error
Регистрация

Как снять фотомодель и при этом получить хорошие снимки?

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Дмитрий Кораблев
Опубликовано: 07.09.2012 в 19:07:17

Как снять фотомодель и при этом получить хорошие снимки?

Взаимоотношения фотографа и человека, который находится перед объективом, именуемым фотомоделью, всегда были очень непростые. Как сделать их не только полезными, но и приятными? Как создать условия для получения художественных снимков. Это целая наука…

Перед тем, как непосредственно приступить к съемке портрета, необходимо установить психологический контакт между фотографом и человеком, который снимается. Это чрезвычайно важно для получения художественных снимков.

Если, конечно, вы снимаете просто на память - без этого можно обойтись. Но если делать художественный портрет, да еще и собираетесь его где-нибудь использовать, то тут уже надо работать с человеком. Например, может попасться привередливая и принципиальная «фотомодель», и в случае чего вы отправитесь доказывать свою правоту в суд, так как по авторскому праву каждый человек имеет это самое право на свое изображение, и потому нигде, кроме фоторепортажа, ни-ни без его разрешения.

С другой стороны, зачастую человек, находящийся перед камерой, чувствует себя смущенным, ему неуютно, он не знает что делать, куда смотреть, заламывает руки и сучит ногами. Он обычно видел себя только в зеркале, причем и в самых неприглядных видах, и поэтому просто не знает, как классно он выглядит, стоит на него посмотреть не строго в фас, а хотя бы чуточку со стороны.

А фотограф должен добиться у него всеми правдами и неправдами просто возможности показать человеку его же самого в несколько другом свете. Обычно после съемки у профессионалов люди забывают свои страхи и перестают комплексовать по поводу своей внешности.

Неуверенный в себе человек зависим от оценки других, от общепринятых шаблонов поведе­ния, привычных представлений, и потому не в состоянии объективно оценить свою внешность.

С другой стороны, встречаются «профессиональные фотомодели», готовые на все ради хорошей фотографии. Тут надо заметить, что никакой жертвенности в любом искусстве быть не может. Нельзя создать образ некоей тайны, которая была бы вне реальной жизни, о которой, хотя бы под­сознательно, не догадывались окружающие люди. Ничего нового в этом мире в духовной жизни мы уже открыть не сможем, кроме одного: яркой индивидуальности человека перед объективом, свободного от давления личных страстей и проблем. А чтобы отразить это на снимках, надо научиться работать с фотомоделью, кто бы и кем бы она ни была… И наоборот.

Если человек снимается на фоне Ниагарского водопада, падая с него, или на фоне приближающего к нему курьерского поезда, стоя перед ним на рельсах – фотограф его будет вряд ли волновать. Но стоит попасть «под объектив» в более спокойной обстановке, как сразу наступает состояние стресса, именуемое в народе «мандраж». Он может быть явно не выражен, но в той или иной степени присутствует.

Обычно он ярко выражен так: сердце бьется чаще, появляется сильная бледность (поэтому профессионалы стремятся скрыть ее под гримом), дыхание становится учащенным, лоб покрывается испариной, во рту пересыхает. Но через некоторое время, когда «угроза» оказывается ложной, все воз­вращается на свои места. В этот момент у модели есть явный жест чувства облегчения, «горы с плеч», узрев который можно приступать к съемке.

Мандраж можно снять быстро и эффективно при помощи дыхания. По шесть секунд на вдох, выдох и паузы между ними. Также нужно дать мышцам расслабиться. Лучше всего это делать, постепенно сильно напрягая каждую мышцу, а затем расслабляя ее. Особенно обратить внимание на мышцы лица. И все приходит в норму.

Случается и другая крайность, когда модель уверена, что ей идет только то или иное положе­ние тела, и, несмотря на все уговоры фотографа, что другая поза не менее очаровательна, эстетична и выражает ее индивидуальность, ни за что не хочет его слушать, настаивая на своем. Если подобное поведение модели не преодолеть, то обычно результаты съемки бывают плачевны. Аксиома «Жираф большой, ему видней» здесь не проходит.

Мандраж также возникает из-за специфических взаимоотношений фотографа и модели.

Все дело во взгляде, который психологи подразделяют три вида. Деловой, когда ваш взгляд скользит по глазам и середине лба собеседника. Социальный, когда он скользит по глазам и рту собеседника. И интимный, который замыкает глаза собеседника и область гениталий. Он обычно либо озадачивает, либо сильно смущает, особенно девушек и женщин, которые начинают думать невесть что. Хотя, иногда, и правильно... К тому же длительный пристальный взгляд всегда показывает агрессивность, пусть и доброжелательную. Фотограф в силу выполнения своих профессиональных обязанностей всегда «лупоглазит» на человека интимным взглядом. Поэтому ему в этот момент нельзя молчать, а надо комментировать свои действия в том смысле, что сейчас все рассмотреть нужно ему только для фотосъемки, а дальше как получится и по обоюдному согласию…

То же самое касается и расстояний между фотографом и потенциальной фотомоделью. Психологи делят эти расстояния на публичную зону (до шести метров), на социальную (до трех метров), на персональную (расстояние вытянутой руки), и на интимную (на толщину ткани одежды, если она есть). Как показывает практика при общении с незнакомыми людьми лучше держаться социальной зоны, внедряясь в публичную только чтобы поправить у модели сбившийся галстук или непокорную прядь. В интимную лучше не внедряться, так как можно получить достойный отпор и испортить хрупкие отношения, завязавшиеся с человеком перед аппаратом.

Психологи при выполнении любой работы двумя и более людьми, а фотосъемка – это работа, рекомендуют соблюдать некую последовательность.

На первоначальном этапе не стоит жалеть ни времени, ни сил, ни пряников, ни красноречия, ни алкогольных и безалкогольных напитков, поскольку он является основанием лестницы взаимопони­мания, и если эта ступенька разрушится, то рухнет и вся лестница. На этом этапе модель и фотограф пьют чай, кофе, виски, изучают друг друга, находят общие интересы, чтобы потом, совместными уси­лиями, перейти к выполнению работы при полном взаимопонимании.

Для того чтобы первый контакт состоялся, надо соблюдать ряд правил.

Незнакомую модель встречать только в открытой позе, демонстрируя при этом ладони рук. Смотреть прямо в глаза деловым взглядом.

На лице должна присутствовать искренняя улыбка, когда модели демонстрируется верхний ряд зубов, или их не видно, а в уголках глаз образуются морщины. Нормальная естественная улыбка в среднем длится четыре секунды.

Не рекомендуется применять широкую «голливудскую» улыбку, которая демонстрирует «все 32 зуба», так как она ассоциируется с агрессивностью. Также нежелательны натянутая улыбка, когда уголки губ раздвигаются, демонстрируя сжатые зубы; кривая улыбка, похожая на усмешку; вымученная улыбка, когда губы сжаты, уголки рта приподняты и натянуты, демонстрируя отрицательное отношение к чему-либо. И категорически запрещается применять фальшивую улыбку, когда верхняя часть лица не работает, а возникает она немного раньше, чем надо, и заканчивается не естественно поздно.

Узнайте имя человека и часто повторяйте его.

Если есть возможность, то не забывайте о сенсорном контакте, помня об осторожности при вторжении в интимную зону, слегка поправляя детали одежды, исправляя макияж или выстраивая позу.

Если модель или фотограф что-то говорит или рассказывает, внимательно слушайте и поддакивайте. Если человек молчит, то предложите тему разговора сами.

Всячески подчеркивайте значимость собеседника.

Если есть возможность, не проводите сеанс фотосъемки во время первой встречи, лучше это сделать позже. Уровень общения будет совсем другим.

Если человек незнакомый, а у вас появилось желание его сфотографировать, то если он не откликнулся на вашу просьбу в течение одной минуты, лучше укусить себя за локоть и идти искать следующую «жертву».

После этого модель и фотограф совместно анализируют стоящую перед ними задачу. Оба ищут различные варианты ее решения, чтобы снимок получился. Оба принимают решение, как надо сниматься в данном конкретном случае, какой вариант фотосъемки является наиболее приемлемым.

Затем модель и фотограф приступают к съемке, и тут вступают в силу те психологические фак­торы, правила, требования техники и различные жесткие, часто неприятные, условия, которые необходимо учитывать и беспрекословно выполнять, чтобы получить тот конечный результат, на который все рассчитывают. Кажущаяся легкость этого дается тяжелым трудом.

Желательно чтобы фотографирующийся человек комфортно чувствовал себя в своей одежде и обуви. Если он перед камерой не краснеет и не зады­хается по причине великолепной боевой и политической подготовки, то во­ротничок на три размера меньше сведет все старания на нет. Очень много зависит от обуви. Если узок сапог, то какая польза от бесконечности Вселен­ной?

При съемке на пленэре, то есть на природе, не забудьте о комарах, которые станут вашими лучшими врагами. Если вы забыли дома жидкость от насекомых, натрите тело вином и посыпьте его песком. Комары напьются и начнут кидать друг в друга камнями.

Конечно, есть простые механические способы вызвать улыбку моделей во время съемки. Например, пощекотать за пятку. Обычно просят сказать по-русски или по по-английски слово «сыр». Более эффективна любимая фраза геев: «Какой проти-и-и-и-и-вный». Еще лучше - соответствующая «клоунская» внешность самого фотографа.

За полтора столетия фотографы выработали свои многочисленные способы раскрепощения моделей.

«Бутылка вина - не болит голова».
Самый легкий. Снятие мандража доверяют алкогольным напиткам в виде небольших доз коньяка, водки, виски, мартини, амаретто или шампанского. Пиво тоже подходит, но практикуется, почему-то, крайне редко. Поэтому, если фотограф предложит вам перед съемкой принять внутрь небольшую дозу алкоголя, то в большинстве случаев не стоит видеть в нем человека, спаивающего вас в корыстных целях. Обычно это продиктовано самыми наилучшими намерениями. Но и элементарная осто­рожность не повредит.

«Без пряников не заигрывают».
Самый длинный. Фотограф пьет с моделью чай, угощает пряниками и допытывается до всех подробностей личной жизни модели и выворачивает наизнанку свою душу... И все это с одной целью – найти общий язык, установить контакт с моделью, снять ско­ванность во время съемки. Как говорится, без кудахтанья курица яйца не сне­сет. Хотя, как показывает практика, духовный контакт между фотографом и моделью никогда не был лишним, а иногда просто жизненно необходим.

Для этих же целей служит играющая во время сеанса легкая музыка, которая «навязывает» модели свое настроение.

«Не думал, не гадал он...»
Самый трудный. Фотосъемка скрытой камерой. Это делается для того, чтобы модель, не подозревающая, что ее снимают, вела себя непринужденно. Иногда для этого используется второй фотограф в виде «подсадной утки», снимающий на «настоящую американскую пленку», то есть аппаратом без пленки или цифровым фотоаппаратом без источника питания. После такой ложной съемки у модели наступает рас­слабление, она облегченно вздыхает и невольно принимает естественное поло­жение. Этим моментом и пользуются. В это время первый фотограф с фотоап­паратом, снабженным длиннофокусной оптикой, снимает ее в те моменты, ко­гда она не догадывается, что ее фотографируют. Тот же прием используют одиночные фотографы, нажимая на затвор, при этом всем своим видом показывая, что они не собираются снимать.

По этой же технологии работают и уличные фотографы, которые снимают прохожих в момент, когда они идут погруженные в разговоры или свои думы, не замечая ничего вокруг, в том числе и того, что их фотографи­руют. Затем следует процедура навязывания визитки с целью заказа фото­графии.

Этот же принцип используется при таком способе фотосъемки, который называется «привычная камера». При этом фотограф постоянно мельтешит со своим аппаратом среди тусующихся людей, и они постепенно привыкают к этому и перестают его замечать.

«Я себя слепила из того, что было». Фотограф устанавливает зер­кало под объективом камеры или у себя за спиной, чтобы во время съемки неопытная модель могла сама контролировать выражение своего лица и позу, чтобы больше соответствовать собственным представлениям о себе. Иногда эти представления бывают очень специфичны, но фотограф здесь уже не причем…

«Дома и стены помогают».
Некоторые фотографы предпочитают фо­тографировать модель не в студии, где нейтральная обстановка ассоциируется у нее чуть ли не с зубоврачебным кабинетом, в котором стоят бормашины прошлого века с ножным приводом, а в естественной для нее обстановке. Речь идет в большей степени о репортажной съемке. Модель в окружении знакомых ей вещей, или на природе, пленэре испытывает гораздо меньший стресс, чем при съемке в фотостудии.

«Тихо сам с собою».
Фотограф оставляет модель надолго, не менее получаса, в одиночестве в фотостудии наедине со своими мыслями. «Доктор Время» также хорошо снимает мандраж, хотя для этого надо набраться терпения.

«У тебя вся спина белая».
Необходимо заставить модель что-то де­лать, чтобы у нее не оставалось времени на то, чтобы контролировать себя. Например, попрыгать, отжаться от пола, выполнить комплекс утренней за­рядки, аэробики, шейпинга, бодибилдинга, неполноценностей.

«Улыбнитесь, каскадеры». Экзотический, опасный, но дающий не­ожиданные результаты. Фотограф на глазах у модели бросается под колеса ав­томобиля приятеля, который об этом «подвиге» предупрежден заранее, и сни­мает ее в момент реакции на этот поступок. Такие абсолютно круглые глаза в фотостудии не получишь...

«Если друг оказался вдруг…» Способ заключается в том, что модель приводит с собой близкого себе человека на сеанс фотосъемки. Но тут палка о двух концах. Присутствие «постороннего» может как раскрепостить модель, так и можно получить и обратный эффект.

«Пойми меня». Фотограф запихивает в рот целую упаковку жвачки и в таком состоянии пробует объяснить модели, что от нее требуется. Естественно, она не может разобрать слов, а жесты столь разнообразны и выразительны, что их также трудно понять. Пытаясь разобраться в том, что от нее хотят, она начисто забывает обо всех своих страхах и комплексах.

«А чем я хуже?»
Способ заключается в том, что фотограф на глазах у модели, пришедшей на съемку, снимает свою знакомую, которая не отличается ни внешними данными, ни раскованным поведением перед камерой. На­глядевшись на мучения фотографа, модель начинает работать в полную силу.

«Вон птичка полетела!» Суть способа в том, чтобы в момент съемки сказать совершенно не подходящее случаю слово, Желательно с некоторым намеком на что-то неприличное или даже пошлое. Один очень знаменитый фотограф использовал для того, чтобы у любых людей при групповой съемке, не взирая на их социальное положение, вызвать улыбку, слово «попа», которое действовало и действует безотказно.

«Партизан на допросе». Фотограф прикидывается крайне молчаливым человеком, из уст которого вылетают только короткие слова-команды. Во время съемки он молча наводит на модель камеру и также молча стоит и ждет. Модель не понимает, что от нее требуется, пробует узнать это у фотографа. В ответ идет только невразумительное мычание и делание страшных глаз. Ничего не добившись, она начинает двигаться, пытаясь методом проб и ошибок выяснить, что же все-таки надо от нее ждет фотограф. Вот тут то она и попалась…

«Клин клином вышибают». Если у модели есть какие-то недостатки внешности, фотограф расхваливает их, чтобы у нее «притупились» комплексы по этому поводу. После такой «артподготовки» переходит к съемке. При этом фотография может оказать мощное терапевтическое действие, так как визуально на снимках можно исправить практически любые недостатки внешности.

«Где вы такие кривые колготки покупали?».
Противоположный предыдущему варианту. Фотограф концентрирует внимание модели на наиболее привлекательных частях ее внешности, чтобы она «забыла» обо всем остальном.

«Там, за горизонтом…»
Фотограф красочно рисует для модели фантастическую ситуацию или описывает место, в котором она якобы находится. После того, как она «проникнется» сказочным повествованием, приступает к фотосъемке. Подходит для мечтательных и романтических натур, тургеневских барышень.

«Повторяй за мной». Фотограф просит повторять модель за собой заклинания, стихи, речевки, кричалки фанатов «Зенита» или «Спартака» (кому что нравится). В таком состоянии она уже не в состоянии контролировать свое тело, так как все внимание переключено на повторение слов, лучше всего - бессмысленных.

«Сорока-ворона кашу варила». Фотограф говорит без умолка, «выливая» на голову модели потоки самой разнообразной информации. Это один из способов внушения, так как те короткие команды, которые фотограф вставляет между лавиной слов, не относящихся к делу, модель обычно выполняет беспрекословно.

Но люди, которые хотят иметь хорошие снимки, тоже не стоят на месте, и в качестве фотомоделей используют массу ухищрений, чтобы их получить.

«Не виноватая я, он сам пришел...»
Обычно применяется моде­лями, обожающими фотографироваться. Они исповедуют полное подчинение любым требованиям и просьбам фотографа, на которого потом «валят» всю вину как за результаты съемки, так и за последствия самого сеанса. Подходит для моделей, ищущих приключений на свою голову.

«А ты кто такой?!»
Чрезвычайно эффективный, так как способствует установлению между фотографом и моделью равных партнерских отношений.

Обычно, по умолчанию, в дуэте фотограф-модель подразумевается, что фотограф – это большой художник, имеющий эксклюзивное право на творче­ство, а модель – так, подручный материал, «глина», при помощи которой он создает великое творение. Это далеко не так. Как известно, чтобы выправить кривую палку, ее надо перегнуть в обратную сторону. Поэтому опытная мо­дель сразу берет бразды правления сеансом фотосъемки в свои руки: показы­вает, как установить свет, подобрать фон, куда и в какой позе встать фотографу, и вообще с какой экспозицией снимать... Ее цель – услышать от фотографа возмущенный возглас, типа: «Кто здесь снимает, ты или я?», «У меня гран-при фотовыставки нашего подъезда, а ты кто?» и тому подобное. Обычно после нескольких умиротворяющих фраз все встает на свое место, и устанавливаются партнерские взаимоотношения.

Но этот способ действенен только в том случае, если в сеансе съемки участвуют только два персонажа: модель и фотограф. Если со стороны чело­века с объективом людей будет больше одного, у фотографа взыграют его амбиции, и, скорее всего, модель с легким подвизгиванием попросят удалиться, мол, со своим уставом в чужой монастырь не ходят, впрочем, как и с чужим в свой.

Для применения данного способа модели желательно вызубрить не­сколько специфических терминов, которые необходимо через каждые пять слов вставлять в свою речь: «сенсибилизация», «сферическая аберрация», «бочкообразная дисторсия», «действующее отверстие», «гиперфокальное рас­стояние», «брекетинг», «ведущее число» и так далее. Значения этих слов можно посмотреть в любом справочнике по фотографии. Если захотите...

«Рабовладельческий». Полная противоположность первому способу. Завидя человека в фотоаппаратом, модель почти любезно окликает его («Эй вы! Со вспышкой! Тебе говорю...»), и настойчиво требует ее сфотографиро­вать. В этом случае сеансом фотосъемки руководит модель, и вся ответствен­ность за его результат лежит на ней. Но тут надо учитывать, что подневоль­ный труд никогда не был эффективен.

«На фоне Пушкина снимается семейство...» Обычно применяется в путешествиях и в условиях незнакомой пересеченной местности. Завидя фо­тографа, модель подходит к нему, протягивая свой фотоаппарат, и просит сфотографировать ее на фоне чего-либо. При этом она демонстрирует все, на что способна, чтобы у фотографа возникло непреодолимое желание снимать уже на свою пленку...

«Замочная скважина».
Если есть такая возможность, модель наблюдает за работой фотографа, к которому пришла на съемку, и анализиру­ет ее. Дело в том, что в подавляющем большинстве фотографы, даже мастера экстракласса, используют в своей работе полюбившиеся им одни и те же приемы и просят принять моделей одни и те же позы, к которым они почему-то неравнодушны. Модель их выявляет, и, оказавшись пред просветленным оком объектива, воспроизводит. Фотограф приходит в восторг, а модель эко­номит и время, и силы.

«Не сыпь мне соль на рану».
Он основан исключительно на женском кокетстве и применяется при репортажной фотосъемке. Модель делает вид, что напрочь не замечает фотографа, одновременно принимая при этом самые привлекательные и соблазнительные позы, направленные на фотографа, чтобы он, истекая слюной, трясущимися руками тратил пленку только на нее. Когда «рыбка клюнула на крючок», рекомендуется завести непринужденную беседу о погоде. Это заставит фотографа истратить всю оставшуюся пленку только на модель. Обычно этот способ позволяет получить самые дешевые фотографии – бесплатно.

И последнее. Опытные фотографы постоянно изучают мимику и позы мо­дели до съемки, чтобы выделить из них наиболее характерные для конкретной личности. Дайте им такую возможность, либо сами займитесь тем же. Но да­леко не все естественные положения являются фотогеничными. Каждый чело­век по-разному исполняет тот или иной жест. Иллюстрированная книга, под­борка фотографий, просьба заварить чай, сварить макароны, присмотреть за самогонным аппаратом в лаборатории, нарисовать что-либо, ответить на какой либо тест невольно заставляют модель двигаться, и фотографы исполь­зуют эти моменты для наблюдения за ней.

 

 
Просмотры: 2152
 

Комментарии: