Сегодня в век высоких технологий фотографировать и получать снимки стало не просто, а очень просто. Некоторые еще помнят время, когда для этого необходимо было купить пленку вставить ее в фотоаппарат отснять ее, потом отдать в проявку либо проявить и напечатать самому. Как следствие раньше мы более трепетно относились к каждому кадру потому, что он стоил дороже и не только материально… Для сравнения, раньше идя на какое-нибудь событие мы брали с собой к примеру три катушки пленки по тридцать шесть кадров – это всего сто восемь кадров в которые нужно было уложиться, сейчас же на одной карте памяти уменьшается не меньше двухсот снимков, не говоря о том, что с карты памяти снимки можно выгрузить в компьютер и продолжать снимать. Сегодня фотография обесценилась в силу своей общедоступности. Это и ни плохо и ни хорошо это – закономерно. Фотокамера стала своего рода карандашом, которым всякий пишет, рисует, чертит, что ему заблагорассудится. Как доступность средств для письма не повлекла за собой роста шедевров прозы и поэзии, так и доступность фотографии не стала причиной роста количества шедевров в фотоискусстве. Чертит, рисует, пишет не карандаш сам по себе, а тот, у кого он в руках, то же самое относится и к фотографии. Снимает не камера, а фотограф. Красота снимка не зависит от того дорогой или дешевой камерой он сделан.
В чем же тут дело? Все дело в нашем восприятии. То, что мы видим и что получаем на снимке это далеко не одно и то же. Видим мы двумя глазами и пространство не очерчено четкой границей, а фотоаппарат снимает одним объективом и кадр имеет четко очерченные границы. Мы видим объёмно, а камера плоско. Как следствие, очень важно уметь выделять главное на снимке, не оставляя в кадре ничего лишнего – это пожалуй одна из самых частых причин неудачных фотографий. В чем разница между художником и фотографом? Художник, например, рисуя чей-то портрет, может абстрагироваться от пятна на фоне, если оно там лишнее. У фотографа же такой возможности нет – камера фиксирует абсолютно все, что попадает в поле зрения объектива.
Напрашивается вывод – фотограф должен обладать особым - фотографическим зрением. Научится видеть как фотоаппарат, выбирать в пространстве будущий кадр, чтобы через мгновение это запечатлеть. А это самое фотографическое зрение нарабатывается путем практики и тренировок. Можем увидеть, что основная причина большинства неудачных снимков это небрежность, поверхностность, невнимательность того кто нажимает на спуск камеры, не суть важно дорогой или дешевой. Как иначе объяснить обилие кадров с «посеченными» руками, ногами, головами, с заваленными линиями горизонта, с посторонними предметами. Очень часто мы видим, скажем, человека нам очень родного и близкого, хватаемся за камеру – «щёлк», «щёлк»…, а на то, что рядом-то внимания и не обратили... Классический банальный снимок готов! А вот если бы чуточку с другой стороны зайти или попросить малость сместиться, но ведь это заморочка, а мы же хотим все быстро. Ничем кроме небрежности и невнимательности и поверхностности это не объяснить. «Снимков полно, что-нибудь да выберем», а вот и не выберете! Беда в том, что они все могут оказаться такими из-за не совсем верного подхода к делу. Ну не любят многие из нас «заморачиваться» не любят … это не только к фотографии относится, а любое хорошее дело требует усилий и хороший снимок тоже.
Не трудно увидеть - как в прозе и поэзии есть свои: правила и язык, так и в изобразительном искусстве и в фотографии в частности точно также есть определенные правила и язык, кои освоив, есть шанс научиться делать красивые, понятные снимки, доступные по смыслу и идее не только вам и вашим друзьям и родственникам, но и людям, совершенно вам не знакомым. О законах зрительного восприятия, более подробно поговорим в следующий раз.
«Законы зрительного восприятия, «фотографическое зрение», простого нажатия на кнопку не достаточно, нельзя быть поверхностным…» Вот ведь страху-то нагнал! А вот и нет! Тех, кому по настоящему интересна фотография это скорее не напугать, а раззадорить и заинтриговать должно, как вашего покорного слугу в свое время :-). Как оказывется много интересного и непознанного кроется за таким казалось бы простым "нажатием на кнопку" :-)!
Удачных кадров!
Комментарии:
Вы страдаете резонёрством, то есть склонностью к бесплодному мудрствованию и пространным бесплодным философским рассуждениям, в рамках синдрома метафизической интоксикации.
Искренне желаю чтобы это оказалось транзиторным.