Итак " Высокий ключ" что это такое? Но сначала что такое вообще «ключ»? Вот ведь засада термином пользуемся, а что такое не знаем… Давайте посмотрим теорию. Фотография — относительна по сути, ну кто его знает какая была освещённость на той поляне которую Вы снимали 3 недели назад, а так хочется показать именно то, что снимали тогда, что же делать? Такой вопрос звучал ещё в позапрошлом веке… и ( иногда ) звучит и сейчас Но всё же как??? И вот тут умные головы думали думали и придумали… каждый конечно придумал своё, кто лучше, кто хуже, но удачнее всего придумал Адамс — если разбираться но его зонная теория, до сих пор лежит в основе фотографии и не только фотографии, она оказалась так удачно, что лежит и в основе цифровой графики… вот как бывает… Не будем рассматривать всю теорию ( кто захочет сам посмотрит, хотя бы в Википедии… ), однако стоит обратить внимание на ступень V (Стандартный серый тон (отражательная способность 18%)). почему именно на неё — так ведь это ( наверное всем известная ) " Серая карта ". Зачем она нужна? Да нужна она всего для 2-х задач 1-контроль баланса белого и контроль освещённости обьекта. Тут много нюансов и не будем рассматривать всю теорию ( это не одна книга получится), но если мы снимаем «серую карту» на фоне обьекта и потом получаем на фотографии такую же градацию серого как и «серая карта» то мы получаем ( вот он момент истины) — нормальный или mid ( midl ) key !!!!
А что тогда «Высокий ключ» ( а если быть скрупулезно точным " верхний уровень ключа") — это когда снятая на фоне объекта «серая карта» — на фотографии располагается не в зоне V, а в зоне VII ( То есть в более высоких значениях шкалы Адамса) — ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО — БЕЗ ПОНЯТИЯ ЭТОГО РАЗГОВАРИВАТЬ О " ВЫСОКОМ КЛЮЧЕ " ВООБЩЕ БЕСПОЛЕЗНО...!!!!
Ну с «ключём» — разобрались. Теперь всё же стоит определится что такое «Высокий ключ». Немного порывшись в литературе находим такое определение " Портрет в светлой тональности — это такой портрет, тональное решение которого определяется тем, что тёмные участки изображения не выходят за пределы второй ступени светло-серого семиступенчатой шкалы плотностей" — «Техника и технология фотосьёмки» — Фельдман, Курский. Сразу можно сказать — другого определения хоть с какой-либо мало-мальской привязкой к ЛЮБОМУ значению за последние 20 лет не найдено ( если найдёте поделитесь пожалуйста) .
Определение есть, но всплывает понятие «семиступенчатая шкала плотностей» — что за зверь ???.. Зверь то этот живёт и здравствует, хотя многие о нём и не подозревают. Так что же это ??? Всё просто — это динамический диапазон фотографии. Да, диапазон плотностей ( или градаций света, или максимальная контрастность) — ограничен не полными 7-ю ступенями экспозиции ( типографский текст на белой бумаге может дать максимальную контрастность 1:60 ( закон Вебера — Фехнера ) а 7 ступеней экспозиции дают контрастность 1:64 — опять ЗТ Адамса.)
Исходя из этого можно с достоверностью сказать — самые тёмные места фотографии выполненой в технике «Высокого ключа» не должны быть темнее значения 64 в 256-бальной шкале.
Итак миф первый — " в «Высоком ключе» должен быть чёрный акцент".
Чёрного в «Высоком ключе» быть не может!!! См. определение Фельдмана
Пример фото в «Высоком ключе» ( кадрирование сделано под рекламную надпись, которая убранна, дабы не обвинили в рекламе.)))))
Мы вроде выяснили, что чёрного в «Высоком ключе быть не должно. теперь давайте рассмотрим проблемы контраста.
Мы уже определились, что максимальная контрастность фотографии 1:60 ( хотя на практике достичь такого вряд ли удастся, особенно на „серебрянной“ бумаге, раньше приводились такие данные, максимальная контрастность для фотобумаги 1:32 ).
Но становится проблема с общей точкой отсчёта, как с этим определится. Если плясать от чёрного, то в зависимости от бумаги, краски, проявителя и прочих факторов точка чёрного может и выглядеть по разному и определить её алгоритмом не получается. Другой вопрос точка белого. Несмотря на то, что выглядеть она может тоже по разному, её можно чётко определить, для фотобумаги — участок не тронутый проявителем, для цифровой печати — участок не тронутый чернилами. Вроде и не нужный, на первый взгляд, вывод — считать всегда нужно от белого.....
Теперь давайте посмотрим одну картинку
Картинка вроде совсем понятная, единственное что можно добавить — это то, то на подложке была сделана градиентная маска от 0 до 100 % и было произведено размытие при малой глубине резкости радиусом 100 пиксел.
Давайте посмотрим на результат. с одной стороны „нормальная“ плотность фотографии с охватом 5 ступеней экспозиции + „чисто-чёрный“ и „чисто-белый“ ( насколько это возможно для фотографии) получается 7 ступеней экспозиции — больше на „бумаге“ всё равно не вытянуть… с другой стороны всего 3 ступени — 2 „значимых“ и „чисто-белый“ на обоих половинах контрастности хватает… причём опускаясь в сторону размытия можно констатировать, что при 2-ступенях экспозиции и размытии примерно радиусом 80-90 пиксел — хватает и резкости....
Этим разрушается второй миф — фотография должна быть резкой и контрастной. По утверждению Дыко портрет в светлой тональности должен быть нежным и низко контрастным, что придаёт ему особую лёгкость… Однако вынужден Вас сразу огорчить, делая такие фотографии Вы будете иметь большой успех на „бумажных“ носителях, но в интернете популярности Вам не завоевать… Во-первых интернет большинство любит по ярче, по резче и по контрастнее, Во-вторых интернет-большинство испорченно „Высоким ключём“ на чёрном фоне… или точнее и в-третьих на не откалиброванном мониторе такую фотографию просто не увидеть...
пример фоторграфии подготовленной под печать „в выставочном варианте“
и то что приходится делать для интернета, хотя тоже проходит под все требования „Высокого ключа“
Миф третий- „Высокий ключ“ можно сделать в фотошопе и не стоит и напрягаться
Это не совсем миф, точнее миф, но такой скользкий...))). В фотошопе можно сделать подобие высокого ключа и если постараться, то на экране монитора большой разницы не будет, также её не будет практически видно при печати в маленьких форматах, но если Вы надумаете напечатать это дело в формате А4 ( не приведи Господь говорить про формат А1 и выше), то моё обьяснение Вам будет уже не нужно .....))))
Итак утверждение — »Высокий ключ" СНИМАЕТСЯ!!! Обработку конечно никто не отменял, но далеко не из любого сырца можно сделать хоршее фото. Давайте рассмотрим 2 фотографии ( художественную сторону трогать не будем, только техника)
Фото снятое в технике «Высокого ключа»
и не в этой технике
( для образца использовались не РАВ-файлы, а просмотровщики полученные при сьёмке )
Итак посмотрим гистограммки этих фотографий
Разницу обьяснять наверное не стоит...))))
Причём фото в технике ВК проверим на пересвет...
Обратите внимание, на этой фотографии и белого то нет, все цвета сохранены и хотя в ВК, на фоне, допускается и чаще всего используется белый цвет ( градации цвета снять много тяжелее, но и много интереснее, как на вот этой фотографии
ВАЖНО!!! Отсутствует белый цвет на информационно-важной области. Для портрета — на лице, хотя блики на глазах допускаются. То есть на этой фотографии нет потери информации в светах!!!
Теперь разбираем освещение лица, точнее уровни освещения...
И что мы видим у фото в ВК большая площадь поверхности лежит в 3-х ступенях экспозиции ( по шкале Адамса) VII,VII и IX, а у другого пик приходится на IV ступень. Что нам нужно сделать, чтобы получить фото в ВК? Добиться того, что бы самое тёмное значение было не ниже 64-х по 256 бальной шкале. Не буду мудрствовать, сделаю это уровнями...
Собственно первая в коррекции не нуждается и 2 телодвижения для второй
Разница видна даже при беглом взгляде, но давайте копнём немного глубже.
на первой фотографии ниже значения 64 практическая пустота, можно сказать, что область лица лежит в 3-х верхних ступенях имея при этом 128 + 64 = 192 градации света, на второй область лица лежит в II-VII и немного в VII ступенях имея при этом 30+64+32+16+8+4+2 = 156 градаций света, то есть на момент сьёмки ВК выигрывает почти 40 градаций!!! При этом пик на второй фотографии приходится на значение 40, — 6-я ступень -всего 32 градации Основная площадь изображения имеет всего 32 градации света !!!, в отличии от ВК — пик приходиться на 8-ю ступень 128(127) -256(255) и имеет 128 градаций света!!! Представляете разницу в свето-тональном переходе? можете построить градиенты и увидите эффект постеризации возникающий при прямом переводе, а можете посмотреть тут
Давайте рассмотрим эту картинку по подробнее:
1 — это по сути просто уровни света 7 ступени — всего 32 уровня.
2- чисто «механическая растяжка 7 ступени в 8-ю ступень, при этом диапазон смещается в 8-ю ступень полностью. Обратите внимание на гистограмму справа. Сглаживания тонов не произошло, на одну значимую ступень приходится 3 ступени пропуска ( „расчёска“)
3 — тоже что и 2, но увеличивается размах растяжки, „расчёска“ стала крупнее.
А вот теперь немного не по порядку, но так надо.
6 — 7-градиент 33-255 — это то, что получается на снимке при правильной сьёмке „высокого ключа“. Конечно гистограмма не получится такой, распределение по количеству будет резко отличаться. Будет сильное смещение в светлую сторону, однако она будет такой же не прерывной.
и наконец 4 — это попытка „умной“ растяжки 7-й ступени в диапазон 33-255. „Расчёска на гистограмме явно присутствует, правда нет провалов, однако изображение стало не намного лучше… Это видно и в электронном виде, однако кто хочет может скачать файлик с этими градиентными полосами и распечатать его, что бы посмотреть результат на бумаге. Файл конечно большой, подготовлен под печать, но есть тут…
Хотя его можно сделать и самостоятельно, минут за 15.....
Вот по сути в вся разница. Но по пути можно разрушить ещё один миф В высоком ключе можно снять кого-угодно, а не получится ...))) ВК — привилегия блондинок и блондинов, не возможно сделать ВК с черноволосой моделью, не получится волосы вытянуть, будут они смотреться серой массой ( посмотрите на зрачки на второй фотографии) ну и конечно же нельзя снять ВК на чёрном фоне… думаю это уже не надо обьяснять .....))))
Что ещё можно сказать о мифах?
Многие считают, что раз ВК, то можно полностью потерять тени на лице (для портрета). Это не правда, это оправдание своих кривых рук…. Ну конечно можно сослаться на известные портрет( а точнее серию — кажется она называется — «белая серия) Джона Леннона, однако данная фотография снималась под конкретную цель, во вторых отсутствие половины лица — авторский приём, для решения определённых задач, в третьих там и контуры отсутствуют. А когда на информационной части фотографии ( для портрета на лице) на лбу и щеках полная потеря информации по цвету, свету и контрасту ( значение цвета 255-255-255 ), то это не авторское решение, а банальный брак…. По типографским требованиям, если участок с потерей информации о цвете (255-255-255 или 0-0-0 ( ВК не касается, но всё же) превышает 6 ( по другим данным 25 ) соединённых пиксел — фото относят в брак и в целом виде с ним не работают. привожу пример брака ( специально испортил фото ....)))))) потеря информации о цвете на руках ( белые пятна)
Ну и ещё иногда утверждают, что ВК — ч/б фотография. Это полный бред. ВК — как правило!!! ч/б фотография. Почему, ответ прост, при сьёмке в цвете на крайних значениях света начинаются цветовые искажения — это раз и при сьёмке в цвете добавляется цветовой контраст, тоже не очень удобная для ВК штука. Однако снимать ВК в цвете можно и снимают, правда реже....
Portrait in the High key 38 color (Портрет в Высоком ключе 38 цвет.)
Portrait in the High key 77 color (Портрет в Высоком ключе 77 цвет.)
Ну вот кажется и все мифы, хотя если вылезет что то ещё, конечно к этому вернёмся. А теперь немного о реалиях „Высокого ключа“
Итак, какой должна быть фотография в „Высоком ключе“
Много тут было написано, давайте всё это систематизируем.
Получается, что фотография в ВК должна быть:
1 СВЕТЛОЙ — согласно определения Фельдмана самые тёмные участки не темнее значения 64 в привязке к 256 градационной шкале светлоты
2 НИЗКО КОНТРАСТНОЙ — да собственно и не получится по другому, если самые тёмные значения не ниже 64, то получается, что фото снято всего в 3-х ступенях экспозиции, контраст 1:8 ( бумажный носитель в состоянии выдать контраст 1:60)
3 ЛЁГКОЙ — это уже вопрос к художественной стороне фотографии, поэтому его не описать в двух словах, да и каждый сам определяет лёгкость....)))
4 ВОЗДУШНОЙ — не смотря на то, что нижнее значение всего 64 — всё равно фотографию можно сделать ровно серой, потеряв все свето-тональные переходы, а ведь именно те 190 ± градаций света создают особое восприятие фото в ВК
5 МАЛО РЕЗКОЙ — да, вот именно этот пункт и обрезает возможности фото в интернете, дело в том что существует обычная резкость, и её никто не отменял, однако на обычной фотографии к резкости добавляется ещё и локальный контраст, то есть резкость то может быть и пониженна, однако в связи я тем, что граница может проходить по двум цветам, с большим уровнем контрастности, визуально резкость увеличивается, а фото в ВК имеет низкий общий контраст и соответственно низкий локальный контраст ( контраст не по фото в целом, а контраст между двумя цветами), что зрительно уменьшает резкость. и неграмотные люди не воспринимают такие фотографии, хотя и сделать их труднее и смотрятся они интереснее, ОВК ( оптимальный визуальный контраст ) ещё никто не отменял, да и не сможет отменить....
И САМОЕ ВАЖНОЕ — ФОТОГРАФИЯ НЕ ДОЛЖНА ИМЕТЬ ПОТЕРИ ИНФОРМАЦИИ О ЦВЕТЕ В ИНФОРМАЦИОННО-ЗНАЧИМЫХ ОБЛАСТЯХ — то есть, на примере портрета, не должно быть значения цвета 255-255-255 на лице. Если присутствует участок со значением цвета 255-255-255 размером более 6 пиксел, то большинство типографий отнесёт такое фото в БРАК. Да так оно по сути и есть, мы что-то снимаем, что бы показать, а показываем, отсутствие снятого… дурнее и не придумать.....
В результате мы можем получить на выходе примерно такие фотографии...
Эти и другие фотографии в технике «Высокого ключа» можно посмотреть тут, только хочу предупредить - это личный архив со всеми удачами и неудачами. Неудачи не удаляю, чтобы помнить как и у меня не получается...)
P.S. Если Вы надеетесь найти в интернете признание или популярность при помощи фотографий в технике «Высокого Ключа» — не надейтесь...))) Всегда найдётся тот, кто не читал книг, не занимался этим вопросом серьёзно, но очень хорошо помнит фразу 80-х годов… “«Высокий Ключ» — высший пилотаж в портрете». А как хочется уметь делать высший пилотаж....))) Плюс к этому ВК — это всё же для бумаги… и инете, на ВЫСОКО КОНТРАСТНЫХ мониторах НИЗКО КОНТРАСТНАЯ фотография — это далеко не выигрышный вариант… Вот и путают истинное с желаемым, хотя предупреждение есть и в книгах серьёзных фотографов
Ну а в основном никто не хочет искать теорию ВК в книгах, а предпочитают копаться в инете, где непонятно кто и что написал, но это почему то воспринимается как истина....))) Убедительная просьба ни верьте ничему, кроме книг классиков от фото и делайте выводы сами ))) А в основном в инете бывает так… )))) На все просьбы я не получил ни одной ссылки на книгу ( ни на одну ), ни одного названия книги...))) Короче ничего кроме нападок .....))))) Ну мне не привыкать ....))))
продолжение следует....
Далее будем рассматривать постановку света для вк и потом обработку фотографий в ВК
Удачи.
Комментарии:
Ну то что вы не балерина я уже понял...)))) Я уже столько НЕ балерин насмотрелся, что надоело ЛикБез с ними проводить...))) Вы тут пор большой грамотности что то проговорили про ВК (НК) . Приведите пожалуйста ссылочку на то безобразие которым вы охарактиризовали ВК...))) Или это ваши домыслы ? Я ссылочку дал это книга Фельдмана и Курского вот её скан http://photoshare.ru/photo6636690.html ... Рассматривают они размышления Дыко , так по пути...))) А вот это фото Ли фроста чёрного прямо немеренно )))) http://photoshare.ru/photo6636681.html Да и про "ключ " собственно забыли... Тч хорош просто так трепаться, показывать неграмотность...её и так увидят...))) Ссылки на признаных в фотографии авторов в студию ... а личные домыслы - в печку...))))
И что? где в этой книге хоть слово об описании высокого ключа? представленна фотография искажённая не специализированным ксероксом ...))) показываю полный оригинал страницы http://photoshare.ru/photo12749560.html кстати не мешает ещё посмотреть фото 54 - тоже как пример свето-тонального рисунка.) А вот анализ картинки с ксерокса ( ну наверное на сером картоне печаталось...))))) поправку на ксерокс введите ...))) http://photoshare.ru/photo12749557.html Или ВК на серой бумаге печатают? ... О вот фото с другого ксерокса...))) http://photoshare.ru/photo12749561.html = ( лично считаю неправильнвм когда зрачки рисуют, но на серебрянной бумаге аккуратно их подрисовать всегда было проблеммой ...( а анализ зтого скана со зрачками http://photoshare.ru/photo12749562.html и с замазанными зрачками http://photoshare.ru/photo12749573.html Обратите внимание что даже на скане со зрачками отсутствует не только чёрный, но и чёрный с фактурой и даже вторая ступень тёмно-серого....))) что как раз не противоречит тому, что я писал....Реально при сьёмке в таких уровнях освешения чёрный на зрачках получить не реально теоретически даже , если уважая Дыко мы будем формировать свето-тональный рисунок вот скан страницы из книги Фотокомпозиция http://photoshare.ru/photo12749564.html а вот сама книга http://soul-foto.ru/photo_books/%D0%9B.%D0%9F.%20%D0%94%D1%8B%D0%BA%D0%BE,%20%D0%90.%D0%94.%20%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8F.%20%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F.%201962.pdf
ЗЫ да между прочим скан приведённой вами фотографии с другого сканера даёт картинку на которой чёрного тоже нет...))))) не смотря на то , что фон тоже далеко от белого....
Тч пожалуйста потщательнее вопросы и несогласия, если конечно есть желание...