error
Регистрация

Как освещать объект съемки в студии?

Рубрика: «Советы и идеи»
Автор: Дмитрий Кораблев
Опубликовано: 05.09.2012 в 13:49:34
Как освещать объект съемки в студии?

Когда в студии используется несколько осветителей, то они используются только для трех целей.

Первая – выравнивание светового контраста.


Надо помнить, что фотографическая широта матрицы, да и пленки, намного ниже возможностей человеческого глаза. Поэтому стоит задача чтобы убрать сильный контраст и выровнять освещение. Это делается для того, чтобы на объекте съемке появился свето-тональный рисунок, при этом части объекта съемки в тени и на свету четко просматривались.

Именно для этого в полевых условиях и с студии используют отражатели, которые не только смягчают тени, но и дают нужный оттенок света.

Вторая – создание светового контраста.

Это в первую очередь создание снимков в низком ключе и разного рода силуэтных изображений. То есть снимки с использованием линейного, и линейно-фактурного света.

С точки зрения художественной фотографии снимки, построенные на контрасте, а значит на четко читаемых линиях, являются наиболее выразительными. Обычно для их создания не применяют разнообразные рассеиватели и отражатели, а используют жесткое освещение.

Третья – создание бесконтрастных снимков.


В данном случае речь идет о снимках в высоком ключе, где все изображение построено на светлых полутонах, и использование универсального бестеневого освещения, когда фотографу не надо думать об освещении, а просто работать с объектом съемки или моделью на съемочной площадке.

Для создания таких фотографий применяется разного рода фактурное освещение, рассеиватели, софтбоксы, зонтики и прочее.

СХЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ В СТУДИЙНОЙ ФОТОГРАФИИ

 Схем освещения в фотолитературе можно найди десятки и десятки. Но применять их в большинстве своем невозможно по одной причине: одна и та же схема (за редким исключением универсальных бестеневых схем) не подходит к съемке разных объектов. И каждый раз фотограф создает новую схему, учитывая особенности объекта съемки, а схема так и остается абстракцией.
 
При художественной съемке фотографы пользуются одним или максимум двумя основными источниками освещения. Все остальные источники носят вспомогательный характер.  При этом природа света может быть самой разнообразной.

При съемке с двумя основными источниками освещения все комбинации сводятся всего к двум основным.

«Прямолинейная схема»© , когда источники света помещаются на одной линии, модель располагается между ними.

«Угловая схема»©, когда два источника света и модель образуют угол, при этом модель находится в вершине угла.

Очень важно учитывать и правильно использовать направление света. Вращая эти конфигурации относительно фотографа, можно получить любую комбинацию освещения модели. Высота расположения источников зависит в первую очередь от конкретной внешности модели и замысла съемки, а не от стандартной «схемы освещения».

Рассмотрим положения двух источников света с точки зрения съемки фотографа. При этом надо помнить, что комфортная для восприятия разница освещенности частей изображения не должна превышать пять ступеней.

Прямолинейная схема. 

Один источник света расположен перед моделью, другой – сзади. Передний источник света прорисовывает фактуру модели, задний – рисует линии и подсвечивает волосы.















При съемке на улице вторым источником света может выступать заполняющая вспышка. Но суть освещения от этого не меняется.







При расположении источников света в одну линию по диагонали источники света дают интересные рисунки, но при съемке портрета многое зависит от позы. Таким образом снимается «Рембрандтовская» постановка света. Когда падающая тень от носа должна смыкаться с собственной тенью щеки, а на ней и должен оставаться световой треугольник, основанием зацепляющий глаз модели. При такой постановке света объемы лица проявляются в наиболее живописной форме















Когда два источника линейно-фактурного света расположены по бокам модели, то такое освещение создает «толстые» линии и частично проявляет фактуру объекта съемки за счет микротеней, делая ее более явной и осязаемой.


















Угловая схема.


Два источника линейного света, расположенные под углом сзади, создают линии, которые являются главными на снимке. Такие фотографии могут быть цветными, но по своему восприятию они приближаются к черно-белым, благодаря преобладанию линий и отсутствию фактуры.















Освещение двумя источниками фактурного света спереди выделяет только фактуру, цвет и форму объекта съемки. Линии образуются только благодаря разности полутонов объекта съемки и фона. Это так называемое бестеневое освещение.

Это наиболее распространенная схема освещения, которая не требует от фотографа никаких усилий по контролю над светом, а позволяют ему работать непосредственно с моделью, ее движениями и эмоциями.



















Комбинация переднего и заднего освещения, то есть линейного и фактурного, наиболее приемлема, так как позволяет использовать максимум изобразительных средств фотографа. Линейный источник света, расположенный сзади, образует силуэт, подсвечивает ткань и волосы. Передний фактурный источник света освещает сам объект. Подсветка контура и волос и освещение лица и фигуры позволяют фотографу максимально использовать достоинства внешности модели.















Если надо подчеркнуть линии фигуры, можно использовать линейный свет в новом понимании. Если надо подчеркнуть фактуру – фактурный. Чтобы выявить и то, и другое – используем один, располагая его на задней полусфере, другой – в передней.

(С) Д.В.Кораблев
 
Просмотры: 6930
 

Комментарии: