Каким должен быть фотограф, чтобы заказчики фотосъемки выбрали именно его? Из всего многообразия нас на рынке...
Я фотограф-универсал, умею все, кроме социального репортажа и подводной съемки. Просто плохо плаваю и не люблю нажимать на кнопку, когда снимаемые этого активно не хотят. Профессионально снимаю с 1990 года, и накопились кое-какие наблюдения.
Лет 15 назад решил сделать "нормальное" портфолио. Собрал туда все лучшее - что было: портреты, пейзажи, свадебные фото, моду, промышленные репортажи, школьную съемку, ювелирное макро, цветы... и при случае показывал всем потенциальным заказчикам. И вот что удивляло: люди смотрели, хвалили отдельные кадры, но не спешили давать заказ. Деликатно уходя от всяких деликатных вопросов, типа "Почему?"
Откровенной оказалась только менеджер одного модельного агентства. Отдельное ей человеческое СПАСИБО! Долистав до школьных виньеток она вызывающе посмотрела на меня, и спросила:
- " Так Вы - БЫТОВИК? А что Вы тут делаете? Здесь, между прочим, модельное агентство! "
И не стала смотреть дальше.
Друг рассказывал обратную историю: приходит он в школу на переговоры. А в портфолио у него помимо типично-школьных портретов-виньеток и хороший фэшн, и обнаженка... так его чуть в милицию не сдали! Типа: "Надо же, какой-то маньяк будет с наших учащихся развращать и домогаться!"
Еще один знакомый покаывал портфолио, где кроме нормальных портретов обычных людей были какие-то артисты и Жириновский - снятые телевиком репортажно. Ну, это уже мне мамому стало смешно: " Чем гордишься, тем что случайно оказался в какой-то тусовке, а тебя к этим людям и близко не подпустили? Можно подумать, Владимир Вольфович купил эту ничем не примечательную фотографию!..."
И я начал фильтровать портфолио. Готовиться к каждой встрече с потенциальным клиентом. Подбирая портфолио индивидуально - к каждому случаю отдельно. Дело пошло на лад.
Клиент хочет найти того - единственного и не повторимого, кто специализируется на той съемке, которая нужна ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. И не более. Любой "выход за рамки" уменьшает шансы получения заказа.
Универсальность, типа моей, никому не нужна. Это непрофессионально, хотя и льстит самолюбию "разносторонне развитого человека". Больные обычно не верят в "универсальное лекарство от всех болезней". Профессионализм - это специализация. Если фотограф специализируется, например, на студийном портрете и только на нем - он снимет наверняка лучше, чем я - универсал. У него в конечном счете и понимания больше, и технических средств, и много чего другого... Выбор клиента НЕ в мою пользу будет очевиден.
Народная мудрость гласит: встечают по одёжке... Это правда. Типичный образ фотографа - жилетка с карманАми (как на моей аватарке), рваные джинсы, тяжелая сумка и кривая спина - остался в прошлом.
Сейчас в моде другая "брутальность" профессионала - накачанная спортивная внешность, рюкзак со светосильной оптикой, брендовые кроссовки, престижный автомобиль, хэнс-фри за ухом, возможно - серьга с брюликом. Это - мужской вариант, раньше фотография была исключительно мужским занятием по причите тяжести техники (особенно - средне- и крупноформатной), сложности и вредности ручной обработки материалов.
С каждым днем в мире фотографии становится все больше прекрасных дам и милых девушек. Лейка или Люмикс системы 4/3 с набором сменной оптики вполне поместится в дамской сумочке. И позволит получать фото ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО качества. Детализация снимка - не главное. Прелесть женской фотографии - это эмоциональность, зачастую недоступная авторам-мужчинам... но это совсем другая тема.
Николай Горелов, замечательный фотограф, поделился интересным наблюдением. Когда он начал "модно одеваться" - легко поднял цену своей работы раза в 2 или больше... хотя, как сам он подчеркивал - качество его работы на тот момент ставалось таким-же.
В конце 90-х один тамада-конферансье научил меня работать на мероприятиях в хорошем классическом костюме. Это давало существенное преимущество в эвент-бизнесе. И ведущие праздников, и менеждеры, и заказчики много раз это отмечали. А в этом году мне сделали замечание. Я снимал новогодний корпоратив в одной крупной конторе, был, как обычно, в костюме. Перед этим приехал к ним на переговоры, и мне показалось, что дресс-код там довольно строгий. Но выяснилось, что я не угадал, была бы кстати одежда более свободного стиля... Ну, не угадал... Спасибо, что на цене это не отразилось...
В общем, делайте выводы. Что показывать клиентам, как разговаривать, как выглядеть?... Постарайтесь заранее просчитать ОЖИДАНИЯ заказчиков.
Удачи! Комментируйте! Еще напишу.
----------------------------------
Мухин Сергей, 5.05.2012
Комментарии:
Спасибо за статью!
Напишу.
Посмотрел Ваши фотографии - у Вас гораздо больше, есть, о чем подумать! Я не умею ТАК (!!!) снимать!
...поверьте, я не штампую "шедевры")), хороших фотографий мало, но что-то получается само собой)
...кстати, 3d съёмка интересное и перспективное направление, но я к нему не готов морально), но Ваши статьи вдохновляют! )
3Д-стерео действительно перспективное направление. Кстати, морально готовиться к нему не надо. И я пока ничего не написал... Напишу.
Уже сейчас можно заказать стерео из ЛЮБОЙ своей обычной фотографии, в Москве эту услугу предлагают практически в любом фотомагазине: Мультифото, Д-Фото, Кодак-экспресс, а через интернет - на сайте
http://www.netprint.ru
Удачи!
а выход очень простой - угловой видоискатель - с ним достаточно присесть на корточки
Съемка с совсем нижней точки используется не так часто, честно. А снимать с уровня колен вполне можно в костюме - и студийно, и репортажно. Опора на 3 точки достаточно устойчива: левая нога стоит на всей ступне, правая - на носке и колене, левый локоть опирается на левую коленку. Достаточно удобно и оперативно, можно и с длинной выдержкой снимать.
Приобрести очки можно здесь
http://render3d.ru/
Часть снимков была сделана синхронизированными Canon A520 (старая модель, 4 мегапиксела), часть - одной камерой Canon EOS 20D, некоторые - синхронизированными двумя камерами Canon 400D.
Повышайте уровень понимания своих клиентов.
Ринат, как именно Вы предлагаете повышать уровень понимания своих клиентов? Можете рассказать?
Как правило, мои клиенты - неглупые люди, и часто я должен повышать свой уровень до их понимания. Сам же я не смог догадаться, например, что на свадьбе лучше снимать в костюме, и не портить людям в костюмах праздник своим небрежным внешним видом.
Алексей, я не агитирую за костюм: он часто бывает неуместным... Просто привел пример. И явно "дорогая" одежда может дать обратный эффект. Намекнуть на завышенную стоимость работы. Индивидуально все...
Часто люди принимают решение "да или нет" в течение первых 3 секунд встречи. По ПЕРВОМУ впечатлению. Знакомо?