышления о том, что же мы считаем важным, а что, как бы, не очень важным... Эту фотографию я сделал мимоходом, проезжая утром мимо реки. Занятия фотографией со временем вырабатывают своеобразный "фотографический" взгляд на все, что тебя окружает. Смотришь не просто так, а как бы через видоискатель, или через рамку слайда, оценивая - как бы это выглядело, если это сфотографировать. Один из моих наставников-фотографов так и учил - "Носи с собой пустую рамку от слайда. И наводи ее на то, что хочешь сфотографировать, оценивая визуально, что попадет в кадр, пока не выработаешь привычку видеть это уже без всяких рамок .." Я так и делал на раннем этапе увлечения фотографией.

Так вот. Увидев краем глаза красивый туман над рекой, да еще на рассвете, я остановился, сошел к реке и сделал несколько фотоэтюдов. Так бывает, когда времени мало, быстро делаешь снимок, и идешь дальше по делам - мол, что-то "зацепило", в этом что-то есть, но времени мало, потом посмотрю.. Так получилось и в тот раз. Честно сказать, я не считал этот снимок слишком уж выдающимся - обычный фотоэтюд. Да, туман, тишина, красиво, иначе и снимать бы не стал. Но.. обычный фотоэтюд.
А бывает - специально "заряжаешься" на съемку, берешь камеры, кучу "прибамбасов".. работаешь, стараешься, потеешь.. Уф-ф.., вроде заснял все. И красиво, казалось бы, и цвета, и композиция, и блики-фонари всякие.. А "выстреливает" именно та фотография, которую ты сделал "походя".. Про которую и не подумал бы. Мог бы ведь и вообще проехать мимо и не доставать камеру из-за недостатка времени...
Вот и думай..
Я смотрю на эту фотографию, и размышляю. Есть такие выставки - одной картины. Небольшой зальчик с сиденьями для зрителей (как в театре), сцена, а на сцена висит картина. Одна. Как правило - большая, чтобы хорошо было видно всем. Освещение подобрано, все дела..
И искусствовед рассказывает про нее. Казалось бы - картина. Нарисованый сюжет. А бывает, что за этим сюжетом скрывается целая история! В музее бы прошел мимо, поглазел, и забыл, быть может. А тут слушаешь, разинув рот: оказывается - сколько всего интересного! И картина уже воспринимается по другому совсем..
Так же и с этой фотографией. Я когда перешел с ч/б на цветную "цифру", первое время обалдевал немного. Столько возможностей раскрылось! Хотелось и так сделать, и этак попробовать.. Эффекты всякие, закаты, краски цветов и растений, ночные городские этюды.. Красиво, броско! Но за броскими красками, пятнами фонарей, неоновой рекламой есть, наверное - информация, но нет того, что цепляло бы душу, побуждало бы к размышлениям, чувствам.. Бывает, есть театр, целая постановка. Декорации, костюмы, актеры.. пафос, драма.. А - неинтересно, не цепляет! А бывает, выйдет мим, без декораций, в простом трико. И в десятиминутном пластическом этюде скажет ВСЕ!!
Я смотрю на этот пасмурный рассвет, гладь воды с разбегающимися кругами.. Красок нет, просто смесь ч/б с сепия.. И понимаю постепенно, что такое количество людей, с разных уголков страны, совсем незнакомых друг с другом, не обманешь. Люди умнее и мудрее, они выступили учителями для меня, увидев в этой фотографии то, что даже я, автор, не сумел оценить до конца..
По этому поводу мне вспоминается одна история, рассказанная режиссером Вл. Соловьевым. Его друг, кинооператор (забыл, как его зовут, но он снимал фильм "Весна на Заречной улице"..) решил приобщить его к искусству. Он повел Соловьева в Эрмитаж, где висела картина Анри Матисса, изображающая пляшущих красных человечков. Друг сказал, что с этого рисунка пошло все современное искусство. Соловьеву рисунок не понравился. "Лажа полная!" - что то вроде этого подумал он. Друг рассказывал и показывал еще очень много, но по лицу Соловьева было видно, что он ничего не понимает из того, что видит и слышит. Но, это было искусство! Соловьев решил идти до конца, и понять таки его! Он стал ходить на эту лестницу в Эрмитаж снова и снова. Он поставил себе задачу - ходить сюда до того момента, пока ему эта картина не начнет нравиться. И он добился своего - картина Матисса стала ему нравиться, и Соловьев уже другими глазами стал смотреть на современное искусство..
Эта история была рассказана автором к вопросу о том, как упорством, терпением и настойчивостью можно овладеть, освоить даже то, что кажется непонятным.. Я же вспомнил ее потому, что зрители (как друг Соловьева)помогают мне увидеть и понять нечто такое, что я, может, не до конца увидел и недооценил в своей же собственной фотографии. Вот ведь какие метаморфозы бывают..
Далее.. Я все время ношу с собой фотосумку с фотоаппаратами. Я ношу с собой фотоаппарат всегда (!), с тех пор, как выпустился из Училища. Там носить фототехнику все время было нельзя, сами понимаете.. Сначала это были пленочные: "Зенит", "Киев", "Ломо".. Теперь цифровые: "Олимпус" и "Кенон". Крайне редко я выхожу из дома без камеры. Друзья и знакомые часто недоуменно спрашивают - "зачем я таскаюсь с этакой тяжестью, да еще постоянно?" ..
Сначала я отмахивался - "хочу и все, мое дело!" А потом как то вычитал у ветерана фотожурналистики Игоря Гаврилова: "Многие не могут понять, что фотография - это такой способ жить, это способ мышления. Ничего не получится, если не придет ососзнание этого.." Верно. Таскание довольно тяжеленькой фотосумки - это абсолютно добровольное бремя! Особенно - в метро! Кто ездит на работу и с работы в метро в час пик, и знает - какая там давка, поймет меня. Так вот, можно таскать сумку довольно долго, и не сделать ни одного кадра. Редко фотограф не будет снимать, это не в его природе. Но, допустим, за месяц - ни одного кадра. Нечего снимать. Не зацепило.. А в конце - хоп! подворачивается сюжет, ради которого , ей Богу, стоило таскать фотосумку целый месяц! Бывало не раз - выйдешь из дома без камеры, и как назло - подворачивается великолепный сюжет для снимка. А ты - оп, оп.., хватаешься по привычке за бок, где сумка обычно висит, а камеры то нет! И такая досада за упущенную возможность - слов нет!! Опять же - пример моего фотоснимка: сделаный случайно, он "выстрелил" очень удачно и понравился большому количеству зрителей! А не было бы у меня тогда камеры с собой? Отличный снимок не был бы сделан..

Рассвет
Рассвет
 
Просмотры: 544
 

Комментарии: