Композиция- это гармония в фотографии, она заключает в себе все основы изображения: цвет, свет, кадрирование, расположение объекта, объемность, главный объект, второстепенные элементы и т. д.
В хорошей композиции всё гармонично и упорядочено, подобно шкафу в библиотеке. Так, например, интерьер и модель должны быть выдержаны в одном стиле. Если мы будем делать «винтажный» портрет, то нужно подобрать соответствующую одежду и прическу с макияжем.
Нельзя чтобы какая-либо деталь на фоне отвлекала на себя больше внимания, чем главный объект. Чтобы подчеркнуть центр композиции, можно выделить его с помощью света, цвета или фактуры. Направить источник света на главный объект в уличной съемке и в домашних условиях поможет
отражатель (я предпочитаю использовать серебристую сторону).
Работая с цветом, не забываем, что главный объект не должен сливаться с фоном. Например, модель в зелёном платье среди листвы, скорее всего, будет смотреться неудачно и потеряется на её фоне. Расставляя акценты с помощью фактуры, можно использовать контраст между различными типами поверхности, например, мех и гладкий однородный фон, или складки одежды на фоне тела. Также для выделения объекта применяется размытие второстепенных элементов или глубина резкости, которая позволяет добиться объемности. Также выделить объект поможет ритм. Ритм-это чередование каких либо деталей, которые ведут к объекту.
Исходя из этих принципов, когда у меня есть идея поснимать в определенном месте, то в первую очередь я думаю, какую модель стоит там фотографировать, потом какую одежду подобрать, потом о мелочах и дополнениях, о реквизитах и времени. Таким образом складывается образ. Даже если это портрет на однородном фоне, то я задумываюсь о том, какой фон, черный, белый или, может быть, мне понадобится красная стена.
Ракурс и позу для модели подбираю уже во время съемки. Предпочитаю снимать без макияжа, также не симпатизирую гламурным и эпатажным нарядам, если того не требует задумка. Хорошо смотрятся фактурные ткани и вещи, которые дают много складок, комочков, изгибов, волосинок… Часто модели
приносят на съемку не то, что мы обговаривали. Не отчаиваемся, даже из половой тряпки может выйти неплохая накидка, подходящая для человека, живущего в гармонии с природой, а из атласной ткани выйдет нежное и легкое платье с множеством складок, подчеркивающее изящество женской фигуры.
Что же такое построение композиции. Композицию строят с помощью средств, то есть формата, пространства, композиционного центра, динамики и статики, симметрии и асимметрии, открытости и замкнутости, целостности, ритма…
Мы довольно часто встречаем замечания: «Мало места справа, я бы добавил места сверху, в кадре тесно…» Порой, чтобы это исправить, достаточно просто по-другому кадрировать фотографию, но для этого необходимо знать правила композиции, чтобы исправление ошибок занимало как можно меньше времени.
К примеру, все знают правило третей. Оно гласит, что главные объекты должны располагаться вдоль двух горизонтальных и двух вертикальных равноудалённых параллельных линий или в точках их пересечения. К примеру, если у нас есть крупный портрет, и мы хотим обратить внимание на глаза, то нам нужно разделить кадр двумя линиями и разместить глаза на уровне верхней полосы. То есть то, на что мы хотим обратить внимание зрителя в первую очередь, будет располагаться на уровне взгляда зрителя. Если сместить центр композиции к углам от центра, в точки пересечения линий по правилу третей, то в этом случае нам необходимо сделать так, чтобы место, которое будет занимать остальное пространство, не пустовало, его можно заполнить второстепенными элементами композиции.
Для статичных (спокойных) снимков чаще подходит расположение главного объекта по центру кадра, а для динамичного снимка чаще подходит смещение в углы. Именно это помогает мне во время раздумий над кадрированием снимка.
Элементы композиции, образующие общую форму, выглядят более выигрышно, нежели хаотично расположенные по всему пространству. Наш мозг так устроен, что проще всего он воспринимает простые геометрические фигуры, которые привык видеть вокруг себя с рождения (круг, треугольник,
квадрат…), поэтому такие очертания композиции смотрятся эффектнее. Линии в кадре должны сводиться в одну точку или вести к объекту.
Динамика (движение) передается при помощи пространства перед объектом, поворота головы в сторону движения. При помощи диагональных линий к объекту или от него, по направлению движения. Если необходимо показать приближение объекта, то стоит оставить место перед ним, а если
отдаление — то за объектом. Также можно усилить эффект взглядом в сторону пространства, развивающимися волосами по ветру… Снимок часто может быть неуравновешенным, то есть, например, справа места и фона больше, чем слева.
Статика (спокойствие) передается при помощи спокойных, расслабленных, естественных поз, зачастую отсутствия эмоций. Взгляд в кадр, закрытые глаза. В отличие от динамики, где используются диагонали, здесь будут лучше смотреться горизонтальные линии, либо однородный фон, не отвлекающий от модели. В статике часто встречаются простые геометрические фигуры, центральная композиция, симметрия, уравновешенность.
И динамику, и статику можно сочетать между собой, так получается еще более глубокое и интересное изображение. Главное делать это аккуратно, не нарушая целостности в фотографии.
Есть такое определение, как открытость, то есть композиция не ограничивает сюжет, объект, пространство… Усиливают открытость горизонтальные линии и линии перспективы.
Открытую композицию часто можно встретить в пейзажах. Замкнутая композиция, наоборот, больше подходит для крупных портретов, для центральной композиции. Так как в этом случае мы усиливаем внимание на объекте, и меньше хочется смотреть на фон и по сторонам. Например, симметрия с домами или лесом по бокам — это замкнутость по сторонам, поэтому располагая в центре модель, мы обращаем все внимание на нее.
Что касается моих портретов, они зачастую спокойные, порой даже мрачные. Люблю развивать волосы по ветру, часто использую центральную композицию, люблю снимать крупные портреты со взглядом в камеру, люблю снимать людей с закрытыми глазами.
Материал из Журнала "PhotoCASA" №11 (ноябрь 2013)
Автор – Денис Куксенко
https://vk.com/nastasi_photo
Комментарии: