error
Регистрация

Никола-Ленивец

Рубрика: «Личное»
Автор: Superman 2014
Опубликовано: 21.07.2014 в 19:30:14

Никола–Ленивец это единственное в России место, где инсталляции и арт-объекты из природных материалов интегрированы в окружающую среду. Никола-Ленивец находится в Калужской области примерно в 200 км от Москвы, на берегу реки Угра. Часть его территории относится к природному национальному парку «Угра», который является биосферным резерватом ЮНЕСКО (с 2002 года). Первые арт-объекты Николая Полисского не были постоянными. Они, например, сжигались, и это становилось арт-событием. Территория приобрела широкую известность в начале 2000–х, когда Николай Полисский начал привлекать местных жителей к созданию монументальных инсталляций из природных материалов – зиккурата из сена, башни из лозы, акведука из снега. В 2006 году Никола-Ленивец стал местом проведения фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние». Знаковые арт-объекты в Никола-Ленивце были созданы в рамках фестиваля. Здесь ко всем арт-объектам можно прикоснуться, а по некоторым можно и полазать. Церковь Троицы Живоначальной Православный каменный храм в честь Святой Троицы с приделами Николая Чудотворца и великомученика Никиты построен в деревне Никола-Ленивец в 1802 году вместо прежней деревянной церкви владельцем деревни Плюсково, подпоручиком Никитой Алексеевичем Муромцевым. В 1931 году храм был закрыт. В 1960-е годы здание храма использовалось как производственный корпус молочного завода. 5 июня 1992 года постановлением № 144 администрации Калужской области храм передан Русской православной церкви. От церкви открывается красивый вид на речку Угра, и пожалуй самый известный арт-объект "Маяк" который негласно считается символом Никола-Ленивца, он отлично вписывается в местный пейзаж. Маяк поставлен на живописном берегу реки Угры, которая изгибается в этом месте почти на 90 градусов (до этого здесь стояли другие проекты — «Сенная башня» и «Дровник»). Художник дал новую жизнь погибшим от болезни вязам: их величественные стволы сплетены в колоссального размера башню–маяк. Полисский очень тактично и внимательно относится к существующему ландшафту: вертикаль Маяка перекликается с возвышающейся на холме Троицкой церковью, предлагая зрителю повторяющиеся мотивы устремления к небу. Тело двенадцатиметрового сооружения, скрученного из толстой лещины, заканчивается площадкой для наблюдения, в которую можно подняться изнутри башни. Металлические антенны–щупальца словно передают и принимают сигнал с кораблей, или связывают этот маленький ландшафт с космосом. Возле церкви есть ещё несколько арт-объектов, так спускаясь вниз к маяку можно наткнуться на блиндаж и рядом с ним Николино ухо Оно представляет собой подобие человеческого уха, развернутого ушной раковиной в сторону долины реки Угры. Предназначено оно для того, чтобы «слушать тишину». Далее идя по благоустроенным тропинкам можно выйти к источнику, где можно пополнить запасы чистейшей родниковой водой. Идя по этим тропам волей не волей натыкаешься на Городище На этом Городище действительно жили древние балты в позднем железном веке. Археологи достали все доказательства, воссоздали что могли на чертежах и рисунках. Но для того, чтобы представить себе тех людей, их жизнь – этого не достаточно. Слишком мало всего осталось, слишком далеко мы от них ушли. И наверное, только далекими от научных исследований художественными образами можно создать иллюзорную связь с той стоянкой, где когда-то жили древние люди. Пространственная инсталляция Николая Полисского и Никола–Ленивецких Промыслов размещена в лесу, на месте того самого Городища. Полисский использует весь арсенал своего опыта: он использует природные материалы, крупную гротесковую форму, грубую технику; а так же интерпретирует как рисунки наскальной живописи, так и эстетику художников, конца XIX века, которые воссоздавали образы древних людей и их культуры. Инсталляция Полисского пугает от неожиданной встречи с ней. Ведь стоянка уже давно заросла лесом, и случайный прохожий не догадался бы, что когда-то здесь жил человек. Ничего не осталось. Современное искусство в этом проекте играет удивительную роль. Там, где не справляется археология или история, оно создаёт яркую иллюзию памяти и этим противостоит времени, которое пытается утянуть стоянку древних людей в небытие. Неподалёку расположен ещё один арт-объект "Сарай", снаружи это обычный невзрачный сарай, но внутри царит непередаваемая атмосфера. Далее идёт невзрачный арт-объект "Шишки", представляющий собой стену наполненную сосновыми шишками, в этом арт-объекте можно подсмотреть идею для дачи, например так можно сделать хороший и недорогой забор. Адриан Гезе руководит масштабными проектами по всему миру и имеет опыт работы с совершенно разными географическими зонами и территориями. Для Калужской области он выбрал абсолютно простой и экологически безупречный материал – шишки, на этот объект ушло около 50 кубометров шишек, которые пришлось даже специально завозить в Никола–Ленивец, собранных в окрестных лесах шишек не хватило. арт-объект "Дом над лесом" Далее идёт самый масштабный арт-объект "Вселенский разум", этот объект очень напоминает декорации для фильма Кин-дза-дза Сюда даже приезжают свадебные кортежи «Вселенский Разум», самая масштабная инсталляция, когда–либо созданная Николаем Полисским, продолжает его научную серию. Сохраняя преданность натуральным материалам, Полисский предлагает абсолютно новое видение деревянной скульптурной формы. Создать искусственный интеллект — задача непосильная для современной науки. Все попытки построить мыслящую машину каждый раз упирались в непреодолимые барьеры, так и не принеся реальных результатов. В этом смысле ученые очень похожи на художников. Своими утопическими идеями они поражают публику, формируют образы массовой культуры, а прикладного, утилитарного результата не производят. В результате художник, решивший посвятить свою работу теме мышления или интеллекта, попадает в очень сложную ситуацию. Ведь какой–нибудь шахматный суперкомпьютер поражает не чем иным, как самой настоящей победой над лучшими гроссмейстерами мира, и тем самым меняет наше представление о природе мышления. «Вселенский разум» имеет вполне определенную композицию. Во главе инсталляции на пьедестале расположилась доминанта проекта: огромная фигура, символизирующая два полушария механического мозга. Сюда, как основная направляющая, ведет двойная колоннада, отсылая зрителя к образам классической сакральной архитектуры Древнего Мира. При этом каждая колонна по форме напоминает космическую ракету. Ведь космос — это главное устремление планетарной силы и воли разума, как представлялось создателю «ноосферы» Владимиру Вернадскому. По задумке так же, как и коллайдер, скульптурный «Вселенский Разум» может работать только в воображении зрителя. В нём не крутятся шестерёнки и не бегают электроны, он не может рассчитывать шахматные комбинации. Но, воздействуя одной только формой, «Вселенский Разум» должен суметь внутри человека создать новые смыслы и ответить на главные вопросы. Прямо как настоящий искусственный интеллект. А рядом со "Вселенским разумом" пасётся позолоченный телец, с вершины этого объекта открывается красивый вид на округу Идея проекта питается с одной стороны библейским сюжетом о спасительном Ноевом ковчеге, а с другой стороны апеллирует к образу агрессивного финансового оптимизма и процветания, воплощенного в Wall Street Bull (Бык с Уалл–стрит). Скульптура работы Arturo Di Modica появилась на Манхеттане ровно 20 лет назад по инициативе художника и с 1989 г. символизирует финансовый успех. В современных реалиях Золотой телец стал своеобразной метафорой мирового финансово-экономического кризиса. Деревянный телец Василия Щетинина — образ, лишенный агрессии. Это символ терпения, близости к корням, сохранности и тыла. Он и корабль–ковчег, готовый спасти в годы потопа (катаклизм), он и смотровая башня, и кормилец, и защитник — недаром мощные позолоченные рога венчают скульптуру. Через дорогу по среди поля стоит необычная ротонда В отличие от многих проектов, спрятанных в глубине территории, Ротонда хорошо видна с дороги. Это небольшой овальный в плане дом посреди поля на невысоком холме. Он расположен в важной видовой точке, откуда открывается прекрасная круговая панорама окрестностей. Дом стоит на высоком подиуме, периметр первого яруса состоит целиком из дверей, любая из которых может быть открыта. Двери используются старые, из разрушенных и заброшенных домов. Внутри находится двухсветное пространство общей высотой около 6 метров с галереей окон на высоте 3 метра. В центре ротонды расположен очаг. Наблюдать пейзаж можно, открыв двери на первом уровне, из окон галереи второго яруса, либо — с плоской кровли, на которую ведет лестница. Кровать из сена арт-объект "Арка" Архитектурно объект представляет своеобразный гибрид: это и портал, и триумфальная арка, и башня. Наверх по винтовой лестнице можно подняться на смотровую площадку. По лестнице во втором пилоне можно спуститься в «комнату художника». Арка сложена из шестиметровой доски. Все обрезки используются в качестве конструктивных элементов. Арт-объект "Бобур", это необычное сооружение находится несколько в стороне от остальных, лучше всего смотреть на него со стороны, подниматься на него нет ни какого, смысла вида там ни какого. В своей новой работе Николай Полисский вновь обращается к прославленным брендам мировой архитектуры. Он уже строил в деревенском пейзаже "Никола–Ленивца" и шумерские зиккураты, и конструктивисткую башню Шухова, каждый раз как-то умудряясь примирить эти формы и с природной средой, и с социальным ландшафтом русской деревни. Сейчас в его мастерских кипит работа над проектом, в котором художник дает свою интерпретацию французского Центра Помпиду - или (по-простому) «Бобура».

 
Просмотры: 1413
 

Комментарии: