Когда не знаешь, с чего начать, начни с конца. С финиша. С финита ля комедия. И продолжай, обгладывая кости событий, смаковать нечто, чему ты не можешь даже дать название. Тогда будешь честен, хотя бы перед самим собой. Или, вообще, не начинай ничего. Только, вот сможешь ли?
Когда земля еще не была круглой, люди не мечтали об антиподах. Не писали стихи и не бурили собственные сердца подозрениями в изменах. Потом они посылали Магеллана исследовать чужие края, не веря в то, что они существуют, но плача ему вслед, надеясь на невозвращение. О, великая жажда открытий. Она гонит нас за тридевять земель за горизонт, в погоню за горизонтом, и мы покоряемся ей, не зная, что горизонт всегда проходит сквозь нас. Собаки уже поумнели и перестали бегать за собственным хвостом, а мы - все те же.
Зачем эти размышления простому фотографу? Дави на кнопку - греби копейку! Или бесконечно снимай закат. Или девушек на фоне боке. Но жажда, жажда небытия отнимает покой. Турчонок смотрит на тебя черными глазами, стоя на площади маленького немецкого городка, и рамка видоискателя оставляет лица проходящих мимо людей без глаз, а, значит, и без слез. Хотя лица этих людей повернуты в сторону пацана. Смотрят и не видят. Зачем тогда им глаза? Долой их! Угасание забытой немецкой вины, откупленное постоем "политических" эмигрантов с ближнего Востока, налицо. И не иссякает печаль в двух маленьких черных колодцах. И вспоминается другой снимок - русский мальчик с отверткой в руках на фоне автомобиля с папой внутри. Страна другая, дела другие - печаль та же. Те же распахнутые тебе навстречу глаза. Места и времена связаны в нерасплетный пучок бытия двумя щелчками твоего фотоаппарата.
А, может, просто несчастлив фотограф? Тогда почему же ему улыбается банановая корка на асфальте? Или цветы из окошек маленьких домов протягивают ему свои поцелуи? или телеграфный столб кланяется на рассвете, когда идешь с дружеской попойки, еле передвигая ноги? Просто - все в нас. Красота и уродство, радость и печаль, правда и вранье - ничего вокруг нас, все только в нас! Фотограф не должен существовать в этом мире - мир должен существовать в нем! Это и есть формула НЕБЫТИЯ фотографа. Небытия, которое через фотографа становится бытием для многих сотен других людей...
Комментарии: