error
Регистрация

О фотографии

Рубрика: «Личное»
Автор: Александр Сидоров
Опубликовано: 27.03.2017 в 13:22:58

Первой фотографией принято считать гелиогравюру "Вид из окна" за авторством Жозефа Ньепса, датированную 1826 (по некоторым данным 1827) годом. С тех пор прошло более 190 лет, за которые фотография по-настоящему выросла из причуды для богатых в совершенно неотъемлемую часть нашей повседневной жизни, и оспорить этот факт довольно тяжело - куда бы вы не посмотрели, они ото всюду на вас смотрят. Реклама немыслима без фото - билборды, постеры, вывески; медицина немыслима без фотографии, например, рентген-снимки получают по тому же самому исходному принципу: источник - объект - экспонирование - снимок, различием, пожалуй, является только источник "засветки" фотобумаги. Государство в самом широком смысле этого слова тоже немыслимо без фотографии, ведь у каждого из нас гордо красуется снимок в самом главном документе гражданина - паспорте, не говоря уже о таком ворохе документов как водительские права/студенческие билеты и прочее.

 Фотографии везде, всюду, совершенно различного качества и на любой вкус. Из обычной причуды странноватых ученых и энтузиастов, фотография выросла, вскормленная амбициями и порой непомерным эго некоторых фотографов, и доросла до истинного мерила капиталистической идеи - до собственного рынка. Ныне фото - это товар, который продаётся и покупается повсеместно - фотографы, особенно хорошие, хоть и широко известны в кругах узких, в цене и на слуху, не говоря уже о стоковых платформах для покупки/продажи уже готовых изображений, что, на мой взгляд, заслуживает отдельной статьи, ведь основа стоковых платформ - это исключение прямого общения заказчик-фотограф, особая попытка монетизированно обезличить фотографа как творца. Количество фото в сети насчитывает миллионы изображений, а может, даже миллиарды - и эта цифра постоянно растёт.

Ещё одним двигателем прогрессирующей фотографии являются, несомненно, крупные компании с их грамотными рекламными ходами и мнимым противостоянием, лишь подстегивающим любопытство и желание попробовать все виды камер, чтобы найти ту самую, единственную. Примеры рекламных слоганов лидеров мирового фоторынка не просто подталкивают, они кричат, что пора взяться за камеру, что это просто и престижно! Вот некоторые из них: «NIKON – Не упусти момент», «Sony – Увидеть больше», «Kodak - Вы нажимаете кнопку, а мы делаем все остальное», «Canon - Фокусируемся еще быстрее», «Pentax - Объединяет поколения» - и все это лишь малая часть грамотного воздействия и популяризации фотографии. В обществе стало модным хвастаться аппаратурой - это показатель как достатка, так и степени увлеченности делом.

С ростом доступности фотографии простым людям, ввиду пересыщенности медийного пространства, для снимков, претендующих на принадлежность к истинному искусству предъявляются все новые и новые непомерно возросшие и ужесточившиеся требования к качеству и содержанию фотографий. В связи с появлением цифровой фотографии, ставшей новой вехой этого молодого искусства, уже никого не удивишь простым фото цветка или неба. Возможность по-настоящему удивить осталась лишь у единиц, от природы одаренных значительно больше по сравнению с обывателями, чуть более тонко чувствующих настроения и колебания струн этого мира. Это люди другой геометрии, другого склада, других правил, эти люди - боги фотографии. Но о них мы сегодня речь вести не будем, ведь нас интересует роль простых фотографий в разрезе этого самого пересыщенного медийного пласта. Тем не менее, любой человек, снимающий более-менее осознанно, так или иначе причисляет себя к когорте людей той самой особой геометрии, и, если мнимая звездная болезнь ещё не поглотила такого фотографа, он всячески пытается улучшить свой результат и восприятие.

Появление социальных сетей с их рейтингово-лайковой политикой, обострило конкуренцию среди фотографов, которую можно представить как гонку, с возрастающими скоростями, причём маршрут до боли прост по их мнению: больше фото => больше рейтинг => больше популярность => выше ЧСВ, и, что самое печальное, в этой цепочке зачастую отсутствует самое, на мой взгляд, важное звено - отвечающее за качество снимков, о котором мы поговорим несколько позднее.

Так зачем же люди все-таки выкладывают свои фотографии?

Ответ и прост, и сложен по своей натуре. С одной стороны, как уже было сказано - это гонка, приняв участие в которой единожды, остановиться все труднее, а с другой - это постоянные попытки удивить, представить на всеобщее обозрение детали, предметы и события, при взгляде на них под совершенно иными углами. Другой вопрос - кто насколько с этим справляется, и вот тут уже описать это просто не представляется возможным. Потому что художественное качество фотографий как было, так и есть результат субъективных выводов и умозаключений. Субъективизм в данном случае заключается в опоре при оценке снимков на собственное мироощущение, опыт, мысли и переживания. Конечно, качество фотографии объективно оценить возможно, если чётко определить критерии этого самого качества. Но тут возникает ещё более сложный вопрос - а как определить эти критерии качества? Вот пример: кто-то, глядя на фото с повышенной зернистостью скажет, что это брак, а не фото, в то время как другой человек увидит в этом некий шарм и художественный приём. Тем не менее, в каждом конкретном обществе фотографов складываются свои критерии качества - грамотно подобранные, по мнению сообщества, освещение, модель, положение модели, обработка, и прочее. Соответственно, сколько сообществ, столько и наборов "критериев качества". В чем-то они, несомненно, будут схожи, а в чем-то разительно отличаться.

К счастью для одних, и к сожалению для других - фотография подвержена такому явлению, как мода. В какой-то момент стало модным выкладывать на всеобщее обозрение свои снимки - ведь они являются своего рода доказательством наличия у фотографирующего интересной, полной, красивой жизни. Причем с этой самой модой начисто выветрилась вся художественная составляющая этих снимков, ведь, к большому сожалению, большинство ныне публикуемых фотографий в такой сети, например, как Instagram – ничто иное, как тысячи тысяч однотипных фотографий, начисто лишенных задумки, вкуса, качества, и души. Но такой подход диктует мода, а мода, как известно, женщина коварная – мы, сами того не понимая, подсев на «лайково-рейтинговую» иглу, кормим ее, чтобы она разрасталась и разрасталась.

 
Просмотры: 521
 

Комментарии: