Недавно я разработал для себя систему оценки фотографии, основываясь на трёх китах любого произведения: идея, чувство и эстетика; идея – несёт послание, указывает на проблему или её отсутствие; чувство – работает с эмоциональной сферой, где всё сугубо индивидуально и не всегда доходит до зрителя; эстетика – наиболее универсальный элемент, способный вдохновить любого, и так же любого погрузить во мрак, где никакая идея и чувство не помогут. Оценки системы отражают степень присутствия одного из этих трёх китов, а какого именно – определить конкретному лицу проблематично, и здесь необходимо уже общее мнение или проверка временем, которое всё расставляет лучше любого критика.
5 – высокая степень присутствия того или иного кита.
4 – среднее, но большинство замечают нечто.
3 – низкое, т.е. определить могут лишь самые глубокозрячие с наличием профессиональных навыков, умений и знаний.
2 – обозначает лишь наличие стремления что-либо вложить, но безуспешно.
1 – отсутствие даже стремления вложить кита (фото просто так или на память).
0 – нет фотографии, нет разговора.
Комментарии:
Если уж совсем "по грамотному" ;-))) то: тема/идея произведения - затрагивает сферу разума; композиция - влияет на наши чувства; свет/цвет/оптические эффекты - затрагивают сферу эмоций. Таким образом, будучи выразительным во всех трёх уровнях произведения (тема-композиция-свет), мы влияем на все сферы деятельности человеческого мозга. А это значит - фотография получилась! ;-)))))
Изобретательство велосипедов - путь самоутверждения, но, на самом деле этот путь порочен. Процесс самообучения - это приведение субъективного к объективному, своего мировосприятие к миру (таковому, какой он есть), своих представлений к действительности (реальности), а не наоборот.
Если наоборот, то личная система (свой велосипед) все больше отрывается от жизни (от действительности) и остается мертворожденной.
Многие предлагают заглядывать в себя, что-то там поискать, не все с таким пафосом, но все же... любопытно, что они собираются там увидеть, кроме своего субъективного представления о мире, себе, Боге и т.д и т.п., кто во что горазд? Не научившись видеть окружающее таким, какое оно есть - бессмысленно искать что либо внутри себя, если конечно ищешь не "эго".
Парадокс, но прежде, чем искать что либо в себе, необходимо отречься от себя.
Доступно?
Наивный? Если бы... Один мой знакомый, не смотря на предостережения, до вглядывался в себя до участия в его жизни психиатра. Тоже все свой велосипед изобретал, наплевав на опыт прошлого... А теперь его путь познания (образно говоря) - бесконечная ходьба по кругу.
По теме.
Ответьте, пожалуйста, на такие вопросы:
Зачем нужно структурированное разбиение на степени присутствия кита?
Зачем нужна система китов?
Зачем нужна такая система оценки работ?
У дизайнеров есть метод анализа чужих работ. Начинается с оценки "нра - не нра", а затем рассмотрение почему "нра" или "не нра". Т.е., человек должен применить багаж своих знаний на практике.
Пожалуй, я тоже займусь такой фигней, только заменю китов на слонов. :)
Тогда:
Три слона - три основополагающих столпа качественной фотографии (или чего-то другого, где вы хотели бы применить эту систему).
Черепаха - та твердая основа, на которой базируются три столпа. Она же объединяет в себе эти три столпа (слона).
Океан - безграничные возможности для творчества, которые открываются перед человеком, если он основывается на трех столпах.
Ах, да, на спинах слонов покоится наш многообразный мир - это все многочисленные правила, соблюдение в различных вариациях которых приводит к соблюдению основополагающих столпов, тьфу, слонов... )))
Осталось пойти на ютюб, найти необходимые мастерклассы настоящих профи, чтобы освежить в памяти основные признаки успешной фотографии, чтобы в свою очередь дать имена слонам и черепахе, и... дать в своем блоге объявление об открытии серии "мастер-классов", где и вешать с умным видом эту лапшу на уши фотонеофитам за 5 тыр. с носа... :)