error
Регистрация

Личный взгляд на пейзажную съемку. Часть I.

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Влад Соколовский
Опубликовано: 10.03.2013 в 17:14:59

 

 

 

 

 

 

Пейзажная фотосъемка.
   Я не считаю себя профессиональным фотографом, скорее — фото-любителем.То, о чем буду рассказывать — не догма, не аксиома, я могу в чем-то ошибаться, но это мой примерный взгляд на пейзажную съемку, сформировавшийся за несколько лет.  
 
Опять же никакой чужой рассказ не заменит вам собственного опыта, который приходит со временем. Нужно стараться больше снимать и как ни странно - смотреть чужие работы: ведь некоторые схожие сюжеты/моменты могут повториться в какой-то мере и в вашей реальной жизни/съемке.
Ну и на начальном этапе это в какой-то мере может помочь с освоением композиции пейзажной
 фотографии. 
 
Вообще, существует расхожее мнение, что пейзажи снимать легко.
Я с такой трактовкой не соглашусь: легко запечатлеть местность. А вот в дальнейшем передать это зрителю (свои ощущения, красоту природы) — значительно сложнее.
Еще сложнее передать зрителю те сюжеты, которые в принципе, доступны и привычны многим из нас.
 
Если рассматривать съемку в экзотических местах/странах - то по умолчанию многим из нас кадры, сделанные там, будут казаться интереснее, нежели за окном.
Согласитесь, что внимание бедуина куда больше привлечет какой-нибудь тривиальный сюжет с Заполярья, нежели миллионы раз виденные им дюны.
 
На одном из форумов мне попалась на глаза фраза: «Фото должно «штырить». И «штырить» не автора, а зрителя..». Если автору удалось донести работой свои впечатления на момент съемки до зрителя — значит, она удалась.
 
На мой взгляд, основная цель пейзажиста — не только увидеть что-то интересное и оригинальное, но и донести это людям. Поймать какую-то «изюминку» и показать ее. В какой-то мере можно сказать, что пейзаж — это состояние души фотографа.

Ни для кого не секрет, а быть может, кто-то сталкивался с такими вопросами, как: «А на что это было снято? А какая камера? А какой объектив?» 
 
Как мне кажется, пейзаж состоит из многих составляющих, не только камера и объектив. Помимо них, из технических составляющих — это еще штатив, различные фильтры, обувь/одежда. Из природных факторов — место съемки и хороший свет (к этому можно отнести погоду, время съемки и пр.), из визуальных — композиция (наверное — это основное и самое сложное)
 
Обо всем и по-порядку
Хотя, наверное, соврал — я начну с самого простого: с техники для съемки.
Ведь если расставлять приоритеты, то основное и самое сложное в пейзаже — это композиция и объем, второе по сложности (и непредсказуемости) — место для съемки, свет/погода и третье (самое простое в какой-то мере) — это оборудование для съемки.
 
Почему я так расставил приоритеты в данном случае?
Потому, что статья все-таки в большей степени рассчитана на начинающего фотографа, у которого есть какая-то камера и желание попробовать себя в пейзажной съемке, которому, быть может, помогут некоторые советы.
Ведь никто никогда не рождается «с камерой в руках» …
 
                                                        Про камеры в пейзажной фотографии
Первое — это самое простое, если можно так сказать. Оно (точнее, они — зеркальная камера, сменный объектив и др.) — доступны многим. В принципе, ни для кого не секрет, что «зеркалки» получили широкое распространение на рынке за последние годы, и по ценовой категории на данный момент они более, чем лояльны .................
Продолжение в журнале .....

 / О первых заморозках / , снято на Nikon D90 + "kit" Nikkor 18-105

 

 / Об одиноком корабле / , снято на Sigma DP1S

 

 

Про оптику в пейзажной фотографии
 
Если разделить объективы на группы (сверхширокоугольные, широкоугольные, стандартные и теле) — то наименьшее применение у меня нашли стандартные фокусные расстояния (в пределах 50 мм).
Наибольшее — 10–12 мм (на этих фокусных сделано большинство моих снимков). И в последнее время я активно пользуюсь большими фокусными расстояниями типа 150–200 мм, хотя раньше я такие ФР для пейзажей не рассматривал.
 На данный момент у меня для съемки пейзажей два объектива: Sigma 10–20/4–5.6 и Nikkor 70–210/f4. В принципе, они практически полностью закрывают мои потребности на данный момент, хотя пару раз я действительно сталкивался с тем, что теоретически - неплохо иметь какой-то объектив с промежуточными значениями фокусных расстояний, близкими к 35–50 мм.
 Хотя в тоже время я длительный период пользовался Nikkor’ом 18–105mm f/3.5–5.6G и каких-либо значимых для себя снимков на этих фокусных не сделал.
Вобщем, пока довольствуюсь двумя этими объективами, не считая еще нескольких старых отечественных стекол ..
Продолжение в журнале...

 

 / Рассвет на Кабаньем перевале /, снято Nikon D90 + Sigma 10-20/4-5.6 +Cokin ND2x

 

 

 

/ Силуэт осени /, снято на Nikon D90+ Sigma 10-20/4-5.6 +Cokin ND8x

 

 

 / Одним осенним утром /, снято на Nikon D90 + Nikkor 70-210/f4, фокусное 165мм, f8

 

 
 
                                                        Про штативы и головы к ним
«Фотографы, занимающиеся съемкой пейзажей, могут фотографировать только дважды в день… на восходе и на закате. Если с этим у вас нет проблем, то пришло время раскрыть еще один важный секрет: … всегда нужно использовать штатив. Каждый день. Постоянно. В пейзажной съемке не бывает фотографий, выполненных без штатива… Однажды утром вы обязательно увидите рядом с собой дилетанта, делающего те же снимки, что и вы, но без штатива… Хотите спасти заблудшую душу? Молча возьмите штатив и стукните его по голове.»
Цитата Скотта Келби (автора очень неглупых книжек по цифровой фотографии).
 
Нужен ли «стабилизатор» при съемке пейзажей? На мой взгляд — не обязательно. Лучше все-таки иметь штатив. Бытует такая фраза: «Штатив является лучшим стабилизатором изображения».
 
Нужен ли штатив, если сюжет снимается на малых фокусных расстояниях, где в соотношении с выдержкой риск смазывания крайне низок? Считаю, что штатив все равно нужен.
 
В каком случае без штатива сложно обойтись? Штатив незаменим в условиях слабого, недостаточного света, при съемке на длительных выдержках и при съемке панорам.
 
Что такое «хороший штатив»? Условно, самый хороший штатив — это тот, который вам тяжело таскать за собой повсюду. А если без шуток, то основной критерий выбора — штатив должен быть устойчивым, не хлипким. В какой-то мере штатив должен иметь хороший вес. Да, мне некоторые могут возразить: «Дескать, можно купить штатив, у которого центральная штанга — с крючком. И цеплять что-то тяжелое на этот крюк».
 Продолжение в журнале...
 

/ Листопад /, снято на Nikon D90 + Nikkor 70-210/f4. Фокусное - около 115мм (по памяти), выдержка - 1/40-1/50

 
                                     Про светофильтры, применяемые в пейзажной съемке
 
Для облегчения пост-обработки, для создания определенных эффектов, пейзажная съемка подразумевает достаточно активное применение различных светофильтров. Пользу могут принести такие фильтры, как: поляризационный, нейтрально-серый, градиентный серый.
 
В моем случае наиболее используемый — это квадратный градиентный серый фильтр Cokin ND2x и ND4x, который позволяет убрать перепад яркости между нижней и верхней частями кадра. При небольших перепадах света я использую ND2x, при более значительных — ND4x.
 
Я достаточно долго не мог решиться на эти фильтры о причине их своеобразной конструкции крепления к объективу, но в конечном итоге все-таки к ним пришел. До этого  использовал круглые градиентные серый фильтры B+W и Marumi. Их действительно проще одеть на объектив, они не выступают за края объектива, но ими не возможно плавно регулировать уровень, на котором требуется убрать перепад яркости.
А конструкции от Cokin такова, что квадратный фильтр можно сдвигать вниз/вверх, тем самым регулируя этот уровень по желанию.
Продолжение в журнале...
 

 

/ Феерия рассвета /, снято на Nikon D90 + Sigma 10-20/4-5.6 + Cokin ND4x

 

 

 И в заключение части про оборудование — пара советов про сумку (рюкзак) для оборудования и одежду:
На собственном опыте убедился, что одной сумки маловато.
Если снимать какими-то короткими вылазками на природу — то да, сумки достаточно.
Если же съемка подразумевает долгое пребывание на природе, подъемы в горы, хождение по сильно пересеченной местности/активное перемещение — то лучше иметь рюкзак. По разным причинам: и удобнее, и нагрузка более равномерно распределяется, нежели весь груз, висящий то на одном плече, то на другом.
Продолжение в журнале ..

 

 
 / Утро в Тракае /, снято на Nikon D90 + Sigma 10-20/4-5.6 + Cokin ND4x

 

Полный текст статьи: http://photocasa.ru/photo-journal/photo_styles/3997-peyzazhnaya-fotosemka.html

PhotoCasa - Фотокаталог России. Онлайн фотожурнал.

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 
 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 
 
 
 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 
 
Просмотры: 5591
 

Комментарии:

delete (id17158)
Красивые фотографии. Спасибо.
10.03.2013 - 17:40:25
 
х у
Ну конечно же фотоцентра. Думаю где видел....
10.03.2013 - 18:35:43
 
Влад Соколовский
> Александр Далла
cпасибо!

> лрлоп .дтюои
ага.. он же photoclub.by
10.03.2013 - 18:52:17
 
Алексей Большаков
Полностью соглашусь с автором. Сам подошёл практически к тем же шагам что и Влад. Раньше меня выручал динамический диапазон негативной и слайдовой плёнки, плюс к этому поляризационный фильтр да хороший сканер. При съёмке на цифровую камеру высоко-контрастных сюжетов практика подтолкнула к приобретению градиентных фильтров различной плотности (жду посылку) той же системы крепления к объективу с рамкой-обоймой. Буду пробовать, как раз сезон весна-лето. Ещё не ленюсь и таскаю с собой лёгкий складной стульчик. Любителям пейзажной съёмки будет полезен спусковой троссик, у меня их два: программируемый и простой. Хороших вам снимков.
10.03.2013 - 19:59:18
 
Влад Соколовский
> Алексей Большаков

спасибо!
11.03.2013 - 19:40:08
 
Валентина Кобзева
Влад, спасибо, что дeлитесь своим опытом! Когда уже будет вторая статья?.))) Очень жду!
07.04.2013 - 07:36:31
 
Влад Соколовский
> Валентина Кобзева
предположу, что уже не ранее середины лета :)
поездки скоро начинаются ....маловато времени будет
07.04.2013 - 20:50:35