error
Регистрация

Как правильно снимать коммерческий фото репортаж

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Фото Идея
Опубликовано: 25.08.2016 в 11:32:26

Репортаж для газеты и репортаж для конкретного заказчика — совершенно разные вещи. Мы все об этом догадываемся, но многие из нас не знают, чем именно они отличаются, и какие решения подходят для качественного выполнения частного заказа.

Поделится мыслями профессиональный фотограф Александр Свет — человек, который выполнял заказы Сбербанка, телеканала ТНТ, Rolling Stone, РЖД, Kaspersky Lab, «Renault», «Lancome», «L’Occitane», «Deutsche Bank», Газпрома и многих других известных брендов и организаций. Именно он нам расскажет об особенностях коммерческого репортажа.

 

коммерческий фото репортаж 01
коммерческий фото репортаж 01

Что отличает коммерческую репортажную фотографию от репортажной фотографии в целом?

Есть одно ключевое принципиальное отличие — вы работаете по заказу конкретного клиента и ваши фотографии должны прежде всего выполнять поставленную им задачу.

Любой заказчик хочет получить «красивые фотографии», но «красивые» кадры для банка или для клуба экстремального спорта — две совершенно разные вещи.

И от этой задачи уже зависит, какие  моменты нужно ловить, как строить кадр.

Для правильной организации съемки, конечно, необходим бриф с подробным описанием задачи фотографа, но в любом случае, опытный коммерческий репортажник всегда чувствует, какие именно кадры нужно снять для определенного клиента.

Обычно как раз на этом моменте и «срезаются» хорошие фотожурналисты или стрит-фотографы: они могут сделать действительно интересные фотографии, которые будут совершенно не нужны заказчику.

Как это проявляется на практике?

Например, стандартная задача — снять логотипы компании на мероприятии (брендирование). Многие фотографы делают скучные технические кадры, забывая о том, что именно для красивых и интересных фотографий бренда — во многом и нанимается профессиональный фотограф.

коммерческий фото репортаж 02
коммерческий фото репортаж 02

Унылые технические кадры сейчас может сделать практически любой человек с камерой.

Клиенты очень ценят, когда логотип компании «художественно» вписан в кадр, когда на фотографию действительно приятно смотреть.

коммерческий фото репортаж 03
коммерческий фото репортаж 03

О чем должен обязательно помнить фотограф, когда идет снимать мероприятие?

Поставьте себя на место клиента, подумайте, какие фотографии хотели бы получить вы, выступая в роли заказчика. И это касается любой съемки: от корпоративных репортажей, до съемки спортивных мепрориятий или семейных праздников.

У вас должен быть четкий внутренний ценз по качеству. Хотели бы вы сами получить такой кадр со своей свадьбы? Выступая на конференции, вам хотелось бы увидеть именно такой портрет себя?

Профессионализм это не просто техническое мастерство — вы сами по-человечески должны быть довольны материалом, который отдаете клиенту.

коммерческий фото репортаж 04
коммерческий фото репортаж 04

Какую репортажную съемку вы считаете самой сложной?

У каждого направления репортажа есть свои сложности, например, съемка свадьбы не только физически, но и психологически очень не простое занятие. По сути весь свадебный день  - от ЗАГСа до полета букета невесты — это череда событий, каждое из которых нужно снять качественно и интересно — у профессионала нет права на ошибку.

Аналогичная ситуация во время съемки бизнесменов или артистов. Иногда у вас есть буквально 10-20 секунд, чтобы сделать нужный кадр с известным бизнесменом или политиком. И если вы ошибетесь — больше съемку у вас просто не закажут.

Но с годами учишься не думать об этом — ты уверен в себе и своей технике, и все само собой получается как надо.

Лично я больше всего не люблю работать в толпе фотожурналистов, когда все пытаются «урвать» кадр. Видимо, это просто не мое 

коммерческий фото репортаж 05
коммерческий фото репортаж 05

Со съемки каких мероприятий лучшие начинать карьеру коммерческого репортажного фотографа?

Отличный вариант — начать снимать светские мероприятия для интернет-изданий (или своего блога). Денег на этом особо не заработаешь, но и спрос с фотографа меньше. Главное — вы получаете возможность снимать интересные события и узнаваемых людей.

Из таких кадров можно сделать неплохое начальное портфолио и начать искать уже серьезных клиентов.

коммерческий фото репортаж 06
коммерческий фото репортаж 06

А где их вообще искать, этих клиентов?

До сих пор лучше всего работает «цыганская почта»: при всем обилии фотографов на рынке, действительно профессиональных и ответственных людей не так много. Их ценят и, конечно, рекомендуют.

Но в любом случае, вам обязательно нужен свой сайт или блог, где можно посмотреть ваше портфолио.

Для привлечения клиентов отлично работает контекстная реклама (при правильном размещении), активное общение и раскрутка в социальных сетях, а так же различные сайты-каталоги фрилансеров. Хотя последние больше подходят начинающим фотографам — гонорарная планка там довольно низка.

Есть ли разница в подходах к частному заказу и к заказу от организации, и в чем она состоит?

Конечно, если говорить очень упрощенно — частный клиент ищет фотографа для себя (и платит из своего кармана), менеджер выбирает исполнителя для компании  и оплачивает съемку из бюджета.

Отсюда и все особенности работы: с частниками всегда больше переговоров, они зачастую не знают, что хотят получить, в то время как у компаний обычно есть четкое ТЗ.

Бюджеты у компаний, как правило, выше чем у частных клиентов (хотя бывают и исключения), но и сроки для обработки фотографий более сжатые. При этом частный клиент закажет у вас максимум 2-3 съемки, а с компанией можно работать годами.

Но, одновременно, с этим корпоративный клиент никогда не закажет вам съемку романтического ужина в красивом месте — заказы от компаний всегда предсказуемы: конференции, презентации, бизнес-выставки.

Мне комфортнее работать именно с корпоративными клиентами: я люблю сложные задачи, стабильность заказов и уважение к профессионализму. Ну и заграничные командировки чего уж там 

коммерческий фото репортаж 07
коммерческий фото репортаж 07

Без какого оборудования, кроме фотоаппарата, на коммерческой репортажной съемке не обойтись?

Вспышка абсолютно необходима, так же нужен зум объектив и телевик. С этим уже можно работать.

Какие объективы вы чаще всего используете для съемки мероприятий и почему именно их?

С объективами вообще очень простая история: как я уже сказал, для старта вам нужен полупрофессиональный зум (например 18-70mm) или фикс эквивалентный 35mm, а также телевик. С этим комплектом вы сможете снять и общие планы — зумом, и красивые портреты — телевиком.

Затем, имеет смысл заменить бюджетный зум на хороший профессиональный 24-70mm f/2.8 — для репортажника это главная «рабочая лошадка» и он во много раз окупит себя.

После этого, если вы еще не взяли хороший светосильный телевик — не раздумывая, покупайте — красивые портреты с мероприятий отлично привлекают клиентов.

коммерческий фото репортаж 08
коммерческий фото репортаж 08

Так же к этому времени неплохо иметь и сверхширокоугольную оптику — 14-24mm или 14mm фикс.

Теперь у вас есть классический репортажный комплект объективов — вы покрываете фокусные расстояния от 14 до 200мм и можно задуматься о прекрасном.

На этом этапе покупают, например, «красивые» светосильные фиксы: 24mm f/1.4, 35mm f/1.4, 85mm f/1.4. Они дают действительно интересную картинку и выгодно отличают ваши фотографии от работ конкурентов. Единственный минус такой оптики — это цена. Но по своему опыту могу точно вам сказать — они того стоят.

Есть фотографы, которые на этом этапе начинают использовать ручнофокусную оптику на репортаже. У того же Карл Цейса  потрясающе красивые объективы, их картинка сразу узнается. Хотя ручной фокус на репортаже — штука на любителя, перед покупкой обязательно возьмите такой объектив в прокат и опробуйте на съемке.

Кстати, прокат — отличная возможность использовать топовую оптику, пока нет возможности для ее покупки. Я и сам иногда беру технику в прокат, например, бывают съемки, где нужен дальнобойный 500mm объектив, но покупать его абсолютно не рентабельно.

В любом случае, ваша первичная задача — обзавестись комплектом оптики, которая покрывает фокусные расстояния 14-200mm, тогда вы сможете решать любые съемочные задачи.

Есть ли некий чеклист фотографий, которые нужно обязательно снять в ходе мероприятия?

Конечно, у вас в голове всегда должен быть список ключевых кадров, которые вы обязательно должны снять.

Например, снимая конференцию, важно четко представлять, какие кадры у вас уже есть, а какие еще нужно снять:

  • Брендинг заказчика
  • Регистрация гостей
  • Получение гостями подарков от организаторов (тут особенно важно засветить логотип заказчика в кадре)
  • Общение в кулуарах
  • Общие планы зала с гостями
  •  При выступлении каждого спикера: крупный портрет (с разной мимикой), поясной портрет, ростовые снимки и обязательно кадр «спикер и зал».
коммерческий фото репортаж 09
коммерческий фото репортаж 09

Это лишь небольшая часть чеклиста, подробнее про практику съемки мероприятий и многое другое, я расскажу на своем он-лайн мастер-классе по коммерческому репортажу 13 октября.

коммерческий фото репортаж 10
коммерческий фото репортаж 10

Чем, в целом, может технически усложнить себе жизнь неопытный коммерческий фотограф-репортажник?

Большинство технических проблем связано с неумением правильно работать со вспышкой — картинка получается или слишком плоской, или пережженой. Если на фотографии синеватый передний план и желтый задник — сразу понятно, что фотограф просто не умеет работать с цветными гелями для вспышки.

Масса людей не понимают связи между светом от вспышки и освещением на площадке, для них они как-бы существуют в разных вселенных. Поэтому свет от вспышки на их кадрах выглядит неестественно, он не вписывается в общую картинку.

Именно тому, как научиться сочетать свет от вспышки и естественное освещение я уделяю много времени на своих мастер-классах.

Вообще для многих начинающих фотографов вспышка — это такая непонятная коробка, которая пыхает светом, убивая всю «художественность» фотографии, а то и совсем портит ее.

На самом деле все, конечно, не так. Вспышка прекрасный инструмент дополнительного освещения кадра, надо лишь уметь с ней работать.

У меня есть статья “Основы работы со вспышкой на репортаже” - там я постарался рассказать о всех основных моментах работы со вспышкой. Но кроме теоретических знаний тут еще и очень важен опыт — поэтому обязательно начинайте экспериментировать и учиться использовать вспышку.

коммерческий фото репортаж 11
коммерческий фото репортаж 11

В каких случаях на мероприятии вы используете вспышку?

Около 90% моих кадров в помещении сняты со вспышкой. Но это не значит, что я хожу и всюду луплю вспышками в лоб. Нужно уметь отражать свет, менять направление света, контролировать его цветовую температуру. Иногда нужно снять вспышку с камеры и светить сбоку или сверху. Как только вы поймете, что вспышка это полностью подконтрольный вам источник света — все технические проблемы исчезнут.

Какие вспышки вы используете?

С собой на съемке у меня всегда две вспышки: SB-910 основная и SB-900, как дополнительная. В редких случаях использую старенькую SB-600, когда нужно третьей вспышкой дополнить освещение.

Есть мнение, что портативный свет ограничивает свободу фотографа-репортажника. В чем это ограничение, если оно есть?

Конечно, если вы не умеете работать со вспышкой — она очень сильно ограничит вашу свободу.

Опытным фотографам вспышка только добавляет новых возможностей — вы сами формируете свето-теневой рисунок или просто аккуратно подсвечиваете тени. В ваших руках полностью изменить атмосферу кадра или же подкорректировать освещение таким образом, чтобы картинка выглядела интереснее.

коммерческий фото репортаж 12
коммерческий фото репортаж 12

Когда вам приходится использовать несколько вспышек?

Обычно это съемка “статичных” мероприятий: конференций или бизнес-форумов. Когда место действия практически не меняется, и вы работаете целый день в нескольких залах, можно собственными вспышками подкорректировать огрехи освещения.

Проблема в том, что хороший свет, как правило, бывает только на очень публичных мероприятиях, куда приглашены телеканалы и фотографы от разных СМИ.

На более закрытых конференциях про качественную освещенность площадки думают в последнюю очередь и фотографам приходится использовать собственные дополнительные вспышки.

В чем состоит основная сложность работы с несколькими источниками портативного света?

Ключевой момент — синхронизация работы вспышек, и для этого существуют разные технологии, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы.

Например, когда вторая вспышка находится недалеко от меня (скажет съемка у пресс-волла) отлично работает система Nikon Creative Lighting System (или ее аналог у Canon). Без каких либо дополнительных устройств вы можете не только синхронно запускать вспышки, но и управлять мощностью всех вспышек с вашего фотоаппарта — это очень удобно.

Но для больших залов, где мощности инфракрасного сигнала недостаточно, необходимо использовать радио-синхронизацию.  И тут тоже есть огромный выбор устройств, в зависимости от вашего бюджета и задач.

коммерческий фото репортаж 13
коммерческий фото репортаж 13

Какими программами вы пользуетесь для обработки репортажных фотографий?

Абсолютно всю обработку я делаю в программе Capture One.

На мой взгляд, Capture One показывает максимально правильные цвета, а ее инструменты позволяют очень просто, качественно и главное — быстро обработать фотографии, что очень важно для репортажного фотографа.

Интерфейс Capture One можно полностью изменить под себя — для обработки репортажа это особенно удобно. Я убираю все лишние инструменты, которые не нужны для репортажных кадров, а основные функции — наоборот располагаю максимально удобно.

Если вы никогда не работали в Capture One, рекомендую прочитать мою статью “Обработка RAW в Capture One” и обзор новых возможностей седьмой версии программы.

Так же по Capture One я веду он-лайн курс “Профессиональная обработка RAW в Capture One” . Там есть бесплатная запись обзорного занятия — уверен, узнаете много нового и интересного про этот RAW конвертер.

Если говорить о других программах, то в редких случаях я использую Photoshop для сложной ретуши, а отбор больших объемов фотографий (3000-5000 кадров) делаю в  Photo Mechanic — тут с ним по скорости ни один RAW конвертер не сравнится.

Какой процесс обработки репортажных фотографий вы считаете наиболее удобным?

Для быстрой и качественной обработки репортажа необходимо три вещи:

1) Правильно настроенный интерфейс.

Все лишнее — убираем, ключевые инструменты группируем.

Все главные инструменты обработки репортажа должны быть всегда под рукой: Обработка экспозиции, Shadow/Highlights, Баланс Белого, Clarity, Levels, Curves.

При этом в других вкладках у вас должны быть собраны остальные важные инструменты, которые используются реже — для работы со слоями, исправления оптических дефектов, сложной обработки цвета.

2) Постоянно использовать хоткеи (горячие клавиши).

Движение мышки желательно свести к минимуму, а все возможные операции делать быстрыми клавишами на клавиатуре.

Сэкономленные доли секунды на каждом действии в итоге складывают в десятки часов освободившегося времени. Это я вам говорю, как человек, который в неделю обрабатывает несколько тысяч фотографий 

3) Копировать настройки от одного файла к группе фотографий.

Обработка каждого кадра с нуля — бессмысленный и долгий процесс. Если вы хотите снимать 4-5 мероприятий в неделю и не проводить все остальное время за обработкой — учитесь работать с группами файлов.

Принцип очень простой — берем серию кадров, снятых в похожих условиях, обрабатываем один кадр, а затем копируем все ключевые настройки (Баланс Белого, Экспозиция, Шэдоу-Хайлайтс, Клэрити) на остальные фотографии из этой группы.

После этого вам остается только быстро пробежаться по этим кадрам, внося индивидуальные правки (кроп, горизонт, слои).

Если вы начнете мыслить группами файлов — обработка репортажа сразу пойдет быстрее.

Главное при этом не допускать ухудшения качества работы. Для этого нужно после обработки отвлечься  минут на 15 — выпить чаю или прогуляться с собакой. Затем вернуться к фотографиям и свежим взглядом еще раз быстро просмотреть материал.

коммерческий фото репортаж 14
коммерческий фото репортаж 14

Сколько времени отнимает у вас обработка фотографий с одного мероприятия?

Тут все зависит от мероприятия, бывают съемки в очень сложных условиях, где приходится доводить практически каждый кадр индивидуально. А иногда снимаешь 5 часов в одном зале, тогда обработка материала идет очень быстро.

Но, если говорить очень условно, на стандартную 4-5 часовую съемку (300-500 кадров на выходе) обычно уходит 2-3 часа обработки.

В заключение хотелось бы задать вопрос для решительных.  В какой последовательности вы бы посоветовали начинающему фотографу изучать азы коммерческой репортажной съемки и готовиться к первой «вылазке»?

Прежде всего стоит просто начать — снимите несколько мероприятий, без каких-либо серьезных обязательств. Это могут быть небольшие, малозначимые эвенты, но этот опыт сразу покажет ваши слабые места. У кого-то проблемы в работе со вспышкой, кто-то не знает, как правильно обрабатывать, кому-то надо учиться совсем базовым вещам в фотографии.

И дальше, нужно уже работать в конкретных направлениях, посещать соответствующие мастер-классы, читать книги, статьи. Конечно, по максимуму общаться с уже опытными фотографами.

Источник: si-foto.com

 
Просмотры: 30018
 

Комментарии:

Екатерина Кулинич
Очень интересная и познавательная статья от человека знающего свое дело.
13.04.2014 - 14:07:01
 
Александр Голуб
Спасибо! Очень много полезного.
19.04.2014 - 11:34:49
 
Сергей Вишняков
Интресно, сколько лет этому интерьвью. Уже вышла 9 версия Capture One, а он рекомедует новшества 7
26.08.2016 - 05:31:50
 
Юрий Стариков
" Но, если говорить очень условно, на стандартную 4-5 часовую съемку (300-500 кадров на выходе) обычно уходит 2-3 часа обработки." Как то очень быстро получается - то есть в среднем исходя из 500 кадров и 3 часа (180 минут) обработки он делает примерно за минуту три фотографии, а это не есть айс - да и синхронность работы так поставить невозможно - это же не станок, не конвеер и каждая фотография сама по себе индивидуальна...
22.09.2016 - 13:04:59