Сегодня рынок компактных камер переживает подъём. Производители вспомнили. Что на них можно устанавливать светосильные качественные объективы, а матрицы стали давать картинку, превосходящую иную зеркальную нескольколетней давности. На специализированном сервисе DxOmarkя как-то сравнил компакт сони rx100 и популярную несколько лент назад зеркалу eos 40d. Несмотря на это до сих пор находиться люди фетишизирующие зеркальные камеры и наделяющие качествам полумифологическими. О нескольких из мифов таких я и хочу написать сегодня.
Миф 1: “зеркальная камера снимает профессиональные снимки”
На самом деле: Зеркальный- это тип видоискателя. Так случилось, что камеры с этим типом видоискатели пользуются большой популярностью среди профессионалов. Но так было не всегда. До них популярностью пользовались дальномерные камеры. И сейчас можно приобрести цифровую камера Лейка m9. О Классе фотоаппарата можно судить по цене - 300 тыс руб.
Бывает зеркальность рассматривают как синонимом большой матрицы. Что, не совсем верно. Бывапет по разному. Компания Олимпус выпускала камеры с “компактной” матрицей 2/3. Например, Olympus E-20, С другой стороны крупные матрицы ставили и ставят и на камеры незеркальные–sony r1, sony nex, Samsung nx, canon g1x.. А не так давно сони представила компакт с ФФ матрицей sonyrx1
Миф 2: в условиях плохого освещения снимать зеркалкой можно, а мыльницей нельзя.
Для такого суждения иметься предпосылка. Чаще всего на зеркальных камерах установлена матрица большего размера позволяющая использовать более высокие ИСО. Но если речь идёт об объективе, который идёт в комплекте встанет сразу же вопрос светосилы. Хорошие же компактные камеры- “Мыльницы”, имеют светосилу куда выше. не 3.5-5.6, а например 1.8- 2.5. Так было всегда- начиная с 3 мп мыльниц. Да и объективы ставиться часто на топовые на компакты более качественные чем те что идут Kitом к зеркальной камере. Резкую картинку можно получить на открытой диафрагме. В то время как на многих объективах идущих в комплекте с зеркалами её необходимо прикрывать для получения резкого изображение. Тут можно возразить и вспомнить что для зеркалки возможно приобретение светосильного объектива. Это так. Но цена его может превышать сотню тыс руб, что сделает комплект зеркалка+ объектив на порядок более дорогим, чем компактная камера. И сравнивать их будет некорректно. Большая матрица при всех её плюсах приводит к тому, что размер и вес объектива должны для сохранения тех же его качеств быть увеличены пропорционально размеру матрицы. А цена подниматься ещё выше. Это привело к тому, что для зеркальных камер аналогов многих объективов для компактов не существует. Например Ещё пятимегапиксельная камера Olympus CAMEDIA 4040Z имела объектив 28-112(1.8-2.5). Современные же Samsungex2 и Panasoniclx5 обеспечивают ещё более высокую светосилу на широком конце 1.4. Даже для широкоугольного фикса используемого на зеркальной камере такая светосила почти недостижима.
Кроме этого, если зеркалка никон или кэнон то надев фикс её владелец стабилизатор лишится т к фикс объективы как правило неснабежены стабилизатором.
Миф 3: Большая матрица даёт малый ГРИП. А малый ГРИП- это профессиональные фото.
Действительно матрица больших размеров при всех прочих разных условиях даст глубину резкости меньшего размера, что позволит, например размыть фон на портрете. Иногда- это полезно. Но далеко не всегда. Часть профессиональных портретистов специально закрывают диафрагму что бы получить резкий фон. Например Сергей, Белов(www.photographer.ru/nonstop/author.htm?id=246
В других же жанрах малый ГРИП может быть противопоказан. Например, снимая пейзаж приходиться закрывать диафрагму дабы получать большой ГРИП. В условиях недостаточного освещения это вынудит поднять ИСО, что бы избежать шевелении. Что и приведёт к шумам. Возможно, большим, чем дала бы мыльница в этих же условиях. Другой пример- макро. В малый ГРИП на большой матрице объект может просто не поместиться. Аналогично с фотоохотой . Там малый ГРИП становиться проблемой из за большого фокусного расстояния- оно необходимо т к на дикие животные в природе человека себе неподпускают
Да и даже в портрете, кроме размытия фона, существуют и другие способы отделить объект от фона. Например осветить оставив фон затёмнённым.
и последе- за счёт большего диапазона фокусных и светосилы некоторые компакты даже с небольшой матрицей позволяют получить размытие близкое к зеркальной камере с кит объективом.
Миф 4: Низская скорость автофокуса позволяет снимать на компакте только статику На самом деле: на зеркальных камерах действительно используется другая технология фокусировки- фазовый автофоукс. На компактных камерах он реализован пока лишь на одной камере. И работает на ней отлично. Что показывает- при необходимости поставитьможно. На остальных используется контрастный автофокус. Часто он более медлителен. Исключений мало. Но они есть, например Panasonic gh2, Да и фазовых автофокус блестает не всегда. Особенно если при плохом освещении и на неконтрастном объекте. Имеют место и промахи. Что при использовании контрастного автофокуса происходит куда реже.
И главное- не автофокусом единым. Маленький размер матрицы и больший ГРИП делают своё дело. Можно навестись и отключить автофокус. Зная что человек появиться в некотором диапазоне расстояний легко снять вообще его без какого либо лага,
Миф 5: Оптический видоискатель -лучше электронного
Утверждение это слишком общее. Оптические видоискатели, которые ставят на бюджетные зеркальные камеры как зачастую маленькие и тёмные. Используя их трудно разглядеть ГРИП и почти невозможно точно сфокусировать объектив. Оптический видоискатель имеет преимущество - отсутствие вы видите картинку сразу же, а не через долю секунды которая требуется процессору камеры на то что бы её вам показать на экране. Это плюс. Но чем дальше- тем быстрее электроника камер и тем меньше задержка. Да и если задержка критична, никто не мешает смотреть “мимо” видоискателя ожидая решающий момент. Скомпоновал примерно кадр по видоискателю предварительно- и можно уже смотреть мимо. Да и ситуации такие встречаются довольно редко. Электронный же видоискатель имеет и преимущество. Вы можете просматривать любую необходимую информацию. Не всегда ставите верно экспозицию? Не беда! Камера покажет сразу же вашу ошибку. И картинкой и гистограммой. Можно не отрываясь от видоискателя зайти в меню. Или посмотреть сделанные снимки. Что куда удобряй чем переключение во время съёмки видоискатель- экранчик. Дошло до этого, что компания Sony стала ставить электронные видоискатели в зеркальные камеры. Остальные фирмы, пока перешедши к технологии этой ставят в свои зеркалки режим “Live View”- эмуляция режима компакте, когда наводка идёт по экранчику. Кого то может это удивить, но это так- зеркалки в этом подражают компактам. Правда не всегда успешно- при таком режиме возникает задержка на опускание зеркала, фокусировку и повторный подъём зеркала. Чувствуется что режим этот “неродной”. Единственной, ныне выпускаемой, камерой, где режим этот реализован приемлемо является sony a580. Для этого Сони специально установила вторую матрицу.
Миф 6- большая зеркальная камера покажет мой профессионализм и расположит людей к съемке.
Утверждение это слишком общее. Кто то хочет что бы его фотографировали. А кто то будит сильно возражать против съмки. При поскольку население привыкло больше к компактным камерам - реагрировать на них негативно будет меньшее количесво людей. Да и поведение человека перед камерой неоднозначно. Кто то может себя вести естественно, а кто то поведение меняет. И что бы снят его естественным нам надо снимать как раз непривлекая внимание объективом в пол метра.
Миф 5: большая матрица- это наше всё
На самом деле: Большая матрица это замечательно. Но не всё зависит от её размера. Динамический диапазон у камеры с матрицей 1/1. Canon g12 выше, чем у камеры с большей матрицей Canon G1x. Когда вышел Canon 7D фотографы были удивлены - он превзошёл по динамическому диапазону Canon eos 5D Mark II. Но это не главное.
Очень интересно сравнить типовые размеры светочусвительных датчиков в разное время. Изначально использовали пластины большого формата и снимали карданными камерами. Потом их потеснил средний формат. Он превалировал до второй половину двадцатого века, когда эволюция плёнки не привела к тому что и 35 mm стала подходить для тех задач которые раньше решались средним форматом, а до этого большим. В девяностые появился формат плёнки APS-C. Который и был воплощён в цифровых зеркальных камерах с кроп фактором 1.5. Олимпус и Панасоник разрабатывающий новый формат с нуля уменьшив матрицу увеличили кроп фактор до двух. Технологии эволюционируют. Тот кадр для получения которого нужен был формат матрицы может быть получен матрицей меньшего размера. А матрица прежнего размера позволяет решать уже задачи другие. Что позволило, например, ряду фотографов перейти с плёночного среднего формата на обычный цифровой ФФ. Полноформатные камеры занимаю ту же нишу которую в плёночную эпоху занимал средний формат. При этом задачи не меняются. Мало кто печатает фото размером 60 на 80 и более. А ведь именно большие форматы позволяют раскрыться большим матрицам и дорогим объективам. На фото 10x15 или не говоря уже о аватарке вконтакте высочайшая детализация матрицы будет не видна, как и сверхнизкие хроматические аберрации объектива.
Миф 6: зеркала это дешево
Действительно, есть дешёвые зеркальные камеры. Но они сильно упрощены. И ресурс их меньше. Иначе бы профи покупали их, а не камеры в разы более дорогие. Если на топовом компакте- всё по высшему классу и, например для управления имеются два колёсика и несколько кнопочек, то на зеркальных камерах начального уровня колёсико будет уже одно и кнопочек меньше. А значит оперативность управления ниже. Хочется оперативности- нужны покупать камеру классом выше. С объективами –разница ещё больше более. С компактами же резонно сравнивать дешёвую зеркалку с кит объективом. Её цена сопоставима с ценой хорошего компакта. Простейший компакт стоить в разы меньше: 2-3 тыс руб
Миф 7- большая камера покажет мой профессионализм и расположит людей к съемке.
Возможно и такое. Но есть и другие варианты. Человек который уже привык видеть зеркалки, в руках как профи так и любителей, может камеру вашу просто проигнорировать. Возможен и обратный эффект. т е как профессиональный инструмент её воспримут и как раз по этой причине будут против. Явно запретят снимать, либо видя камеру с большим объективом будут вести себя не естественно. Что помешает съёмке хорошего кадра. Возможна и агрессия- съёмка может спровоцировать психически неустойчивых людей, например на то что бы, например швырнуть в Вас бутылкой из под выпитого ими алкоголя и попытаться “разобраться” с вами. Либо проф. камера внимание привлечёт, но не тех кого вы хотели. Ведь камера- это не только средство получения изображений. Это ещё и вещь которую можно украсть или отобрать и перепродав получить приличную сумму. Поэтому она интересна для тех кто занят грабежами и кражами. Есть даже воры специализирующиеся на кражах дорогой фототехники.
Миф 8: Быстый автофокус, высокие рабочие ИСО залог хорошего снимка
Реклама соблазнительна. Купил дорогую камеру –и ты уже фотограф. В реальности же так не бывает. Цветная плёнка как и автофакс пришли в фотографию недавно. До этого же фотографы тоже снимали. И некоторые делали шедевры до которых и с современными высокотехнологичными камерами многим “как до луну”. Хороший же кадр можно пропустить тратя время на извлечение зеркальной камеры из рюкзака. Если профи может во время съемки не снимать её с шеи то любителю такой камушек не кстати. Да и для камеры такая носка может быть не безопасно. С компактом же проще- его можно и в карман рубашки положить и вытаскивать куда быстрее
Представьте себе человека который купил продвинутую флейту и сказал- я музыкант.
Я не противник зеркальных камер. Сам имею зеркальную камеру –уже вторую. И прекрасно понимаю, что даже топ компакт может оказаться неприменим там где даже средняя зеркалка с подходящим объективом снимать позволит. Мой подход- инструмент(в т ч камера) должна быть адекватны задачам для которых она используется. Возить гальку тоннами- используем КамАЗ. Отвести семью на дачу и вернуться обратно с мешком картошки- ниву. Проехать быстро в летних пробках и сэкономить на бензине –скутер.
В последние же несколько лет я наблюдаю какую то зеркаломанию. Зеркалку покупает Домохозяйка снимающая на автомате . При этом профи у которых есть пара хороших зеркалок не гнушаются купить малютку Olympus ZX-1 и снимать на него
Написано после того как:
1. понаблюдал за другом. квалифицированный программист, но повёлся на мифы. одна зеркалка, вторая, третья ; покупка кучи оптики.. А шедевров всё нет и нет. Спрашивает меня почему не покупаю ФФ.
Мифами человек руководствоваться. посмотрел на светосилу и диапазон ФР у компакта моего- не мог поверить, что такое в природе бывает. Говорит- наверно это не настоящее ФР и светосила реальная хуже. А цифры- китайцы написали. показал надпись Made in Japan- он огорчился. Про плюсы зеркалок он слышал, а что у компактов тоже плюсы есть -и не слышал.
2.Обратил внимание на то что пишут в сети. В довольно популярной статье "О бедной зеркалке замолвите слово..." я встретил совершенно антинаучный и просто шизофренический термин "ШИСО".
3. поснимал компактом снимая в "m" рядом с человеком с зеркалкой в авторежиме и понтующегося по поводу зеркальности камеры своей
Сам я как то таская по фестивалю зеркалку с телевичком на шее понял- незачем. профи за этот камень на шее деньги получает. Я нет ;-) и носка на отдыхе лишних грузов хобби моим не является. Даже если нет рядом злых гопников при которых с дорогой вещью на шее лучше вообще не появляться, тем более с такой которая своим видом кричит о цене.
ps. Кого заинтересовали компакты, предлагаю посмотреть модели:
Sonyrx100 –сверхкомпактная и дорогая. Матрица 1” позволяет достичь просто великолепного результата.
cannons100-сверхкомпактная и относильно доступная. Минус –тёмный теле объектив
Samsungex2- Хорошая светосила на ШУ. 1.4. При минимальном эквивалентном фокусном 24 мм. Отличный поворотный экран.
Fudjifilmx10 –хорошие высокие ИСО, отличный ретро дизайн, наличие большого кол-ва органов управления на корпусе. Правда некоторых смущает размер непозволяющий убрать камеру в карман рубашки. Первые месяцы Кама выходила с матрицей имеющей дефект –блюминг. Сейчас этот недостаток устранён. Иметься оптический видоискатель. Зум- механическим кольцом на объективе
Panasoniclx5/lx7- компактен, хорошая эргономика, отличное видео
Olympuszx1- компактен, но матрица данный момент уже устарела. Уже анонсирована следующая модель zx2.
cannon g15, Nikon 7700-камеры с хорошей эргономикой, размашестым объективом. Размеры и вес подойдёт для кармана куртки, а не рубашки.
(с) Костин Георгий vk.com/a_bcd
Комментарии: