В 1851 году известный фотограф-ученый Ле Грей в предисловии к книге Бланкара-Эврара указал на возможность использования коллодия как подслоя при производстве стеклянных негативов. Однако никаких прямых рецептов Ле Грей не приводил, и практики прошли мимо его идеи. Лишь скульптор и любитель фотографии Скотт Арчер решился на интенсивные эксперименты с коллодионом.
В том же году Арчер сообщил Королевскому научному обществу Великобритании и Парижской академии наук о положительных результатах своих опытов. Через несколько лет все иные способы фотографии, кроме того, что предложил Арчер, были забыты. Только в Соединенных Штатах еще несколько десятилетий оставалась модной дагерротипия. И то лишь потому, что посеребренная пластинка считалась там более престижной. Тем более что она помещалась в роскошный кожаный футляр.
Коллодион имел большие преимущества перед ранними фотометодами: светочувствительность возросла во много раз, негативы стали чрезвычайно проработанными в плане света и тени и сообщали фотоотпечатку ту самую «бриллиантность» рисунка (так еще недавно называли старики-фотографы хорошо градуированный снимок с большим количеством полутонов), которая поражает нас и сегодня. В прямых солнечных лучах снимок теперь можно было получить за несколько секунд.
Проявляя особое уважение к Арчеру, современный исследователь фотографии Питер Поллак пишет: «Как великодушен был Скотт Арчер! Он мог бы получить патент на свое изобретение и стать обладателем неслыханного богатства, достаточного для него самого и его наследников. Но Арчер объявил о своем изобретении без всяких условий и умер в бедности….». Добавим, что в год смерти (1857) ему исполнилось лишь сорок четыре.
Комментарии: