Год назад я начал размещать свои фотографии на этом сайте. Сегодня решил выложить в блоге свои впечатления за год и высказаться по поводу отношения к такой форме оценки своих и чужих фотографий, и вообще, моего отношения к фотографии. Может быть кого-то это заинтересует, и кто-то согласится со мной, а кто-то нет. Некоторые могут упрекнуть в глубокомысленности по поводу такого простого дела как нажатие на кнопку фотоаппарата по тому или иному поводу. Есть любители фотографии, есть профессионалы и порассуждать на эту тему полезно и для тех и других. Об этом многие уже писали, так что размышления эти не новы. Скорее это мои мысли о фотографии как еще об одной стороне жизни.
Часто задаю себе вопрос: что весомее тяжелая, выношенная годами формула жизни или легковесное, только что родившееся чувство? Что значимее для тех, кто остается в этом мире и тех, кто будет приходить в него после нас? Что им оставить в наследство? По-моему – правду, правду жизни так, как её понимает конкретный человек. Может он сможет рассказать о своей, а может и о целом поколении, и о времени. Фотография - это о времени.
Всем известна история появления фотографии, хочу обратить внимание на то как это слово переводится с греческого - как «свет» и «пишу», «светопись», то есть техника рисования светом. Считается, что появление фотографии ведет свое начало от камеры-обскура, а также благодаря изобретению некоторых технологий, фиксирующих изображение на стенке камеры. Сама камера была известна еще художникам средних веков, они использовали её, она была широко известна под названием «тёмная комната» для создания перспективных картин. Если вернуться в начало 19-го века, то нужно вспомнить, что сначала фотографию начали использовать как замену живописному портрету - живопись не была доступна простым людям, да и не была ими востребована, к тому же создание портрета художником требовала определенного времени. Фотография же делалась относительно быстро и дешево и ее мог заказать каждый, она стала демократичной. Со временем фотография стала заниматься не только портретом, но создала и другие жанры, и все-таки по-прежнему все хотят иметь свое изображение на память. Скорость, с которой фотография добралась до каждого желающего, создала и немало проблем.
Хочу порассуждать на другие, несколько отвлеченные темы, чтобы была понятна моя точка зрения. У человека есть особенность восприятия прошлого через фотографию и отношения к камере. Фотографическое изображение не только создает эффект присутствия в существующем, но и своей принадлежностью к прошлому придает ему дополнительную подлинность. Есть также свойство, играющее важнейшую роль для фотографии: она переносит живую реальность в историю, спасая от времени то, что было обречено на забвение, и включает его в настоящее. Возникает новая пространственно-временная категория. Нарушая все правила логики, фотография совмещает понятия «здесь и некогда». В повседневной жизни фотография играет значительную роль. Она выглядит как изображение, лишенное всех традиционных признаков, которые прежде считались искусством и позволяет видеть её по-новому. В ней не стало стиля и композиции, она перестала быть оценочной и освобождает от личного опыта. По сути, в ней нет ничего: только чистый образ. Поэтому многим захотелось использовать ее в виде заменителя живописи.
Чем отличается фотоизображение от изображения, выполненного рукой художника? Не только его специфичной достоверностью, особой зависимостью от натуры, техническим, механизированным способом получения и закрепления рисунка. У него есть свои очевидные особенности, рожденные теми «способами видеть», которые имеют стеклянные линзы объектива в отличие от живого человеческого глаза.
До сегодняшнего дня отношения между живописью и фотографией колебались между двумя крайностями - уважением и презрением. Какова природа психологии художника при создании картины? Меланхолия художника связана с самоотстранением и с отождествлением своего «я» с посторонними объектами. А при фотографировании человек теряется, не отдавая предпочтения тому, что прежде было ему дороже другого, он становится наблюдателем. Живопись все еще составляет часть нашей чувствительности, иначе мы бы перестали смотреть на картины. Сейчас люди чаще склонны переоценивать значимость фотографии, но неправильно думать, что это новое отношение к изображениям, максимально точным к натуре, говорит о реалистическом условии восприятия. С другой стороны, одна из опасностей фотографии состоит в том, что из-за высокой степени иллюзии она обеспечивает власть внушения, производя эффект реальности того, что отсутствует в пространстве и времени, и тем самым смещая сиюминутное восприятие «реального». Фотография впервые появилась на Всемирной выставке в середине 19-го века, и публика восхищалась правдивыми копиями реальности, при этом бойкотируя картины первых художников-“реалистов”, хотя последние служили тому же. Трудно представить, что живопись могла бы объединиться с фотографией в ее понимании природы. Самоуверенный натурализм, свойственный фотографии в ранний период её развития, не принимал в расчет такой факт человеческой деятельности, как одухотворение природы: осваивая природу, человек преобразует ее в культуру. То же касается и фотографии, фотоснимки не копируют натуру, а преобразуют ее, перенося трехмерные явления на плоскость и разрушая их связь с окружающим. Но является ли фотография искусством? Понятие «искусство» охватывает неопределённую группу человеческой деятельности. Приходится, приравнивая человеческую деятельность к какому-то общему понятию, решать: вот это искусство, а это - нет, может быть наука, может быть ещё что-нибудь. На основании чего мы создаём понятие «искусство»? Общий признак может быть довольно грубый - это то, что все искусства относятся к области чувства.
Искусство или нет, но вместе с фотографией родился и особый «фотографический мир» - свойственные фотографии отношения с воспроизводимой натурой (совсем другие, чем у рисовальщика или живописца): иная степень изобразительной конкретности, свои формы передачи времени и движения, активное пространство, ощутимая глубина, уводящая взгляд за плоскость бумажного листа. Фотография взломала плоскость изображения сильнее, чем самые радикальные живописные приемы прошлых эпох. У неё и убедительная подлинность воспроизводимой глубины, и чисто оптический способ её построения. Фотографии имеет и пластическое богатство формы. Она с успехом использует такие чисто фотографические средства, как двойная экспозиция, специальная деформирующая оптика, особые способы обработки негатива или позитива, а также различные способы монтажа. В такой фотографии внимание привлечено уже не столько к выразительности самой натуры, сколько к способу и характеру её фотографической «подачи». Всё это освобождает фотографию от элементарного копирования натуры, расширяет диапазон выразительных средств и возможностей. И всё же в основе любого фотографического образа лежит конкретный объект, необходимый для того, чтобы состоялся акт съёмки. Как бы сложно ни был потом преобразован исходный материал фотографом, его достоверность не может вызывать сомнения. Как раз отношение использованной натуры к конечному фотографическому образу во многом и определяет наше впечатление от снимка.
Опытный глаз легко отличает рисунок или гравюру, выполненные по фотографии, от натурных. Всё это не отменяет того факта, что фотография по природе своей - искусство долей секунды, остановленного мгновения. Особенное обаяние старых снимков в чуде нашего соприсутствия в конкретном моменте давно прошедшего времени. Пусть даже это будет мгновение вполне случайное, вовсе не «историческое». Впрочем, любой момент давно прошедшего времени для нас больше, чем только один этот момент. В его восприятие обязательно входит всё то время, которое прошло с тех пор, когда была снята натура.
Повседневные мелочи, которые незаметны современнику, потомку могут дать ощущение подлинного аромата прошлой эпохи, запечатлеваются фотографией большей частью мимоходом, попутно, без сознательно поставленной цели. Любительская фотография с её «мусором» случайных подробностей оказывается поэтому со временем часто более богатой и выразительной в этом отношении, чем продуманно и скупо строящая свои кадры художественная. Никакие словесные описания не заменят потомку того, что увидит он на любительской фотографии. Ему именно то бросится в глаза, что сегодня нашему глазу совсем незаметно, что кажется заурядным, «без смысла» выбранным фоном - тот обиход современной жизни, по которому взгляд современника скользит, не задерживаясь. Ценность деталей, умирающих вместе со своим временем, для человека другой эпохи в том, что именно они делают в его глазах историческую давность ощутимой физической реальностью. И здесь непредвзятость случайной бытовой фотографии предлагает иногда важные исторические дополнения и поправки к преднамеренности специально организованных репортажей. У старой фотографии двойной масштаб времени: мельчайший - доли секунды - и исторический. Она даёт мгновенный срез исторической эпохи, в то время как любой рисунок, пусть даже натурная зарисовка современника, есть уже некоторое обобщение и синтез временных моментов. Наши любительские фотографии помогают в борьбе с временным разрушением, а также служат памятными трофеями прожитой жизни. Поскольку призвание фотографии - увековечивать время и прославлять опыт отдельного человека, она не может доверяться случайностям индивидуальной фантазии художника.
По-моему, для живописи, искусства и фотографии нет ничего интереснее человека, но нет и сложнее его. Есть прекрасные постановочные фотопортреты, сделанные в студии. Здесь многое зависит от модели и мастерства фотографа, способности проникнуть в глубину личности человека. Главная же задача фотографии, на мой взгляд, не подмена живописи (по принципу не умею рисовать, так буду фотографировать то, что хотел бы нарисовать, то есть компенсация комплекса), а возможность остановить мгновение, в буквальном смысле. Фотография может остановить время, законсервировать его таким, каким оно было. Через годы другим поколениям интересно узнать, чем была наполнена жизнь человека, какие отношения были между людьми.
Такой задаче, на мой взгляд, наиболее полно отвечает стрит-фотография. Уличная фотография (стрит-фотография) - посредством которой фотография отображает сущность как таковую, без применения различных манипуляционных техник (постановка, монтаж и т. д.). Уличная фотография, по мнению известного стрит-фотографа Эрика Кима - это «скорее образ жизни, способ виденья мира, поиск красоты в обыденности и спокойствия в собственной жизни». Стрит-фотография фиксирует ситуацию, останавливает мгновения в потоке повседневной жизни. Такая фотография может приблизить к пониманию человека, его деятельности и восприятия им окружающего мира.
Нет правильного и неправильного способа видеть мир. Если фотографии не трогают сердце, то это значит, что у них нет души, и, вероятно, они не вызовут эмоций у зрителя. Снимать, конечно, надо с душой… Душа, которая выливается в эмоции, через свет или что-то такое, что вызывает чувства в вашем сердце. Хочется снимать фотографии, которые трогают струны души, моей прежде всего, которые вызывают трепет, чувство красоты или потрясения. Поэзия в фотографии - это лучшее, когда она личная, и когда душа поэта наполняет нее.
Я считаю, что с точки зрения фотографии - это главный жанр. Все остальные жанры фотографии - лишь частные случаи и косвенное его отражение. Мои опыты в ней пока немногочисленны, а удач и того меньше. Но симпатизирую я фотографиям и фотографам в этом жанре, пытающимся преодолеть сопротивление собственного несовершенства и остановить мгновение…
Фотография - это мгновение, упавшее в вечность… Помните об этом, фотографы, делая вроде бы ни к чему не обязывающие фотографии.
Комментарии:
А спустя многие годы я повествую снимками. :-) Меня один чудак на Яндекс фотках упрекнул, что мои снимки--рассказывающие. Но ведь людям то интересно было! Я не заполняю свою страничку снимками одних и тех же розочек. Встречу что то новое, подивлюсь, сниму. Знатоки название подскажут. Интересно ведь! Сайт то не профессиональный, а социальный. Мы учимся друг у друга!