Пишу в легкой эйфории от происходящего. Я прекрасно провожу время и понимаю, что мои метаморфозы происходят очень стремительно. Я становлюсь ближе к искусству и вижу крайности мышления людей, стремлюсь приблизиться к их безграничности.
Сегодняшний день для меня был светлой кладовой эмоций и крупинкой , дополняющей картину осмысления. Но обо всем по порядку.
Вместе с родителями и подругой мы направились в Московский Дом Фотографии, что находиться на Кропоткинской.
1) Вначале экспозиция меня больше забавляла, чем трогала. Она была посвящена идеалогиям СССР, их понятием о красоте и образа жизни в целом. По сути весь этаж был посвящен портретам. С них нам улыбалась безобразные, как кажется по современным канонам, женщины. Но по той нежности, которую фотограф испытывал к натурщицам, понятно было, что времена и вкусы очень видоизменились. Толстые, улыбчивые, открытые, трудящиеся бабы ( подходящее слово) скалили кривые ненакрашеные лица, и мы с Лерой почувствовали себя чужими в этом зале, в этом времени.
С маленьких экранчиков транслировались обрывки советских фильмов, совершенно непонятных нам ныне. Главные героини были столь простодушными и инфантильными, без всяких стервозных и распущенных наклонностей. Любовь между героями была совершенно натуральной, как кисловатое антоновское яблоко, без напускного пафоса и личной выгоды. Люди обнажали на этих фотографиях свои простые деревенские души, показывали нам всю красоту труда, учебы и смиренности.
Все было без лишней гламурности, глянцевости, со своей забавной фотографической непрофессиональностью- но в этом была своя первозданная красота, которую сейчас по ошибке принимают за уродство и высмеивают. Настало время худых шлюх. Это не может не удручать.
2) Следующий зал просто пленил меня своей атмосферой. Еще у входа я почувствовала задумчивый, тягучий, стучащий в висках сюрреализм. Я предчувствовала, что сейчас мое сознание будут искривлять, ломать и мучить, что это так контрастно отличается от прошлого зала. Кованые кривые 20-го снова настигали меня, накрывая своим постмодернистским безумием.
Войдя, я увидела кучу обуви с прикрученными к ней железками. И только обратив взгляд на проектор, я поняла что это ГЕНИАЛЬНЫЙ фильм. Он одновременно был бессмысленным как бредни шизофреников, но одновременно с тем включал в себя миллион смыслов. Там транслировались шаги. Просто шаги людей в разных ботинках ( представленных внизу). Но каждая обувь представляла собой часть нашей жизни, которую мы проходим. Вот идут тяжело, в тяжелых башмаках, и печать на каблуке оставляет надпись "step”, как бы след за собой. Вот легкие кеды, под которыми открывается целая пористая поверхность из газет. Вот кроссовки, с прикрученной раскрытой колодой карт к носам. При каждом шаге они перетасовываются, символизируя азарт. Затем- на огромной подошве туфли, девушка (ноги были тонкие) шла по ровной линии, втыкая розетку с одного носа в разьем на пятке второго ботинка. Так же там были : зонтики, раскрывающиеся при шагах, сковородки, с летающим блином, журналы, корни деревьев... и все это завораживало и пугало своей странностью.
Но еще больше меня поразили ее изобретения, являющиеся тоже аллюзией на современность. Простые, как веник, и гениальные, как записки Сальвадора Дали! Например ведро воды, с воткнутой в нее шваброй и с выступающей педалью, к швабре была прикручена помада, и при нажатии на педаль она вращалась. На стене проецировался фильм как ее используют. Возможно этим пытались показать бедствующее положение домохозяек...
Так же там были очки с искусственными слезами, символизирующими притворство. И главная ирония- работа. Девушка сидела на тренажере и качала насос, совершая механическую тупую работу. И по простому механизму когда она опускала его, на ее голову опускался ботинок. Обыкновенный ботинок, символ офисного планктона. То есть чем больше мы работаем на других ради денег, тем больше нас втаптывают в грязь и убивают наше «Я». Мы часть этого унизительного механизма.
Так же педальный станок со свиньей копилкой и монетой, которая то опускалась, то выходила из копилки. Это обозначало ничтожность денег и их непостоянство. Я считаю создательницу этой экспозиции безусловным гением.
Из справки :«Получив архитектурное образование Вазоф продолжила учебу в Венском университете прикладного искусства. На выставке в МАММ будут показаны три новые видеоинсталляции художницы - "Механизмы счастья", "У земли" и "Домино", только что удостоенное премии Лучший австрийский анимационный фильм 2014 года.
Проекты Вазоф как правило существуют сразу в нескольких ипостасях: кинетическая скульптура, перформанс, в котором она используется, и видео, сделанное на основе перформанса.
Сама художница так формулирует свой главный творческий принцип: "Я хочу, чтобы в каждой моей работе был элемент неожиданности, чтобы она вырывала нас из повседневности и позволяла взглянуть на мир в новом ракурсе".
Действительно, кинетические скульптуры Вазоф сделаны с изобретательностью, достойной легендарного швейцарского дуэта художников Фишли и Вайса. В них используются самые что ни на есть бытовые и знакомые каждому предметы: бокалы, сковородки, ботинки, мухобойки, насосы, электрические вилки. Художница конструирует из них абсурдные и совершенно непрактичные механизмы, в которых знакомые предметы утрачивают свое изначальное функциональное предназначение.
Инженерные изобретения сегодня окружают нас со всех сторон. Они отвечают за наш бытовой комфорт, помогают экономить время и достигать лучшего результата. Они заполоняют нашу жизнь, и мы уже не можем представить себе без них наше существование. Бесконечное производство и потребление все новых и новых технических приспособлений - неотъемлемая часть современной концепции счастья - как будто его действительно можно достичь или хотя бы приблизить механистическим путем. В своих работах Вазоф доводит тотальность механистических рецептов до абсурда и направляет на них свою иронию.»
Я была под огромным впечатлением и поняла что по сути, это хороший толчок для меня. Мне захотелось создать что-нибудь свое, удивительное и абсурдное, пробудить в людях чувства и заставить их размышлять. Я до сих пор несу в себе этот творческий стимул и молюсь, чтобы рутина не поглотила его, как всегда происходит.
3) Помимо этой эпохальной инсталляции я побывала в зале 18+, где были представлены работы с порно-календаря Пиррелли.
«Я хотел создать не концептуальный календарь, подвязанный к определенному местоположению, а 12 плакатов, на которых женщина ввиду своей чувственности была бы абсолютной героиней 12 особо неодинаковых образов.»- говорит автор, хотя я с ним немного не согласна. Фотографии были пошлыми, глянцевыми , но очень правильно сделанными с точки фотографии. Позы моделей смотрелись неординарно, хотя их лица блекли на фоне тела. Только на одной фотографии была пошлость только в изображении лица, в чувственности губ и во взгляде. И пастельная фотография в пене тоже произвела на меня какое-то впечатление, но чувств не пробудила.
4)Затем мы оказались на выставке Дмитрия Булныгина, NOTHING IS PERFECT. («ничто не совершенно») — это утверждение указывает на существование «иной» стороны изображения, которая раскрывается при деформации или разрушении идеальных форм.
« Перед нами — «растительная революция» на марше: на большом экране распускаются бесстыдные «цветы» («Цветы», 2009);- Образуют собой нечто абсурдное и смехотворное, а именно — попы разных людей в калейдоскопе, выглядело очень необычно.
И так же овощная экспозиция; хвосты реп, устремленные в небо, головки чеснока и пупырчатые огуречные фасады складываются в храмовую архитектуру (Temples, 2012—2013)… Художник Дмитрий Булныгин создает свои образы, основываясь на наблюдении природных и рукотворных форм.
В видеонатюрмортах Булныгина — архитектурных или орнаментальных — происходит внезапный крах системы. Он может воплощаться в образе гибнущего космического корабля («Союз-11», 2011) или объятой пламенем колоннады («Total Recall», 2014). Перед нами, как на быстрой перемотке, проносится аллегория земной жизни — человечества, которое с равной стремительностью приумножает и поглощает то, что необходимо ему для жизни. В этом вихре времени, сопротивляясь вездесущей медиареальности, остается только выбросить телевизор в окно.
Работы, отобранные для выставки, характеризуют и творческую эволюцию художника, и эволюцию цифровых технологий — от компьютерных игр к масштабным видео, адаптированным к общественным пространствам и выполненным в технологии мэппинга. Nothing is perfect — это и территория ностальгического воспоминания: мы улыбаемся прошлому, но живем уже среди других изображений и с другими визуальными кодами.».
На меня видеоинсталяции тоже произвели впечатление и даже пробудили творческие замыслы. В двухминутном фильме видны были лишь силуэты людей, заняты своими покупками, гаджетами... они шли, спотыкаясь друг об друга, не замечая жизнь. Музыка звучала как будто стеклянная, убегающая от нас , как наше существование.
На другой инсталяции был накрененный аквариум с рыбой. Проекция была действительно осязаемой, рыба выглядела настоящей, она билась об стенки в беспорядочном хаотичном темпе, а стекло казалось запотело изнутри. И тут вода стала набираться в аквариум, и рыба снова стала метаться в своих безсистемных рыбьих танцах, и звук воды, и калейдоскоп рыбы выглядел очень умиротворяюще.
Я стала фотографировать Леру рядом с ним, и тут поняла занятную вещь- зеркалка ведь отражает свет! А в изображении проектора он искажается , и в результате попадания на сетчатку камеры происходит разложение спектра- и фотография обретает самые необычные контрастные оттенки! В зависимости от выдержки меняется их цвет и насыщенность. Конечно не составит никакого труда затонировать фотографию в любом простецком редакторе, но случайность и необычные оттенки меня просто завораживали.
Я замечала, что в публике музея преобладают молодые и очень интелегентные пары. Парни такие ухоженные, прямо хочется сказать «элитные», «столичные». Красиво и со вкусом одеты, стильные прически, сдержанность и внимательность во взгляде. Их девушки были представительницами разряда «художниц», со всеми вытекающими. Элегантные и необычные, все вели себя очень тихо. И я в их скоплении чувствовала свою осанку, статность и творчество, я стремилась стать частью такого общества! И всякие ограниченные алкоголем и пошлым юмором люди казались мне чуждыми. Так вот действовала на меня культура.
В последнем просмотренном зале я задержалась и смотрела на «калейдоскоп- поп». Их движения были безумными и завораживали, во мне не было никакой детской смешливости и пошлости, я просто смотрела на это сохраняя полную невозмутимость.
Мне показалось, что я вышла из музея совершенно другим человеком. Я чувствовала как незначительно все , что меня привлекало. Я поняла, что только искусство насыщает человека нравственными качествами и побуждает в нем чувства, и создается с их помощью. Общую мысль можно сформулировать так- искусство, единый язык, связывающий умных людей любовью и доступный для души каждого человека.
07.02.2015. Анастаси Де Поль
Комментарии: