Советы фотографа со стажем.
Наверное, у вас хороший фотоаппарат?
— У вас такой вкусный борщ!
Наверное, у вас отличные кастрюли?
Частый и серьезный вопрос:«Какой фотоаппарат купить? Но обязательно зеркальный, чтобыхорошоснимал…». Многие на полном серьезе полагают, что купив зеркальную камеру, автоматически станут снимать как профи. Я своим детям купил синтезатор. Так вот нажатием пары кнопок он выдает такие мелодии! —я в себе талант открыл. А если купить Steinway&Sons за $1,5 млн,то вообще концерты играть буду за деньги! Крутой плакать будет.
Лично я мечтаю купить себе небольшую камеру, чтоб всегда носить с собой вкармане, а не врюкзаке. Снимаетне камера, а человек. Для тех, кто все-таки думает наоборот и созданы мыльницы — умные камеры, способные сделать за вас хороший (технически хороший) снимок. Камеры, работающие по принципу: наводи и снимай — вот ОНА — волшебная кнопка «шедевр»!
Чем «профессиональней» агрегат, тем меньше предустановок типа «тучка», «человечек», «цветочек» и т.п., на топовых камерах таких значков просто нет.
Профессиональная машина управляется вручную(!), автоматика лишь помогает в работе.
«…А вот я видел(а) зеркалку за 13 000 руб.! Круто, хочу!» по своей сути —это мыльница. Даже если она выглядит как заправская зеркалка — все до безобразия урезано и подрублено. Исключение - разве что Сanon EOS 300, который создан на базе 10 D, урезан программно — т.е. множество функций от 10Д восстанавливаются прошивкой и вы, действительно, получаете настоящий проф. инструмент в легком корпусе. Остальные камеры начального уровня созданы с нуля, т.е. заведомо начального уровня, без вариантов.
ОБЪЕКТИВ
Зеркалка начального уровня, как правило, продается с «китовым» объективом (типа EFs 18-55) — т.н. «затычкой» для тушки. Но использовать его всегда и везде не желательно. Ведь есть разница между звучанием одной и той же музыки в телефоне и в концертном зале! Так и здесь — чтобы получить качественную фотографию, с максимально точной передачей цве- товых оттенков, детализацией, с минимальными искажениями и пр., нужен соответствующий объектив. Опять же, всем нужен «зум». Кратность хорошего (качественного) зума — х 3 (около того), а мы хотим х20, и чтобы со стабилизатором!Отсюда вывод: для покрытия наиболее востребованных фокусных расстояний понадобится как минимум три объектива: стандартный (штатный), который всегда накручен на тушку, подходящий для большинства сюжетов; телеобъектив - снимать птичек на дереве или девочек через дорогу и широкоугольный — для пейзажей/интерьеров. «Компакты» имеют зум- объектив огромной кратности (конечно, не всегда без ущерба для качества), тем не менее отпадает потребность в покупке дополнительных объективов. По статистике, многие ни разу китовый объектив со своей тушки не снимали— стоит ли вообще покупать?
ВСПЫШКА И ПРОЧИЕ АТРИБУТЫ
Много проблем связано с недостатком света. Выход — вспышка, к вспышке — пару комплектов емких аккумуляторов + зарядник, отражатели, зонты и пр. Зеркалки прожорливы, особенно с тяжелым зумом, стабилизатором и привычкой просматривать снимки на камере — нужны дополнительные аккумуляторы для камеры, а лучше — питающая рукоятка + пара запасных АКБ. Штатив, карты памяти, набор для чистки и ухода за техникой, светофильтры (и не по одному на каждый объектив), бленды и пр.
Современные компактные камеры имеют достаточно большой функциональ ный набор, часто более богатый, чем зеркалки, и предоставляют пользователю почти безграничные (в зависимости от потребностей) возможности.
Итак, базовый комплект для полноценной фотосъемки (Canon EOS), считаем:
— тушка начального уровня;
— объективы, 3 шт. (недорогие);
— вспышка.
Это уже около 100 тысяч рублей. Готовы к затратам?
А еще:
+ вертикальная питающая ручка;
+ пара-тройка АКБ;
+ фильтры;
+ карта памяти (хорошо, если не CF).
МОНИТОР
Камера камерой, но есть еще МОНИТОР! От того, насколько грамотно откалиброван и настроен ваш монитор, будет зависеть результат. Простой пример: на дисплее камеры видим замечательную красивую картинку, сбросив ее на компьютер, на мониторе видим совсем другое — яркость не та, цвета не те, и вообще, смотрится совсем по-другому. Обрабатываем до тех пор, пока картинка на мониторе не начнет нас устраивать. Идем печатать. И тут сюрприз — на отпечатке яркость не та, цвета не те и вообще — оператор дурак, печатать не умеет, испортил наши шедевры! В лабораториях мониторы калибруются и принтер настраивается под конкретную систему и программу печати таким образом, что принтер выдает картинку такую (на сколько это возможно), как мы видим ее на мониторе, работающем в паре с принтером. Естественно, что в большинстве случаев оно будет отли чаться от того, что мы видим на своем домашнем мониторе. Вывод: калибруем и настраиваем свои мониторы. Если уж решили заняться серьезно фотографией, то и к выбору монитора подходите серьезно. Работать с фоторедактором на ноутбуке, на мой взгляд, — безумие. Дисплейчик 15-17’’ с TN-матрицей не оставит вам ни единого шанса. Выбирайте монитор хотя бы с IPS-матрицей, матовым покрытием и диагональю не менее 21-23’’. Иначе вы даже не увидите разницы между снимками с зеркалки и мыльницы, не говоря уже о полноценной работе с фотографией.
ФОРМАТ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Вечный вопрос: RAW или JPG? О да! Raw — это круто, это признак профессионализма и т.д. Есть ли смысл смотреть «3Д» кино на старом черно-белом телевизоре? Если у вас монитор с TN матрицей, ноутбук или старенький LT , то вы, возможно, и разницы не увидите. Raw — сырой материал, из которого можно много выжать, исправить ошибки, допущенные при съемке. В этом случае совсем не обязательно быть фотографом и читать книжки по фото, ходить на фотокружок, общаться с профессиональными фотографами, достаточно изучить ЛайтРум и купить простенькую камеру, снимающую raw. По моему скромному мнению, (которое совпадает с мнением многих фотографов) raw нужен в нескольких случаях, когда изначально планируется глубокая обработка фото:
1) реклама, полиграфия, широкоформатная печать (кстати, фотолаб не печатает из raw);
2) заведомо сложные условия съемки (слабое или сложное освещение);
3) необходимость сделать качественную черно-белую фотографию (а не наоборот: не получилось — переведу в ч/б — и так сойдет);
4) полное неумение фотогра- фировать — как результат — делаем фото в ЛайтРуме.
Мне в 90% случаев jpg хватает за глаза и выше. Даже снимая на заказ, заказчику отдают фото в jpg, и ему (заказчику) по барабану как и что вы делали с фото. Поэтому, в чем снимать — личное дело фотографа. Отсюда и выбор техники в соответствии с поставленной задачей.
ВЕРНЕМСЯ К НАЧАЛУ
Чтобы ответить на поставленный вопрос, надо знать степень фотоподготовленности будущего обладателя камеры, цель покупки, его планы и СКОЛЬКО он готов выложить денег.
1. Человек знает о фотографии не понаслышке, имеет солидный опыт фотосъемки, опыт проявки и печати? При этом снимал (снимает) импортной зеркальной камерой со сменной оптикой. И продолжает серьезно заниматься фотографией и зарабатывает на этом деньги — ему действительно необходима мощная цифровая зеркалка (но только тушка, ведь стекла, вспышки и все необходимое уже есть). Он и спрашивать не будет — просто пойдет и купит то, что ему нужно.
2. Человек любительски занимался фотографией, самостоятельно снимал и проявлял/печатал пару сотен пленок в год, пользуясь «Киевом», «Зенитом» или каким-нибудь другим серьезным аппаратом со сменной оптикой. И фотография для него нечто большее, чем фото для сайта «ВКонтакте», то скорее всего его устроит продвинутый (проф.) «компакт», а если позволяют средства и есть желание, то любительская зеркалка и пара объективов.
3. Если в молодости снимал и печатал для домашнего альбома 5-10 пленок в год, используя «ФЭД», «Смену» или «Вилию» — понравится хороший компакт.
4. Снимал пару пленок в год мыльницей, проявляя их в «Кодаке», или скидывает фотки с телефона? Такого удовлетворит любая полностью автоматическая камера стоимостью ~ $ 100 (для альбома, для «ВКонтакте»).
Вы все еще не уверены? Просто купите телефон с 40 Мпикс камерой!
Леонид ЯКОВЛЕВ
Комментарии: