Классификация объективов и советы по их выбору
От объектива фотоаппарата и матрицы напрямую зависит качество снимка. Но если матрица фотоаппарата является неотделимой его частью, то в зеркальных камерах объективы можно менять по собственному усмотрению. В нашей статье мы расскажем, как правильно подобрать комплект оптики в зависимости от поставленной задачи.
Отметим, что многие профессионалы и любители предпочитают вместо слова «объектив» использовать сленг: «линза», «стекло», «оптика».
Как правило, по названию объектива можно узнать все его основные характеристики. Рассмотрим модельNikon AF-S 16-85 F/3.5-5.6 VR. Этот объектив имеет фокусное расстояние 16-85 мм и зум 85/16=5,3. Объясним, что это значит. Для 16 мм значение диафрагмы – f/3.5, оно плавно уменьшается с увеличением фокусного расстояния, до значения f/5.6 на 85 мм.
Аббревиатура AF обозначает, что объектив является автофокусным, а приставка S указывает на наличие мотора фокусировки. VR же говорит о наличии стабилизатора изображения.
Если с диафрагмой все понятно (чем больше значение, тем более светосильным является объектив; например, f/2 светосильнее, чем f/4), то на фокусном расстоянии (далее – ФР) следует остановиться подробнее. ФР определяет угол зрения объектива – чем оно больше, тем угол зрения будет меньше и, соответственно, тем больше приближающая способность объектива. Точнее говоря, угол зрения зависит от отношения ФР к диагонали матрицы. Для большей наглядности и в связи с широкой распространенностью 35 мм формата принято характеризовать объектив не углом зрения, а так называемым эквивалентным фокусным расстоянием (далее – ЭФР). Для пленки и некоторых матриц (их называют полнокадровыми или FF – от Full Frame) ЭФР равно ФР. У матриц с диагональю меньшей, чем пленка, для обеспечения того же угла зрения ФР (истинное) делают во столько же раз меньше. То есть на матрице размером 23,6х15,8 (как у камеры Nikon D40) при ФР 50 мм мы получим такой же кадр, как в случае съемки на матрицу размером 36х24 при ФР 75 мм. Отношение диагонали пленочного кадра к диагонали матрицы камеры называют кроп-фактором. В рассматриваемом примере с Nikon D40 кроп-фактор для этой камеры равен 1,5. Для камер типа Canon 450D кроп-фактор равен 1,6, для камер стандарта Four Thirds (4/3) – 2. Для пленки и камер с полнокадровым сенсором кроп-фактор равен 1.
Для наглядности рассмотрим такой пример: возьмем объектив Nikon AF-S 12-24 mm f/2.8 G ED и 2 камеры –Nikon D40 (размер сенсора 23,6х15,8 мм) и Nikon D3 (размер сенсора 36х24 мм). Если надеть объектив на D40, то ЭФР=(12-24)*1,5=18-36 мм; если на D3 – то ЭФР=ФР.
Можно отметить, что зеркальные камеры с кроп-фактором 1,5-2 удобно использовать для съемки удаленных объектов (при использовании телеобъективов, об этом ниже), но при этом создаются проблемы при широкоугольной съемке.
Традиционная классификация
Логичнее всего классифицировать объективы по фокусному расстоянию - именно этот параметр определяет предназначение объектива.
Фишай (англ. Fisheye, «рыбий глаз»). Это сверхширокоугольный объектив с сильной бочкообразной дисторсией. Обычно имеет ФР от 8 до 16 мм, они не бывают зумами – то есть ФР у них не меняется. Принцип работы этого объектива реализован в дверном глазке – заглянув в него, можно получить впечатление о том, какое изображение можно даёт fisheye. Такие объективы отличаются углом зрения 180 мм. Чем короче ФР – тем ярче выражена дисторсия (вид искажения).
Фишай – объектив, не предназначенный для конкретных видов съемки. Им можно фотографировать пейзажи, портреты, архитектуру – в общем, все, кроме макро. Основное предназначение – творческие эксперименты.
Сверхширокоугольные объективы. Объективы такого типа имеют очень маленькое ФР и, соответственно, широкий угол зрения. ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства) тоже достаточно велика. Современные сверхширокоугольные объективы не искажают картинку, в отличие от фишай, но, наклоняя камеру при съемке вперед или назад, можно получить бочкообразные искажения.
Основное применение таких объективов – съемка пейзажей, архитектуры, интерьеров в сильно ограниченном пространстве или съемка людей в очень небольших помещениях.
Широкоугольные объективы. Пожалуй, самый распространенный вид, его отличает ФР от 28 до 35 мм.
Такие объективы обычно используются как штатные. Они замечательно подходят для съёмки пейзажей, помещений, и разве что для архитектуры их не всегда хватает.
Нормальный объектив. Это объектив, у которого фокусное расстояние примерно равно диагонали кадра. Для пленки это 43 мм, для кропнутых матриц меньше. Однако ЭФР будет в любом случае примерно равно 43. Чаще всего на практике нормальным объективом (по отношению к конкретной камере!) будет объектив в ЭФР 40-50 мм. Если ФР меньше диагонали кадра, то объектив называется короткофокусным, если больше – длиннофокусным.
Используется в качестве штатного. ФР человеческого глаза примерно равно 50 мм, то есть угол зрения человеческого глаза и нормального объектива очень близки, что делает последний очень удобным в повседневной съемке.
Длиннофокусные объективы отличает ФР от 70 до 135 мм. Чаще всего такое же фокусное расстояние характерно и для макрообъективов, но о них мы расскажем чуть ниже.
Обычно используются для портретной съемки, так как при таком ФР отсутствуют искажения при передаче деталей и пропорций в портрете. С этой же целью их обычно делают светосильными для получения размытого фона в портретах. Позволяют гибко управлять ГРИП, акцентируя внимание на объекте за счет размытого заднего и/или переднего плана.
Телеобъективы. К этому классу можно отнести объективы с ФР больше 135 мм и далее. Объективы с ФР больше 400 мм еще называют сверхдлиннофокусными. Это самые дорогие объективы, их изготовление сопряжено со многими технологическими трудностями – например, необходимо обеспечить четкое изображение при значительном удалении объекта съемки, невзирая на различные атмосферные флуктуации, влияющие на рассеивание и поглощение света в воздухе.
При ФР больше 300 мм снимать крайне желательно со штатива, так как даже наличие стабилизатора изображений не всегда способно гарантировать четкий снимок. Телеобъективы отличаются большими габаритами и весом, причем чем больше и/или светосильнее объектив, тем больше будут размеры, вес и цена.
Основное предназначение – съемка удаленных объектов. Обычно это спортивные мероприятия и фотографирование диких животных. Также этими объективами зачастую пользуются папарацци, не имеющие возможности близко подойти к объекту съемки.
Отдельно стоит отметить зеркальные объективы. В их оптическую схему входит не менее двух зеркальных поверхностей, за счет чего можно существенно сократить длину объектива. Например, объектив Makinon 300/5.6 Reflex весит скромные 0,25 кг, в длину тянется лишь на 65 мм и раздаётся вширь только на 70 мм!
Но конструкция зеркальных объективов имеет свои недостатки – из-за особенностей хода лучей зеркальные объективы не имеют механизма регулирования диафрагмы. Обычно они недостаточно светосильные и без использования хорошего штатива непригодны. Кроме того, нет возможности управления ГРИП, да и качество ниже, чем у обычных линзовых телеобъективов.
Используются в том случае, когда габариты и вес переносимой техники играют большую роль и конечное качество снимка не так уж важно.
Альтернативная классификация
Фиксы и зумы. Все вышеописанные объективы дополнительно разделяются по способности к изменению фокусного расстояния. Можно выделить фиксы (объективы с заданным ФР) и зумы (с изменяемым ФР). Зумы могут быть как умеренными (2-5-кратные), так и гиперзумами – например, Sigma AF 18-200 mm f/3.5-6.3 ASP IF DC обеспечивает более чем 11-кратное увеличение. Но необходимо помнить, что чем больше зум, тем ниже качество снимка.
В целом, фиксы обеспечивают за ту же цену лучшее качество и светосилу, но при этом менее удобны в работе.
Макрообъективы. Многие считают, что «настоящей» макросъемка может считаться лишь в случае, когда соблюдается масштаб 1:2 или даже 1:1. Добиться этого можно только с помощью макрообъективов и дополнительных аксессуаров. Макрообъективы заслуживают отдельного рассмотрения. Макросъемка – жанр фотографии, в котором делаются снимки мелких объектов в масштабах 1:10 и крупнее. Масштабом называют отношение размера изображения на пленке или матрице к истинному размеру объекта. То есть если мы получили на матрице изображение муравья размером 1 мм при истинном размере муравья 5 мм, то это фотография с масштабом 1:5.
По ФР макрообъективы бывают различными – могут встречаться модели с ФР 50 мм, а могут быть и 200 мм. Длиннофокусные объективы используются в том случае, если нельзя слишком близко подойти к объекту съемки – например, при фотографировании насекомых.
Tilt-Shift. Стоят упоминания и Tilt-Shift – объективы с наклоном и сдвигом. Такие необычные "линзы" используют при съемке архитектуры. Конструкция предполагает возможность наклона и сдвига оптических элементов, что позволяет с большим удобством контролировать ГРИП, управлять плоскостью, а также избегать перспективных искажений при съемке зданий. Их ФР обычно равно 45 или 90 мм и всегда фиксировано.
Стандарты объективов и производители
Каждый производитель зеркальных камер соблюдает определённый стандарт разъёма (байонет) для подключения объективов. Например, камеры Canon поддерживают исключительно фирменные EF и EF-S, тогда как "зеркалки" Fujifilm совместимы со стандартами Nikon. Ниже крупным планом представлен байонетNikon AF-S:
Таблица соответствия байонетов и камер
|
Итог
Выбор верного, подходящего под поставленную задачу объектива – процесс даже более важный, чем выбор камеры. Надеемся, что наша статья поможет вам сделать правильный выбор.
Также рекомендуем ознакомиться с материалом FAQ: объективы в цифровых фотоаппаратах, в котором приведена таблица значений ФР и углов обзора для каждого класса. Ну а более ясно понять смысл основных параметров объективов поможет статья Что значат цифры на объективах фотоаппаратов.
Комментарии: