Мария Никифорова – фотограф из Москвы, лауреат Первой национальной премии в области детской и семейной фотографии BICFP, член Ассоциации детских и семейных фотографов (ДИСФО). Она поделилась тем, из чего складывается профессия и что скрывается под маской детского фотографа.
Фотограф – это не только не витающее в облаках создание, а и вполне себе деловой персонаж, уверенно совмещающий творчество с заработком. И работа у него интересная и многоплановая, объединяющая в себе навыки нескольких профессий сразу.
И насколько хорошо он справляется с каждой из них и будет зависеть его успешность, как коммерческого фотографа – то есть человека, для которого фотография является источником дохода, а не просто хобби.
То есть на поверку выяснилось, что фотограф – это лишь верхушка айсберга, а еще он:
- Психолог;
- Аниматор;
- Блогер;
- SMM-менеджер;
- Менеджер по продажам и проектам;
- Маркетолог;
- Ретушер.
Психолог.
Хороший семейный фотограф – это прежде всего хороший психолог. И я даже не знаю, что в данном случае нужнее – умение поймать правильный свет или правильную интонацию в разговоре с моделью.
Именно психолог включается, когда на съемочной площадке нужно расслабить человека, расположить его к себе, а заодно под правильным углом к камере. Именно психолог успокаивает маму, переживающую за свой внешний вид, или расслабляет папу, сурово застывшего перед объективом.
И это здорово, если с психологией у вас все хорошо и общий язык со взрослыми вы находите без труда, но как быть, когда на съемочной площадке появляется невинное дитя, которого не пронять приемчиками в духе Карнеги? Правильно – включать аниматора.
Аниматор.
Не заставляйте ребенка смотреть на камеру и уж тем более улыбаться, ваша задача сделать так, чтобы он сам захотел подарить вам улыбку. Веселите, тормошите, излучайте неподдельный оптимизм и тогда в конце фотосъемки вы услышите заветную фразу, с грустью сказанную вашим подопечным: «А эта тетя к нам еще придет?..»
SMM-менеджер.
Популярность и востребованность фотографа зависят не только от качества работ, но и от количества усилий, приложенных для собственной раскрутки.
Так было всегда, и всегда известность великих художников приобреталась не только благодаря их таланту, а и всему тому, что оставалось за кадром: годы упорного и каждодневного труда, умение найти и поддерживать нужные контакты, способность развивать себя не только как творческую единицу, но и как бренд.
При идеальном воплощении всех этих факторов и приходила та самая известность, которая помогала если не прославиться, то хотя бы безбедно существовать за счёт своего творчества.
Но мало уметь выстроить вокруг себя благодарную аудиторию и подкармливать ее плодами своего творчества, в определенный момент фотограф должен уметь себя продать, то есть быть еще и отличным менеджером по продажам.
Менеджер по продажам.
Когда вы обсуждаете по телефону стоимость часа вашей работы, соблазняете слушателя концепцией будущей съемки, касаетесь сроков готовности фотографий и объясняете молодоженам за столиком в кафе, какие виды кожаных обложек они могут заказать к своей фотокниге, то в этот момент в вас говорит менеджер по продажам, и от того, насколько грамотно вы преподнесете себя вовремя переговоров и зависит закажут ли они съемку сейчас и у вас, или обратятся к вашему более расторопному коллеге.
Менеджер по продажам продумывает «каналы сбыта» для своих фотографий, разрабатывает новые идеи для фотосъемок и реализует тематические фотопроекты.
И именно так рождается еще один немаловажный деятель –
Менеджер по проектам.
Фотопроекты, которые устраивают фотографы, предполагают работу в команде. Фотограф придумывает идею и начинает ее развивать. Он ведет этот свой проект «от и до» – приглашает декоратора, договаривается с визажистом, подыскивает стилиста и зовет видеоператора для съемки анонса.
Он возглавляет всю эту команду и контролирует работу на каждом этапе. Он же занимается рекламой своего проекта или нанимает для этого ассистента.
Маркетолог.
Реклама своих услуг, стратегия продвижения себя как бренда, исследование целевой аудитории и разработка красивой упаковки для своего продукта – все это маркетинг, и от того, насколько успешный маркетолог живет внутри фотографа будет зависеть, сможет ли он прокормить себя своим творчеством или его увлечению суждено оставаться лишь хобби.
И вот только после того, как съемка состоялась, и фотограф выступил непосредственно в своей роли фотографа и творца, только после этого вступает в свои права ретушер, и начинается кропотливая обработка сделанных фотографий.
Ретушер.
Фотограф – это не только психолог, аниматор, менеджер по продажам и все вышеперечисленное, но прежде всего это художник. Именно художественное чутье позволяет фотографу делать красивые, наполненные светом, фотографии, и именно художник меняет оттенок зеленого у травы или дорисовывает лучи солнца на уже готовом фото, если ему кажется, что кадр от этого станет более гармоничным.
Вам придется освоить навыки ретуши и разобраться с цветовым кругом, если вы хотите, чтобы ваши снимки были привлекательны, а модели – довольны.
И когда вы все это освоите, когда пройдете весь этот путь, взрастив в себе всех вышеперечисленных особей, тогда и наступит настоящее удовлетворение и кайф от выбранной профессии.
И доказательством тому будут портреты вашего авторства, висящие в доме любимых клиентов, а большой поток заказов позволит творить и делать это с радостным спокойствием за финансовую сторону вопроса.
Комментарии: