error
Регистрация

Методы постановки студийного света для портрета

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Фото Идея
Опубликовано: 22.04.2014 в 14:08:08

Согласно словарному определению, соотношение – это «количественное отношение между двумя величинами, которое показывает, во сколько раз одна величина отличается от другой». Как это связано с портретами? При постановке студийного света нужно вычислить отношение между освещенной стороной лица и теневой стороной лица. Для этого нужно измерить параметры освещенности каждой стороны лица, а затем их сравнить. Сделать это можно несколькими способами.

  • Во-первых, можно использовать встроенный экспонометр фотоаппарата (установив режим замера экспозиции в «Точечный» для большей точности).
  • Во-вторых, можно использовать флэшметр (или ручной экспонометр) – специальное устройство, которое определяет, сколько света падает НА модель. В отличие от него, встроенный экспонометр камеры определяет, сколько света отражается ОТ модели, поэтому является менее точным. Флэшметр, тем не менее, нужно приобретать отдельно, и стоит он немалых денег.
  • Поэтому третий способ определить это соотношение – подбор параметров экспериментальным путем. То есть, фотограф может самостоятельно скорректировать параметры, показанные встроенным экспонометром камеры, опираясь на ситуацию.

Основные понятия.

Чтобы правильно измерить соотношение источников света, нужно знать несколько базовых фотографических понятий:

  • Свет в фотографии измеряется шагами экспозиции (также называемых ступенями экспозиции). Что касается диафрагмы, то ее значение при съемке меняется с шагом 1/3 ступени экспозиции (или ½, в зависимости от настроек камеры). Таким образом, целая ступень экспозиции будет между следующими значениями диафрагмы: f1, f1.4, f2, f2.8, f4, f5.6, f8, f11, f16, f22, f32 и т.д.. Не нужно запоминать все эти цифры, достаточно запомнить только первую пару: f1 и f1.4, с каждой следующей парой значение увеличивается вдвое (например, следующая пара — f2 и f2.8).
  • Ступени экспозиции также можно измерить с помощью выдержки. Чтобы экспозиция увеличилась на ступень, нужно удвоить значение выдержки. Таким образом, целая ступень будет между следующими значениями выдержки: 1 сек, ½ сек, ¼, сек, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000.
  • Если вы увеличиваете экспозицию на одну ступень, нужно увеличить вдвое мощность источника света. Если вы уменьшаете экспозицию на одну ступень, мощность нужно уменьшить вдвое. Например, если вам нужно изменить значение диафрагмы с f4 до f5.6, то есть увеличить экспозицию на один шаг, мощность света нужно увеличить в два раза.
  • Если экспозиция увеличивается на два шага, значит, мощность света должна увеличиться в 2Х2, то есть, в 4 раза. Если экспозиция меняется на три шага, значит, мощность света должна увеличиться в 2х2х2, то есть, в 8 раз.

Зная эти понятия, мы можем перейти к соотношениям и научиться их создавать на практике. Ниже будет рассказано о 4 различных соотношениях на примерах фотографий.

Соотношение 1:1

Студийный свет
Студийный свет

Соотношение 1:1 – это плоский свет, у него нет перехода между светом и тенью, а значит, показания экспонометра для обеих сторон лица будут одинаковыми. Достичь такого освещения можно различными способами.

Во-первых, можно использовать заполняющую вспышку, мощность которой равна мощности основного источника света (основным источником может быть как искусственный свет, так и естественный – например, от окна).

Во-вторых, можно использовать отражатель. Чтобы добиться такого соотношения, отражатель нужно поднести к лицу модели очень близко, чтобы пропали все тени.

Соотношение 2:1

схемы студийного света
схемы студийного света

При таком соотношении один источник света в два раза мощнее другого. Чтобы его создать, нужно просто рассчитать экспозицию, согласно информации о ступенях, которую мы обсуждали выше, а значит – сделать так, чтобы экспозиция теневой и освещенной сторон лица отличалась на один шаг. Помните, что экспозицию при постановке студийного света нужно выставлять как обычно – то есть, значения диафрагмы и выдержки должны соответствовать вашим задачам.

Вот, как это достигается на практике:

  • Модель становится на место съемки, в исходное освещение.
  • Используя встроенный экспонометр камеры в точечном режиме замера экспозиции либо флэшметр, фотограф замеряет экспозицию освещенной стороны лица. Например, при выдержке 1/200 секунды диафрагма будет принимать значение f/8.
  • Теперь фотограф должен добиться, чтобы на теневой стороне лица при этой же выдержке диафрагма принимала значение f/5.6, что на ОДИН шаг экспозиции меньше, а значит, вдвое меньше по количеству света. Для этого нужно использовать отражатель или второй источник света и отрегулировать его положение или мощность так, чтобы при замере экспонометр выдавал значение f/5.6.

Взгляните на фотографию выше. Тень на лице не очень выражена, но она есть. Таким бывает освещение при соотношении источников 2:1.

Соотношение 4:1

схемы студийного света
схемы студийного света

Соотношение 4:1 вдвое больше, чем 2:1. Если 2:1 – это вдвое больше света или один шаг экспозиции, то какую разницу содержит в себе соотношение 4:1? Правильно, 2Х2, или вчетверо больше света, что равно разнице в два шага экспозиции между освещенной и теневой стороной лица.

Автор этой статьи ведет курсы по естественному освещению и всегда рекомендует начинать работу с естественным светом, прежде чем перейти к вспышкам. В имеющемся освещении гораздо проще научиться соотношениям, поскольку все изменения сразу видны. Вспышку труднее предугадать, поскольку результат освещения незаметен до тех пор, пока фотограф не нажмет на спуск.

Итак, если основной источник света (окно) дает экспозицию со значением диафрагмы f8, то каким должно быть это значение для теневой стороны лица, чтобы получить в 4 раза меньше света? Посчитаем шаг: f8 > f5.6 > f4. Между каждым значением – один шаг экспозиции. Поэтому для создания соотношения 4:1, нужна разница f8 и f4. Обратите внимание на фотографию выше – тень стала более глубокой.

Соотношение 8:1

схемы студийного света
схемы студийного света

Последнее соотношение, которое мы сегодня рассмотрим – 8:1. При таком соотношении теневая сторона отличается от освещенной в 8 раз или на 3 шага экспозиции. При большей разнице на теневой стороне лица практически не будет деталей. Максимальный контраст печатного снимка – 4-6 шагов. Поэтому автор всегда рекомендует не делать разницу больше, за исключением случаев, когда фотографу нужны очень яркие света и очень глубокие тени.

Такое соотношение бывает трудно создать в условиях естественного света. Вам, скорее всего, понадобится черная сторона лайт-диска, чтобы тени стали более глубокими, а не высветились. Подсчет ведется по прежнему принципу. Чтобы создать разницу в три шага экспозиции, нужно выбрать значение диафрагмы, на три ступени меньшее, чем f8. А это значит, что на теневой стороне это значение должно быть f2.8 (согласно последовательности f8 > f5.6 > f4 > f2.8). Обратите внимание на глубокие тени на фотографии выше. Они гораздо темнее, чем в двух предыдущих случаях.

Как пользоваться соотношениями?

Соотношение света и тени может как преобразить портрет, так и полностью его испортить. Посмотрите на 4 фотографии выше – с каждым кадром настроение меняется. При большой разнице портрет смотрится более драматично, чувственно. При мягком переходе из света в тень – выглядит невинно и чисто. Чаще всего для портретов используются соотношения 2:1 и 4:1. Их достаточно, чтобы передать объем лица и одновременно не создавать глубоких теней.

Для детских портретов лучше использовать небольшую разницу, которая создаст освещение, подходящее самой модели. Но старому ковбою с испещренной морщинами кожей лица подойдет соотношение 4:1 или даже 8:1. Такой свет жестче, и он подойдет не только самому персонажу, но и его одежде.

Что касается флэшметра, он необходим только для профессиональной студийной съемки. Если вы решите сэкономить – ничего страшного. Нужно научиться видеть, насколько сильна разница между светами и тенями, и применять подходящее конкретной модели соотношение.

Вот еще один пример работы с соотношениями. Постарайтесь определить, какая разница между светами и тенями здесь наиболее уместна?

 

постановка студийного света
постановка студийного света

Для первого снимка я не использовал отражатель, и тени получились слишком темными, что сделало портрет очень контрастным. Поэтому для следующего кадра я решил взять лайт-диск.

постановка студийного света
постановка студийного света

Этот кадр снят с использованием серебристой стороны отражателя. Переход из света в тень совсем неразличим, что также несвойственно для портретов мужчины.

постановка студийного света
постановка студийного света

Для последнего кадра я взял белый лайт-диск и расположил его немного дальше от модели, из-за чего удалось добиться нужного мне соотношения. Вы можете проводить такие же эксперименты с собственными портретами.

Советы

Чтобы научиться создавать нужные соотношения, лучше всего использовать не прямой солнечный свет, а свет из окна. Если солнце светит в окно, закройте его занавесками или белой тканью, чтобы рассеять свет. Яркий солнечный свет очень трудно контролировать и он редко хорошо смотрится.

Чтобы сделать собственный вывод из всего прочитанного, много практикуйтесь. Совсем необязательно соблюдать правила со всей строгостью, наоборот – нужно учиться их нарушать. Гламурную кинозвезду можно снять с соотношением 8:1, а шахтера – 1:1, если это оправдано сюжетом.

Начальные ориентиры

  • Маленьких детей нужно снимать с небольшим соотношением – 1:1 или 2:1. Частично это объясняется тем, что они очень активны, и направление света трудно подобрать. Контрастное соотношение может привести к неудачному свету.
  • Женщинам больше подходит среднее соотношение — 2:1 или 3:1
  • Мужчин и деловые портреты хорошо смотрятся в контрастном свете – с соотношениям 4:1 и 6:1 (2 с половиной шага экспозиции)
  • Для актеров, музыкантов и музыкальных групп, а также характерных портретов подходят самые контрастные соотношения – 8:1.

 

Источник:si-foto.com

 

Смотрите еще:

Имитация цветного фотофильтра средствами фото камерами

 
 
Просмотры: 8745
 

Комментарии:

Татьяна Исаева-Каштанова
очень наглядно, спасибо :)!
27.04.2014 - 18:20:42
 
Анастасия Анастасия
Спасибо!!!! Давно искала что-то подобное но не могла правильно сформулировать то что хотела, а тут вуаля :)))))) Еще раз спасибо! Будем эксперементировать.
19.09.2015 - 11:22:33