Принято считать, что хороший пейзаж можно снять только на рассвете или закате, да еще и не любое утро или вечер для этого подойдут. Чтобы пейзаж был хорошим нужно чтобы небо взорвалось невероятными красками, при этом очень желательно, чтобы над облаками появилось полярное сияние, а под ногами извергался вулкан. Если же до места съемки нужно было добираться несколько месяцев пешком, питаясь подножным кормом, охотясь с ножом на медведя, чтобы не замерзнуть в 60-градусный мороз, то все это делает пейзажный кадр еще более достойным и впечатляющим. Да, я сгустил краски, но только, чтобы показать насколько зависимость от пафосного света и необычных условий надумана.
Возьмем, например, фотографию Гая Тола. Она построена совсем по другим правилам, здесь важны ритм и графичность, здесь есть замечательные цветовые контрасты, снимок наполнен особой спокойной красотой и гармонией. Фотография сделана днем в пасмурную погоду. Более того, только такой свет идеален для этой фотографии. При прямом освещении в кадре был бы переизбыток контраста и мы просто потеряли бы важные детали. Неба в кадре нет, значит и яркие насыщенные краски в небе автору не нужны.
А вот фотография Майкла Кенны. Она и вовсе черно-белая, что только подчеркивает основную тему этого снимка: форму. Черный, практически лишенный деталей изгиб старого дерева заполняет собой весь кадр, используя весь остальной пейзаж только лишь в качестве белого листа бумаги. Пасмурный, слегка туманный день дает нам идеальный свет и состояние природы для этой фотографии. Яркий рассвет здесь скорее помешал.
В качестве третьего примера приведу свою фотографию с Байкала. Съемочное утро было пасмурным, проглядывала лишь тонкая полоска света над горизонтом. Однако именно такой свет, спокойный, неброский, создал особую созерцательную атмосферу и позволил перевести все внимание на графичность и даже некоторую абстрактность окружающего пейзажа. Фотография, скорее, воспринимается, как набор линий, пятен и цветов. И все это благодаря отсутствию деталей в небе и ярких красок на рассвете.
В качестве итога хочется сказать, что те кадры, в которых весь акцент делается на внушительность вида, на уникальность световых, погодных и прочих условий, безусловно впечатляют. Однако было бы большой ошибкой думать, что лишь ради таких снимков стоит заниматься пейзажной фотографией. Красота и гармония — безграничны, и не стоит ставить рамки для самого себя, думая что только уникальность момента способна на чудо внутри рамки кадра. Чудеса всегда вокруг нас, нужно лишь научиться их замечать.
Вчера на своем проекте "Пейзаж в кадре" я поделился "техникой семи элементов". Это моя система поиска интересных кадров в любую погоду, в любом месте. В статье я подробно рассказываю, что это такое и как ей пользоваться. И даже предлагаю скачать рабочую тетрадь и карточки-шпаргалки, специально для тех, кто захочет попробовать ее на себе. Думаю, вам тоже это будет интересно. Если так, просто нажимайте ссылку и начинайте читать. :)
Как забыть о невезении и делать интересные кадры в любых условиях?
Комментарии:
На самом деле, статья и "сборник правил" весьма полезные не только для тех, кто хочет по-быстренькому пробежаться по композиции, но и для тех, кто лишний раз хочет освежить в голове ранее пройденный материал.
1. Почему семь? Потому что эта система отлично работает для меня и моих студентов. И семь элементов охватывают все, что снимаю я сам и вижу в работах других фотографов. В статье все написано.
2. Про скромное умолчание. А вы хотите, чтобы я какие-то новые вещи придумал? На то они классические, чтобы ими пользоваться, адаптировать под себя и объяснять их понятным, не академическим языком.
3. Про композиционные приемы я вообще здесь ничего не говорил. Техника семи элементов - это система поиска кадров. После того, как фотограф нашел красоту и выделил главное, наступает время компоновать кадр. Вот здесь нужны какие-то композиционные вещи. Но это тема другой статьи. Эта - о том, как искать кадр. Это не полное руководство по созданию пейзажей.
4. Если вы все это знаете - вы молодец. Значит я писал не для вас. Мне каждый день приходят письма с благодарностью за то, что разложил все по полочкам, сделал тетрадь и карточки. Это большая работа. И люди это видят и чувствуют.