Из теории.
Фотография с проводкой делается, чтобы показать объект в движении, придать объекту съемки динамики. Наибольшая видимость скорости объекта съемки относительно фотографа достигается при ракурсе точно сбоку и фон в этот момент размазывается максимально для выбранных параметров съемки. Если снимать объект спереди, то такого размытия фона не будет, но, оно будет увеличиваться по мере приближения объекта.
Что мне видится более важным, чем просто сохранить несмазанным объект съемки.
На мой взгляд, при съемке с проводкой нужно рисовать именно фон! Именно фон нам надо эффектно смазать и при этом желательно получить его объемным.
Объем в фотографии рисуется за счет сочетания светов и теней (и переходов), соответственно надо подбирать и фон для съемки с проводкой. Например, фасад с колоннами - это чередование светлых и затененных областей и исходя из этого чередования (частоты) подбираем выдержку (учитывая скорость объекта съемки), чтобы не размыть фон в хлам, а сохранить чередование светов и теней, которые при смазе могут дать эффектный объемный рисунок.
Естественно, это когда съемка постановочная и есть возможность выбрать фон для съемки с проводкой, а если такой возможности нет? В любом случае ищем объекты на фоне (темные окна, вывески, дерево между дамами), которые при смазывании дадут какой-то рисунок. Ночью это могут быть фонари, светящиеся огни на вывесках и витринах, ну и окна в конце концов.
По степени размытости фона надо тоже исходить из того, какой результат мы хотим получить. Можно лишь немного размыть облака и объекты на фоне, чтобы получить его глубину и объем, и разбегающийся по ВПП самолет выделится за счет отдалившегося фона.
При съемке с проводкой рисуем именно фон - это основное! Подразумевается, что расположение объекта в кадре, его движение и эффектный ракурс мы уже понимаем и можем его запечатлеть. Ну, да, основное это всегда объект съемки. Но, фон – это второе основное в кадре. Он заполняет пространство вокруг объекта съемки, а значит, объекты, или разной тональности пятна на нем, становятся неотъемлемой частью композиции. Есть метод тренинга в передаче тональной перспективы. Чтобы посмотреть, как выстраиваются тональные пятна в кадре – кадр переводится в ч/б и размыливается. Это же, естественно, работает при любом размытии фона, включая съемку с проводкой.
А что делать, если скорость объекта слишком мала для съемки с проводкой на «безопасной» выдержке? Для каждого эта выдержка своя и зависит от технических средств (наличие штатива, стабилизатора в горизонтальной плоскости, и опыта. Тогда выбираем выдержку «на грани своих возможностей» можно сделать несколько движений «в холостую», чтобы тело привыкло двигаться и снимаем «как получится», понимая, в какой степени размоется фон, что он не размоется в эффектный рисунок, а будет выглядеть, как при съемке с приоткрытой диафрагмой и объект съемки отобьется от фона.
Про объективы.
При съемке с проводкой на ШУ надо учитывать, в какой области кадра ваш объектив начинает растягивать объекты. От этого зависит, на сколько крупно вы можете взять объект в кадре, не смазав его по краям. Тут конечно тоже есть зависимость от скорости движения объекта, просто учитываем это. При небольшой скорости объекта сильнее сказывается разница угловых скоростей, относительно поверхности отнюдь не плоской линзы и шансы смазать объект спереди и сзади (при фокусировке по центру) возрастает. Это особенно заметно на удлиненных объектах. В общем, при таких условиях нужно размещать объект в центре кадра внутри центральной части между линиями третей и снимать под кроп кадра. В некоторых ситуациях можно применить творческий подход и сфокусироваться на передней части объекта и тогда задняя его часть размажется. Но, здесь как и с фоном, смазывание задней части объекта должно быть гармонично. Как обычно в фотографии, в фокусе должна быть наиболее важная часть объекта. Если это открытый автомобиль при ракурсе спереди-сбоку, то в фокусе (и в центральной части кадра) надо получить переднюю часть автомобиля и водителя.
С телевиками практически тоже самое, учитывая их отличие от ШУ и соответствующие особенности. Телевик дает меньшие искажения и за счет расстояния позволяет уменьшить угловые скорости объекта.
В общем, телевик или ШУ, надо просто учитывать особенности объектива и исходя из этого зумировать для нужного размещения объекта в кадре.
Композиция и кадрирование.
По восприятию кадров с проводкой всё как в любой фотографии. Мелкий резкий объект в кадре на размытом в хлам фоне – такая фотография не интересна. С другой стороны, размещаем в кадре объект частично («обрезок») и совсем немного хоть и умеренно размытого фона, сводит эффект проводки на нет.
В кадре с проводкой фон должен дополнять кадр. Не переполнять, а дополнять. Фона в кадре должно быть ровно столько, чтобы задавать нужную динамику и объем. Если же фона будет больше, чем надо, то это может вызвать у зрителя приступ дурноты.
Естественно, если снимаем на ШУ объектив и размещаем объект между линиями третей в центре кадра, то понимаем, что снимаем под кроп и потом в ACR кропим кадр так, как нам надо. В общем-то, с телевиком надо придерживаться тех же принципов и стараться не размещать объект близко к краю кадра, а все лишнее потом кропнуть в ACR.
Кадр в любом случае должен быть композиционно сбалансирован! Кроме случаев творческого разбаланса или если оставляется место для текста.
Комментарии: