Давайте поговорим о таком модном направлении в детской фотографии, как коллаж! О тонкостях жанра рассказывают признанные мастера своего дела, известные фотографы и обработчики – Лана и Игорь Гришины.
Как сделать детские фото. Рассказывают Лана и Игорь Гришины
– Часто ли вы снимаете детишек? И как относитесь к такому виду искусства, как коллажирование, применительно к детской фотографии?
Лана: Детишек снимать мы очень любим, делаем это с большим желанием и тщательной подготовкой. Ведь детская съемка – это не только творчество и креатив, это еще и большой труд фотографа. Труд и в части постановочной работы с маленькими моделями, и в части поиска индивидуального подхода к каждому малышу. А уж если говорить о коллажировании, то это самый сложный и трудоемкий процесс в детской фотографии. Здесь важно все: от первоначальной идеи до расстановки света на площадке. Ну, и, конечно, многое зависит от обработки и подачи конечного результата. Но зато и продукт получается неординарный, авторский, сделанный под конкретного клиента и всегда немного сказочный. Ведь при коллажировании мы сами себе придумываем, а потом рисуем реальность. Кроме того, нельзя забывать и о коммерческой стороне этого продукта. Коллажи сегодня очень востребованы на рынке, редкие фотографы владеют этим искусством в совершенстве, а клиентов, желающих получить сказку, созданную по собственному сценарию, очень много.
– Насколько сложны коллажи в обработке? Может быть, есть какие-то секреты?
Игорь: Правильно говорят: для детей нужно делать так же, как для взрослых, только лучше! Итак, детская фотография – какой она должна быть в обработке? Есть несколько правил, которые мы рекомендуем соблюдать при работе с изображениями детишек.
Во-первых, цвет. Будет правильно, если фотограф задумается о том, какой цвет он хочет видеть впоследствии на фотографии, еще до съемки. Это поможет ему дать родителям рекомендации по одежде или реквизиту для маленькой модели. Например, очень яркий рисунок на одежде отвлекает внимание от эмоций и может «смазать» хорошую фотографию. И наоборот – отсутствие ярких пятен можно компенсировать цветной игрушкой или другим реквизитом, сознательно придав съемке больше эмоционального смысла.
Второй момент – ретушь. Как правило, детская кожа не нуждается в глубокой ретуши. Однако не стоит забывать, что иногда и ее надо немного «почистить» и выровнять по цвету.
Замечательно смотрятся после обработки кадры, снятые в светлом ключе. Как правило, эта техника очень хорошо подходит для детской съемки и для последующего коллажирования – она делает картинку легкой, воздушной.
– Игорь, а чем конкретно вы пользуетесь при обработке коллажей? Какие-то плагины или специальные девайсы…
Игорь: Мы пользуемся своей авторской клавиатурой «Фотолана Смайли». В ней есть много готовых решений для обработки детских съемок – на каждую клавишу свой рецепт. Это настолько удобно, что все наши ученики и знакомые фотографы давно перешли на работу со «Смайли».
– А как создается коллаж? Как придумывается идея, сюжет?
Лана: Самое главное – найти взаимопонимание с клиентом (в данном случае с родителями) и совместно придумать тот сказочный сюжет, под который будут производиться съемка и последующее коллажирование. Основа хороших коллажей – съемка всех объектов при одинаковом освещении. Если вы снимете ребенка в студии, а затем будете пытаться добавить к картинке стандартный клипарт, взятый из библиотеки, то получится не коллаж, а аппликация. Свет на всех предметах должен быть одинаков, чтобы картинка смотрелась гармонично.
Как только вы разработали сюжет, сразу продумайте реквизит, который потребуется для съемки. Реквизит можно не только купить, но и изготовить самому. Например, у нас была серия деток-цветочков, снятых для календаря. Так вот, костюмы для этой съемки мы делали своими руками – расшивали цветами шапочки, шили пышные юбки… Это увлекательно и уж точно не встретится ни у кого другого!
После проработки деталей продумайте схему освещения. Например, если на картинке планируется с одной стороны свет от свечи, а с другой – луна в окошке, то надо пользоваться соответствующими фильтрами на источниках света – слева теплым, а справа холодным. Тогда контровые блики на волосах и свет на лице будут моделировать задуманное освещение на вашей картинке.
– Лана, вы недавно проводили мастер-класс по детскому фотоарту на Фотофоруме. Поделитесь, пожалуйста: о чем на нем говорилось?
Лана: С удовольствием! Вообще мастер-классы по детскому фотоарту у нас проходят традиционно два раза в год. В этом году один из них прошел в рамках Фотофорума–2012. Такие мероприятия очень сложны в организации. Ведь они включают в себя и съемку маленьких моделей, и компьютерную обработку!
Наша задача – не только занять фотографов сложнейшим учебным процессом, но и сделать его комфортным для самих маленьких моделей. Например, когда мы проводим такие мероприятия у себя в офисе, то устраиваем целую детскую зону – стелим белый ковер, организуем место для игр и рисования, мини-кинотеатр с мультиками, угощение. Все это для того, чтобы детки могли отдыхать между съемками, а фотографы – продуктивно работать и учиться в отсутствие плача, капризов и усталости.
Для Фотофорума мы придумали два сюжета из известной и многими интерпретируемой в съемках сказки про Алису в Стране чудес: «Полдник с Белой Королевой» и «Падение в волшебную нору».
Сюжеты были разные по свету и цвету – на темном и светлом фонах. Принципиально разная техника коллажирования (без использования всеми нелюбимой обтравки).
– Игорь, на картинке с Алисой, падающей в волшебную нору, вы повторили свой прием, который использовался в серии с «Детскими снами»? Летающие детки – точно из сказки! Как достигается такой эффект?
Игорь: Действительно, сюжет с летящей Алисой был взят для демонстрации этого приема. Все довольно просто и одновременно сложно. Картинки собираются по частям. Сначала снимается верхняя часть – ручки и личико девочки. Потом нижняя – платье и летящие ножки. В данном случае мы обычно либо держим ребенка на руках, либо слегка качаем его. Ну и отдельным кадром снимаются летящие волосы. Для удачного «полета» волос все средства хороши – можно использовать вентилятор, можно махнуть лайт-диском, а можно просто потихоньку отпускать прядь за прядью и потом добавлять их все на одну картинку.
– А можно ли научиться такой обработке и съемке?
Лана: Конечно, можно! Главное – желание и творчество! Можно учиться самим, а можно присоединиться к нашей школе, где есть разные программы – и по съемке, и, самое главное, по обработке: от классической ретуши до арта. Надеемся, наши советы обязательно помогут вам в создании ваших собственных нарисованных сказок и фантазий!
Комментарии:
очень просто...