Нарушайте правила!
Несмотря на многочисленные правила, определенно, многие великие произведения искусства были созданы вопреки всем общепринятым законам. Исходя из этого, у вас логично возникает вопрос: зачем вообще изучать правила и законы, если этого все равно не достаточно? И это отличный вопрос.
Эта статья не о том, что правила «плохие» или «хорошие». Мы лишь решили объективно оценить композиционные правила. Я уверен, что, если фотограф осведомлен о смысле того или иного правила, он может нарушить его или обойти, чтобы создать необычный яркий эффект или сделать акцент на какие-либо детали кадра. Но давайте начнем с другого: с рисования.
История про глаза
Много лет назад мой дядя – художник и скульптор – учил меня рисовать портреты. Он рассказывал, что глаза нужно располагать отталкиваясь от центра головы. Это правило не удивит ни одного человека, который учился рисовать, но для большинства, мысль о том, что глаза находятся так низко, кажется абсурдной.
Недавно, общаясь со своим старым приятелем, который живет в другой стране, мы поняли, что и он узнал об этом правиле в детстве от отца. Другими словами, правила для всех одни.
Но правда ли у каждого человека глаза расположены на центральной горизонтальной линии лица? Нет, но это хорошая отправная точка приятная глазу и соответствует нашим ожиданиям.
Это простое правило помогает нарисовать более реалистичные портреты, чем это выходит у детей. Зная это правило, однако, мы можем нарисовать глаза человеку и выше, и ниже «нормы», в зависимости от желаемого результата, будь то карикатура или пародия на детский рисунок, либо попытка сделать реалистичный портрет.
К чему вообще я рассказываю вам об этом? Это правило хороший пример конкретной инструкции: нарисуйте глаза по центру. В фотографии правила более абстрактные. Фразы типа «создайте ассиметричную композицию» мало что объясняют начинающим фотографам.
Но если вы начнете объяснять новичку правило третей, ему будет проще задуматься о пространстве и о его значении в композиции, избежать многих ошибок.
Истоки правил
Откуда появились все эти правила? Одни стали логичными выводами из наблюдений всего, что происходит вокруг нас. К ним относятся соображения о «заваленном горизонте» и то правило про глаза, о котором мы говорили выше.
Вторую категорию я называю «искусственные правила»: субъективная ценность приписанная таким характеристикам, как яркость, симметрия, баланс и т.п. Правило третей также относится к этой категории, т.к. оно направлено на создания приятного баланса между объектами.
Художественное непослушание
Преимущество всех правил заключается в возможности нарушить их. Важно понимать, что правила композиции носят рекомендательный характер. Они существуют, чтобы сделать абстрактные концепции более конкретными, показать, как они работают на практике. Видоизменение любого правила может привести к отличным креативным решениям. Например, снова рассмотрим правило третей.
Цель данного правила избежать композиции, которая будет построена по центру кадра. И вместо того, чтобы делить кадр на 3, можно же разделить его и на 5, например, или на круги, а не по линиям.
Такие модификации правил включают в себя и креативный подход, и преимущества данного правила. Я люблю представлять этот процесс как джазовое представление: у вас есть мелодия, ритм, и затем вы начинаете импровизировать.
Сайт: http://www.dpreview.com
Другие интересные материалы:
Комментарии: