Сейчас уже трудно представить себе человека без фотоаппарата, потому что функцией фото и видеосъёмки оснащён практически каждый мобильник. Чтобы сделать снимок, достаточно нажать на кнопку - всё остальное (кроме шедевра) сделает автоматика. Однако всего лишь чуть более полувека назад о таком даже и не мечтали. Как же фотограф определял экспозицию до появления экспонометров? Основную роль играл опыт. А если переехать, скажем, с севера на юг, то прежний опыт уже не работал, нужно было привыкать к новым условиям освещённости, а это ошибки и время. Глаз в определении экспозиции - не помощник, потому что он обладает свойством приспосабливаться к освещённости. Для оценки экспозиции пользовались таблицами, которые печатались в книгах или продавались в виде бумажных "калькуляторов". Сейчас это выглядит чем-то ветхозаветным, однако я именно с таких таблиц и начинал... Думаю, молодым фотолюбителям будет интересно посмотреть, как они выглядели, а заодно и узнать, как влияют на освещённость внешние условия. Отсканированные страницы были когда-то частью книги "В помощь сельскому фотолюбителю" (каковым я с 1964 года и являлся) и чудом сохранились. Цвет бумаги не корректировался намеренно...
Обратите внимание, что выдержка в таблицах определется по т. н. "условным числам", шкала которых логарифмическая: изменению числа на 3 единицы соответствует двукратное изменение выдержки (при неизменной диафрагме). Аналогичная шкала чувствительности фотоплёнок соответствовала германскому стандарту DIN: 21 DIN соответствовали ISO 100 (90 ед. ГОСТ), 24 DIN - 200 ISO (180 ед. ГОСТ) и т. д. Наши органы чувств также логарифмичны: громкость звука, например, измеряется в децибелах.
Комментарии: