Мурманский фотограф Лев Абрамович Гельдерман всю жизнь проработал инженером-строителем, что, однако, не помешало ему создавать потрясающие черно-белые фотографии практически до последних дней своей жизни.
Из воспоминаний Льва Гельдермана: «Первую фотокамеру Цейс-икон 4.5x6 отец привез с фронта. Ею я начал фотографировать в г. Угличе в 1945 г. в четвертом классе. В пятом — восьмом классах, уже в Ленинграде, фотографировал немного Цейсом и ФЭДом сестры. В девятом классе в школе организовался фотокружок, и мы снимали довольно много. Жизнь класса, группы на улице, снимки для школьной газеты — это основные темы». На Кольский полуостров Гельдерман приехал после окончания института (ЛИСИ) в 1956 году. С 1966 года он жил и работал в Мурманске уже как главный инженер проектов. С Мурманском не мог расстаться до конца жизни — умер фотограф в 1999 году.
Через несколько лет после его смерти в русскоязычной блогосфере произошел буквально взрыв интереса к творческому наследию фотографа. Причиной послужила находка молодого петербуржца — на одной из свалок он увидел альбом с фотографиями Гельдермана, которые уже вскоре появились в Живом журнале. Эффект был потрясающим — новость о находке альбома попала в сводки новостей большинства информационных агентств, прозвучала она и на телеканале «Культура», сотни раз был перепечатан оригинальный жж-пост с фотографиями. Историю эту достаточно подробно осветила журналистка газеты «Взгляд» Юлия Бурмистрова в статье «Фотографии не горят».
Между тем, Гельдермана никак нельзя назвать безвестным фотографом. Работы его выставлялись по всему Советскому Союзу и практически во всех европейских странах, США, Канаде, Бразилии, Японии, Гонконге, Корее. В 1983 году по представлению фотосекции Союза журналистов СССР Гельдерману было присуждено звание международного мастера фотоискусства АФИАЛ. Затем он стал членом FIAP — Международной ассоциации фотоискусства.
Рассказывая о фотографии, Гельдерман говорил: «Все виды искусств, будь то музыка или поэзия, кино или литература, живопись или фотография, имеют свой основной „корень жизни”. У музыки — это мелодия звуков, у поэзии — ритм слов, у кино — движение, развитие действия, у живописи — замысел художника, воплощенный в игру красок и света. В чем же „корень жизни” фотографии? Для себя я принял ответ, который приводится во многих статьях о фотографии, — основное назначение фотографии в запечатлении характерного мгновения сегодняшнего времени, в правдивом показе „среза времени”. Но как любое произведение искусства может быть разного качества, так и фотографии имеют разную ценность.
Что же определяет качество фотографии? Для конкретного момента ценность фотографии, впрочем, как и любого другого произведения искусства, можно соразмерить с силой эмоционального воздействия на зрителя. Эта сила воздействия может изменяться „во времени”. А так как она действует от фотографии на человека, то, естественно, зависит и от степени художественного образования людей, которая также изменяется „во времени”».
Награды фотографа:
- 1966 — Ленинград. Всесоюзная выставка «За атеистическое фотоискусство» — 3 премия
- 1967 — Ленинград. Всесоюзная фотовыставка «Наша современность» — Диплом.
- 1967 — Москва. Всесоюзная фотовыставка «50 лет Советской власти» — Диплом
- 1968 — Улан—Удэ. Всесоюзная фотовыставка «Молодость нашей страны» — Диплом
- 1969 — Краснодар. Всесоюзная фотовыставка «Страна Советов» — Диплом
- 1971 — Югославия, г. Скопле. Международная фотовыставка — Бронзовая медаль
- 1972 — Рязань. Всесоюзная фотовыставка — Диплом
- 1972 — ГДР, Росток. Международная фотовыставка — Диплом
- 1973 — Алма—Ата. Всесоюзная фотовыставка – Диплом, приз
- 1974 — Польша. Краков. Международная фотовыставка «Венус—74» — Диплом
Выставки фотографа:
- 1966 — Ленинград. Всесоюзная выставка «За атеистическое фотоискусство»
- 1967 — Ленинград. Всесоюзная фотовыставка «Наша современность»
- 1967 — Москва. Всесоюзная фотовыставка «50 лет Советской власти»
- 1968 — Улан—Удэ. Всесоюзная фотовыставка «Молодость нашей страны»
- 1969 — Краснодар. Всесоюзная фотовыставка «Страна Советов»
- 1971 — Югославия, г. Скопле. Международная фотовыставка
- 1972 — Рязань. Всесоюзная фотовыставка
- 1972 — ГДР, Росток. Международная фотовыставка
- 1973 — Алма—Ата. Всесоюзная фотовыставка
- 1974 — Польша. Краков. Международная фотовыставка «Венус—74»
Комментарии:
Мне не раз довелось демонстрировать свои работы вместе со Львом Гельдерманом на выставках фотоискусства как в нашей стране, так и за рубежом. Очень хорошо, что вспомнили такого замечательного мастера светописи!