error
Регистрация

Новинка фототехники, о которой не трубят

Рубрика: «Личное»
Автор: Дмитрий Ромашев
Опубликовано: 06.10.2013 в 22:43:47

 Хотелось бы вынести в качестве эпиграфа следующие слова: «Кто по-настоящему любит фотографию — рано или поздно полезет под покрывало» (имеется ввиду накидка, которой древние фотографы изолировались от света с целью сфокусировать фотокамеру). Но к сожалению статья останется без эпиграфа — не смог вспомнить ту книгу или ресурс, где я их прочитал, не уверен в точности их воспроизведения и не знаю их автора.

 Поскольку фотографию я люблю, перспектива, нарисованная этой фразой, меня испугала, так как не имел ни возможности ни желания выкладывать килобаксовые суммы за приобретение соответствующего оборудования. Собственно и понятие о средне- и тем более широко- форматной фототехнике было на тот момент зачаточным. По-сути оно сводилось к воспоминанию детства, когда мать привела в фотостудию, где мне сказали сидеть не двигаясь и обещали, что вылетит птичка из монструозного аппарата, в общем схожего со скворечником. Но когда крышка объектива была снята фигурным движением, вместо созерцания птички я был ошарашен светом вспышки. Чуть позже, когда отец научил меня фотографировать (и печатать, что тогда было неразрывно), меня несколько смущал тот факт, почему фотографии с нашей новенькой «Смены-8», а потом ещё более нового «Зенита-Е» заметно уступали в качестве карточкам с того «динозавра» из фотостудии. Осознание этих различий было отложено лет на 25-30.

 Надежду, что меня обойдет участь работы с форматной фототехникой я укреплял сначала приобретением среднеформатной камеры Mamiya RB67, затем тилт-шифт объектива для 35-мм камеры. Среднеформаткой я хотел подменить широкий формат, а TS-ом — наклон плоскости фокусировки и коррекции перспективы. Но эти «полу-заменители» невольно подталкивали к переходу на полноценный широкий формат.

И вот сейчас в уме проектирую себе выкройку покрывала для своей новенькой «деревяшки», виновницы этого обзора. (может кто подскажет как это покрывало правильно назвать — в русскоязычных ресурсах не нашел его названия, как и некоторых других терминов, самообразовывался в основном по заморскому сайту largeformatphotography.info и заранее прошу извинить, если далее употреблю «англиканизмы»).

Для сомневающихся в новизне камеры — согласно сайта изготовителей chamonixviewcamera.com камера пополнила модельный ряд в начале 2013 года. Моя имеет порядковый номер 136. На родном сайте камера описана довольно сухо и вдобавок ссылочно на свою предшественницу 045N2, потому попробую во-первых перевести и восстановить целостность описания; во вторых размочить его своими первыми впечатлениями.

045F1 собрана большей частью из дерева и углепластика (карбона), что делает её одновременно легкой и прочной, и придаёт эстетику ручной работы. Эта камера весит всего 1550 граммов. Её изящный внешний вид сочетается с защищенностью компонентов из углеродного волокна.

 Необыкновенная функциональность камеры сосредоточена в одной из самых тонких и легких конструкциях. Хотя камера не подходит идеально для любых задач, 045F1 имеет особый шарм и характер. Структурный дизайн 045F1 изживает некоторые ограничения традиционных деревянных камер. Так, например, винтовой механизм фокусировки и фокусирующая рельса из нержавейки делает камеру гораздо более точным и долговечным инструментом. Передний стандарт может быть отделён и переставлен на удлинительную доску, меха могут удлиняться свободно как на карданной камере. Эта функция особенно полезна при использовании длиннофокусных объективов и макросъемки на открытом воздухе.

 045F1 совместима с объективными досками Linhoff (Ebony, Wista, Shen Hao) типа. Chamonix также производит свои собственные объективные доски. Они изготовлены не из алюминиевого сплава, а из углеродного волокна, которое обеспечивает более высокую прочность будучи на треть менее плотным. Chamonix полагает, что пользователи 045F1 выберут для неё родные углепластиковые доски, лучшие по производительности(?) и внешнему виду. (Много найдется желающих выложить 50$ за «производительную» углепластиковую доску вместо 20$ за алюминиевую на ebay? Нескромные цены характерны и для других фирменных аксессуаров).

 Основной особенностью камеры по сравнению с предшественницей 045N является добавленние асимметричного наклона заднего стандарта, который упрощает применение принципа Шаймпфлюга в ландшафтной и архитектурной фотографии.

 Асимметричный наклон заднего стандарта заблокирован, когда не используется. Ручка разблокирования имеет специальное светло-серое покрытие, чтобы отличить её среди других регуляторов.

 Внешний дизайн камеры 045F1 также немного отличается от модели 045N. Взгляд сбоку открывает, что задний стандарт более широк снизу. Этот новый дизайн не только помогает сбалансировать добавленные элементы визуально, но и увеличивает жесткость переднего(?) и заднего стандарта.

 Камера снабжена матовым стеклом с четырьмя пунктирными линиями. Независимо от того, как повёрнута кассетная часть, объекты, сфокусированные вдоль нижней пунктирной линии на матовом стекле будут оставаться в фокусе при асимметричном наклоне заднего стандарта.

 

спецификации

Растяжение мехов

максимум

около 386 мм

минимум

ограничен мехом; около 55 мм без подвижек

Подвижки

передний стандарт

вверх : 43 мм

вниз : 30 мм (*1)

наклон : ограничен мехом

поворот : ограничен мехом

шифт : 43 мм

задний стандарт

наклон базовый: 30 градусов назад; вперед ограничен мехом

наклон асимметричный: 21 градус вперед; 20 назад (*2)

поворот : 20 градусов (*3)

шифт, вверх, вниз : нет

Вес

1550 гр.

комплектация : матовое стекло, углепластиковая крышка на матовое стекло, обёртка.

 * мои примечания: 1) из 30 мм бескомпромиссными являются только 20, для больших значений потребуется разблокировать защёлки наклона, которые далее могут вступить в конфликт с барашком крепёжного винта переднего стандарта;

 2) наклоны можно (но не нужно) складывать;

 3) заявленные 20 градусов по моему взяты с потолка. Свинг заднего стандарта осуществляется ослаблением двух либо четырех винтов крепления полозьев (вторую нижнюю пару следует задействовать при действительно больших поворотах), и последующей их затяжкой. При использовании одной пары винтов доступны по моей оценке 13 градусов; далее, во избежании напряжения (изгиба) металлических стоек заднего стандарта, имеет смысл задействовать и вторую пару. Но при этом стандарт далеко выносится набок; максимально повернул задний стандарт на 33 градуса, но это значение достижимо не всегда.

 

Собственно вот что нам рассказывает сайт. В ютюбе есть русскоязычный ролик youtube.com/watch?v=a2nQBkeHyT0 с обзором аналогичной камеры, отличающейся в основном отсутствием асимметричного наклона заднего стандарта.

 

Как я пришел к выбору именно этой камеры?

 Началось со штудирования с целью расширения кругозора вышеупомянутого сайта largeformatphotography.info и подобных сопутствующих. Затем, по мере возрастания интереса, стал заглядывать на ebay, чтоб прицениться что-почём, позже — с надеждой урвать что-нибудь по бросовой цене. В общем втягивался...

 

На что стал ориентироваться? Поскольку планировал обзавестись одной камерой, искал инструмент всё-в-одном.

 а) Для начала это формат — ориентировался на самый распространенный 4Х5, который помимо прочего позволяет (не всегда) приделывать задники для рольфильмов, полароидные, и переходники для цифровых задников или просто цифровых камер.

 б) Затем это большой диапазон растяжки мехов — для съемки как архитектуры, пейзажей, интерьера на широкоугольную оптику, так и портретов на более-менее длинный фокус; ориентировался на 80-400 мм.

 в) Хотелось «деревяшку», хотя понимаю, что кардан «круче», да и полевые «железки» тоже неплохи, но деревянная эстетика притягивает.

 г) Ну и в подвижках побольше свободы хотелось...

 

Должен сказать что многократно проигрывал аукционы по б/у камерам, стартовавшим по низким ценам. Причем не по «идеально-сохранившимся», за которыми охотятся коллекционеры, а по «рабочим лошадкам» со следами износа, а то и со сломанными/отсутствующими деталями. То есть спрос в мире на этот сектор присутствует, о чём я год назад и не подозревал. Особенно развит рынок в Соединенных Штатах. Сколько заманчивых лотов по божеским ценам там выставляется! Но подавляющее большинство — «невыездные», только в расчете на продажу в самих штатах. Первая моя любовь на этой ниве — Zone IV четвётой версии youtube.com/watch?v=SIbpaistdog Единственное, что от неё оттолкнуло отсутствие крепления Graflock для всяческих задников (рольфильм отпадает). Однажды выйграл Шен-Хао HZX-IIA с парой объективов в Америке, но не суждено им было преодолеть океан во второй раз (первый я полагаю был изКитая до штатов). Дело в том, что вместо заявленных 60$ за международную доставку, на почте продавцу выставили счет в 500$. После продолжительных переговоров я отказался от покупки, хотя по-правилам ebay продавец должен был взять на себя эту издержку. Не хотелось кидать человека на 440$ из-за погрешностей почтового ценообразования на торговом сайте. Дальше на американские товары только любовался, а выбирать начал в основном в азиатском регионе — Китай, Япония, Корея... Ну и в Великобритании, Германии тоже помаленьку продают. Как-никак родина Шнейдеров и Роденштоков.

 Стал больше присматриваться к металлическим полевым камерам Toyo и Wista. Но также продолжал проигрывть аукционы. И вдруг увидел в продаже из Британии камеру Chamonix, которую когда-то краем глаза засекал на просторах интернета. Её тоже не выиграл, но понял, что это — моё. Нашел забытый сайт производителя и заказал камеру напрямую с него (официальных дистрибьюторов у них нет, хотя кто-то продает и помимо них). Заказал проверенную временем и описанную 045N2, но в ответ сказали, что очередь на изготовление составляет ориентировочно 4 месяца, будете записываться? или можем предложить новую модель чуть подороже 1045$ vs 960$. Я согласился на новую.

 

Что я получил?

 Пришла камера примерно через месяц, завернутой в квадратный лоскут материи — обёртку и упакованной в проложенную пенопластом коробку. Замечаний по внешнему виду и качеству исполнения нет. Все детали выглядят качественными и хорошо подогнанными, привинченными и т.д. Действительно порадовала легкость — площадка основания камеры, которая по фотографии казалась стальной и тяжелой, оказалась карбоновой и невесомой, при этом жесткой и прочной.

 Камера немного неудобна в установке — всякий раз приходится привинчивать не очень удобным способом передний стандарт. Несколько смущает хлипкость соединения заднего стандарта с полозьями его основания. Я надеюсь это не скажется на качестве фотографирования так как в закрепленном состоянии стандарт стоит вроде как жестко. Но при перемещениях, которые могут быть вызваны применением слишком коротко- или длинно- фокусной оптики и, особенно, поворота, можетощущаться напряжение этих стоек вследствие изгиба, даже при небольших прилагаемых усилиях. Элементы управления наклоном заднего стандарта — это пара колес-фиксаторов базового наклона, пара защелок-фиксаторов вертикального положения и пара колес-фиксаторов асимметричного наклона (те, которые светло-серые по описанию) требуют некоторого привыкания, поскольку могут влиять друг на друга своей недожатостью/пережатостью ит.п. Усложнена установка минимального асимметричного наклона, вследствие наличия подпружиненных фиксаторов вертикального положения, которые будут стремится свалить минимальный наклон в вертикальное положение. Ну и последний минусок — защелки кассетной части дохленькие и норовят расткрыться, что впрочем легко устраняется подтяжкой винта.

 Это пожалуй все минусы. Теперь особенности конструкции, которых может кому-то не доставать: Отсутствие (как впрочем на большинстве полевых камер) шкал растяжений меха, наклонов, перемещений — придется при расчете поправок экспозиции составлять шпаргалки под каждый объектив и пользоваться линейкой, а то и транспортиром. Отсутствие фокусировки задним стандартом, которое, как я усвоил полезно при макросъемке. Отсутствие ремешка-ручки для переноски — ценность его мне сомнительна, но на большинстве других полевых камер он присутствует

 

Как планирую использовать?

 На подходе из Гонконга посылка с рольфильм-адаптером 6*12. С ним попытаюсь овладеть камерой на начальном этапе и впоследствии делать пейзажные и архитектурные панорамные снимки (а может и вертикальные портреты попробую, например ростовые). По мере накопления опыта перейду на ч/б листовую плёнку. Буду осваивать контактную печать, если понадобится картинка побольше — съезжу в «Яркий мир», С-Пб, пл. Стачек, 5 — там есть оптический увеличитель, и как заявляют, могут отпечатать в присутствии и во-взаимодействии с клиентом.

 

В общем, с учетом особенностей камеры предназначена она для универсального использования, то есть профессионал наверно выберет более узконаправленную камеру, особенно, если работает в студии. Хотя, не в качестве рекламы, на днях нашел сайт профессионального пейзажного фотографа, в руках которого предшественница 045N: efimch.ru

 

Если кого-то заинтересовал материал, с удовольствием отвечу на возникшие вопросы. Буду рад, советам, поправкам и замечаниям более опытных «большеформатчиков», особо сейчас задумываюсь о расчете поправки экспозиции с учетом подвижек, и приспособлениях для контактной печати.


Октябрь 2013                                                                                      Дмитрий Ромашев.

 

вид без меха и подвижек
вид без меха и подвижек
полная растяжка 386 мм
полная растяжка 386 мм
возможности подвижек
возможности подвижек
задний стандарт отклонен асимметрично
 
Просмотры: 4535
 

Комментарии: