Фотография ниже, на первый взгляд, не представляет собой ничего экстраординарного. Однако же, если посмотреть на нее более осознано, то мы поймем, что это не просто портрет, но и пейзаж одновременно. Все дело в том, что здесь отлично проработан портрет и присутствует небольшая часть пейзажа – небо. При этом снимок не наляпистый, а наоборот очень гармоничный и интересный. Получить такую фотографию позволяет компенсация экспозиции вспышки.
Компенсация экспозиции вспышки
Как бы выглядел обычный портрет на закате, снятый без вспышки, либо же с плохо настроенной вспышкой. Все очень и очень просто. Так как главным в кадре является портретируемый человек, то ваш фотоаппарат рассчитывает значение экспозиции по нему. А небо с закатом, как второстепенное остается не у дел, вследствие чего оно получается немного пересвеченным и бледным.
Давайте разберем, что сделал фотограф на успешной карточке. Было предпринято два шага:
Задний фон был специально недосвечен на один шаг экспозиции. Благодаря этому фотограф получил хорошее красивое закатное небо.
Для получения хорошо проработанного портрета, общая экспозиция выставлялась со вспышкой, которой мужчина и был корректно подсвечен.
Соединив два описанных выше момента, фотограф получил хорошее фото.
В принципе только что, снова была описана компенсация экспозиции при съемке. Однако же, что бы все понять, нужно досконально разобраться в нашей теме.
За всеми умными словами, которые вы имели счастье читать выше, лежит один простой закон физики, который гласит о том, что свет теряет свою силу с расстоянием. Естественно это же относится и к вспышке фотоаппарата.
Что бы проще понять и представить себе это пройдитесь ночью по дому со свечкой. Если вы поднесете ее к какому-то предмету, то он очень сильно осветится. Если же вы направите свечу на что-то отдаленное, то луч потеряет свою силу или «мощность» если так можно охарактеризовать свет свечи и у вас не получится осветить дальний объект.
Тоже самое, причем буквально, происходит и со вспышкой. Она имеет определенную мощность и направление света, которым можно сильно осветить ближайший объект, слегка подсветить немного удаленный предмет и совсем не получится подсветить дом на той стороне площади или горизонт. Для более полного раскрытия вопроса я вынужден обратиться к физике, чему вы врядли порадуетесь, но я попытаюсь донести материал максимально просто.
Закон обратных квадратов
Данный физический закон в разрезе нашего интереса к фотографии может быть использован в важнейшем ее разделе – свете. Закон обратных квадратов объясняет нам, как ведет себя свет на расстоянии и почему расстояние между объектом съемки и источником света имеет большое значение. Особенно это важно при использовании искусственных осветителей и вспышек в частности.
Задаю вам практический вопрос. Предположим, у нас имеется некий источник света, включенный на полную мощность, а объект, который необходимо осветить находится от него на расстоянии один метр. Вопрос заключается в том, сколько света достигнет нашего объекта, если мы его переместим на два метра?
Задумываясь об этом я, конечно же, сказал, что до объекта дойдет половина от изначального источника света. Но я ошибался. Свет рассеивается согласно закону обратных квадратов, а это немножечко сложнее.
Итак, вот то самое страшное, характеристика закона обратных квадратов языком физиков: мощность света обратно пропорциональна квадрату расстояния.
Взяв наше расстояние (два метра), мы возводим его в квадрат и получаем четыре. В нашем конкретном случае обратной пропорцией из четырех будет четверть от изначальной мощности или ¼.
Проверим мою писанину для расстояния в один метр:
1 х 1 = 1, итого 1/1 или 1. Здесь все сходится.
Рассчитываем количество света для расстояния два метра:
2 х 2 = 4, итого 1/4 или четверть.
Теперь уже из интереса давайте рассчитаем тот же показатель для трех метров:
3 х 3 = 9, итого 1/9. Из этого расчета мы понимаем, что до нашего объекта дошла только одна девятая часть света, а восемь частей рассеялось.
Когда я купил вспышку и начал немного разбираться в свойствах света, эти расчеты стали для меня настоящим открытием!
Вот так происходит падение интенсивности светового потока на расстоянии от одного до десяти метров:
Надеюсь, данные описания вам понятны, так как без них будет достаточно трудно понять, что это, компенсация экспозиции вспышки.
На этом польза и практический интерес закона обратных квадратов не исчерпал себя. Вам интересно будет узнать, что по расчетам согласно нашей формуле 75% света теряется на первых двух метрах и всего лишь 5% на расстоянии от четырех до десяти метров:
Конечно же, это не все полезности данного закона, но в разрезе заявленной темы остальные нам пока не нужны, возможно, я опишу их в другой статье.
Немного поговорив о теории, вернемся к практическим вопросам. Фотографируя в полуавтоматических или автоматических режимах и, используя вспышку, не важно, встроенную или внешнюю, ваш фотоаппарат старается управлять выдержкой, диафрагмой и мощностью импульса вспышки. Он проделывает эти действия для того чтобы фон (в большинстве случаев подсвеченный естественными источниками) и передний план (скорее всего освещаемый вспышкой или и ней тоже) были корректно и гармонично экспонированы.
Однако же, при небольшом знании теории и наличии практики вы легко можете разделить эти две экспозиции и получить управление над каждой в отдельности. Конечно же, при условии, что вам это нужно.
Но, здесь проявляются несколько подводных камней связанных с особенностями аппаратуры и импульсного света. В частности, экспозиция вспышки контролируется только лишь ее мощностью и диафрагмой. Изменение выдержки не имеет никакого значения для экспозиции вспышки. А с другой стороны отражение естественного света фона на матрице контролируется диафрагмой и выдержкой.
Эти закономерности означают, что изменив выдержку, мы изменим экспозицию естественного света, совершенно не затронув экспозицию выдержки. Из этого получается, что если мы установим выдержку короче, чем рекомендует фотоаппарат, то получим недосвеченный фон и корректно экспонированный передний план.
Обрисовав эти проблемы, перейдем к способам их устранения.
Комбинированная компенсация экспозиции вспышки
Если смотреть на фото слева на право, то тут следующие значения компенсации:
+2 ступени, 0 ступеней, -2 ступени.
Эти фотографии показывают нам результат компенсации экспозиции с использованием заполняющей вспышки.
Особо сильно на фотографиях виден эффект компенсации на фоне, который был освещен только лишь естественным освещением.
Компенсированная экспозиция +2 ступени сильно пересветила фон снимка, а компенсация со значением -2 наоборот недосветила его.
Экспозиция на лице модели хорошо различима, благодаря тому, что ее освещают и естественный свет и вспышка. В этой серии мощность вспышки одинаковая для всех фото, однако же, экспозиция натурального света отличается в зависимости от компенсации экспозиции.
Компенсация экспозиции дает вам возможность изменять экспозицию, которая зачастую устанавливается в автоматическом режиме.
Экспозиция со вспышкой и режимы фотоаппарата
Для того что бы полностью и качественно понять, что такое компенсация экспозиции при съемке, так же очень важно разобраться в режимах фотокамеры. Режимов, с которыми можно использовать вспышку есть несколько и каждый из них выделяется определенными техническими характеристиками и своим влиянием на экспозицию в целом. Сейчас мы рассмотрим все необходимые нам режимы.
Эта часть данной статьи очень важна, так как без нее весь предыдущий материал теряет свой смысл. Все дело в том, что некоторые режимы подразумевают под собой использование исключительно заполняющей вспышки. Другие же режимы могут почти полностью игнорировать естественный свет, что делает вспышку главным источником света на снимке.
Ключевым является понимание того, почему и в каких случаях камера использует вспышку определенным образом. Ниже вы можете видеть практически все режимы камеры и использование вспышки при них:
Автоматический режим
В этом режиме вспышка будет использоваться только лишь в том случае, если выдержка без нее окажется длиннее, чем допустимое ее значение для съемки с рук – около 1/60 секунды. Далее мощность вспышки увеличивается пропорционально уменьшению количества света, который достигает предмета, а выдержка при этом остается 1/60.
Программный режим
Этот режим очень похож на автоматический, однако же, использование вспышки можно запустить для случаев, когда объект съемки освещен. В этом случае вспышка будет заполняющей. Большинство фотоаппаратов, благодаря настройкам прошивки уменьшают мощность заполняющей вспышки по мере нарастания количества натурального света. Таким образом, мощность заполняющей вспышки может быть от 1:1 (при тусклом освещении) до 1:4 (при ярком свете). Если же выдержка фотоаппарата короче 1/60 секунды, то вспышка начинает работать, так же как и в автоматическом режиме.
Режимы приоритетов
Режимы Av (приоритет диафрагмы) и Tv (приоритет выдержки) ведут себя немного по-другому. Если вам потребуется функция заполняющей вспышки, то, как и в программном режиме потребуется ее форсированное включение (встроенная вспышка). Но, в отличие от автоматического режима мощность вспышки никогда не станет больше чем 1:1, а экспозиция длится столько, сколько необходимо. Такой режим работы называется «Медленная синхронизация». В режиме приоритета выдержки сила вспышки может увеличиваться, но только если нужное диафрагменное число, меньшее возможного для вашего объектива.
Ручной режим
При использовании этого режима, экспозиция по естественному свету зависит от ваших настроек ISO, выдержки и диафрагмы. Далее экспозиция рассчитывается по вспышке. Основой для расчета используется количество света необходимое для подсветки объекта съемки. Становится ясно, что ручной режим позволяет более широко использовать диапазон мощностей вспышки.
В любом из режимов описанных выше возможно мигание индикатора в видоискателе. Этот сигнал означает, что в данных условиях съемка со вспышкой недоступна. Причиной может быть слишком короткая выдержка, которая не поддерживается вашим фотоаппаратом или вспышкой, или же, невозможное для данного объектива значение диафрагмы.
Закрепление материала
Совсем не люблю повторяться, а тем более заниматься тавтологиями в одной статье, но сложность материала, на мой взгляд, того требует. Что бы окончательно разобраться в том, что такое компенсация экспозиции вспышки, в последний раз, разберем это понятие и рассмотрим практические примеры.
Для успешной и правильной коррекции мощности вспышки необходимо использовать верную комбинацию компенсации экспозиции вспышки и простой компенсации экспозиции.
Компенсация вспышки работает почти так же, как и стандартная компенсация: она изменяет высчитанное фотоаппаратом значение мощности вспышки на определенную величину. По сути, разница только в том, что компенсация экспозиции изменяет обе экспозиции, вспышки и постоянного света, а компенсация вспышки меняет только мощность вспышки.
Обе компенсации обозначаются ступенями освещенности, каждая из которых соответствует уменьшению или увеличению количества света в два раза. Соответственно увеличение компенсации экспозиции или компенсации экспозиции вспышки на одну ступень означает удвоение освещенности. Так же ясно, что значение -2 ступени любой из компенсаций означает четверть от реальной освещенности.
Основная проблема заключается в том, что коррекция любой из компенсаций для изменения мощности вспышки без изменения экспозиции весьма проблематична. Ниже вы можете наблюдать изменения мощности вспышки при изначальном балансовом соотношении 1:1.
Из данной таблицы нам становится ясно, как поменять мощность вспышки, изменяя компенсации.
Прошу обратить внимание на то, что обычно величина компенсации экспозиции вспышки прозрачна и состоит из целого числа, она соответствует целым ступеням, на которые вы увеличиваете или уменьшаете мощность вашей вспышки. А вот компенсация экспозиции очень далека от целых чисел, так как она зависит не только от изменения мощности вспышки, но и от первоначальной мощности вспышки, которая в свою очередь может оказаться дробным числом.
Давайте разберем практическую ситуацию, которая нам покажет, почему компенсация экспозиции намного комплексней и «вместительней» компенсации экспозиции вспышки.
Разберем ситуацию, когда интенсивность вспышки меняется с 1:1 на 2:1. Для начала давайте поставим +1 ступень для компенсации экспозиции вспышки – это проще всего. Однако же, если просто увеличить эту компенсацию, то количество света от вспышки удвоится, а природный свет останется на той же позиции что и в начале. В итоге наше действие даст общий прирост экспозиции. Соответственно нам необходима минусовая компенсация экспозиции, что позволит исправить плюсовую экспозицию. Теперь вопрос, какая компенсация нам необходима?
Если первоначальное соотношение светов было 1:1, то общее количество света после коррекции компенсации экспозиции вспышки +1, составит 150 % от первоначального. Становится ясно, что нам необходимо значение компенсации экспозиции, которое будет 2/3 от нынешнего (150% х 2/3 = 100%).
Статья оказалась «немного» длиннее, чем я планировал вначале, но надеюсь, она будет вам полезна. Возможно, вы никогда и не станете пользоваться компенсациями, но, безусловно, лучше о них знать и не пользоваться, чем не знать и не понимать, что происходит со светом на ваших фотографиях.
Комментарии: