Замечательно, когда каждый день светит солнышко, «мир во всем мире» и полное взаимопонимания между редакторами СМИ* и фотографами. Но! Мир так несовершенен...
Вы получаете выгодное задание от редакции, снимаете без перерыва несколько часов, надо заметить – стараетесь, радостно отсылаете кучу превьюшек в редакцию, подсчитывая гонорар и... На этом все хорошее заканчивается. Не нравятся ваши прекрасные фотографии. Разберется, почему?
На самом деле, у редакторов те же проблемы, что и у вас. Вы постоянно в поиске заказов, а редактор в поиске фотографа. Вот такой парадокс, проверенный многолетней практикой. На первый взгляд, фотографов предостаточно. На одно объявление о вакансии обычно присылается от 150 до 200 резюме. Каждый второй, отучившись месяц на фотокурсах для начинающих, представляет себя великим мастером. И не надо думать, что редактор просит фотографа "достать Луну с неба". Нужны качественные снимки, соблюдение очень и очень простых правил.
В результате, что мы получаем «в сухом остатке». Самая большая проблема современных фотографов – неумение работать в репортажном жанре. Хорошо, если нужна съемка с мотокросса. Там хотя бы можно спрятаться за изображение яркой техники, а если повезет, то поймать необычный ракурс. Но, журналам чаще всего требуется репортаж с конференции, где сидят люди и нудно несколько часов вещают. Причем, слушателей в зале может быть не более 10 человек, а главному редактору подавай массы. Вот тут от фотографа требуется не только умение, но и волшебство.
Фотографа в этой ситуации можно понять. Но отсутствие людей – не повод не знать элементарных правил композиции. Ну, не нужны на первом плане силуэты голов с взъерошенными волосами от полученной информации. Это один из излюбленных приемов, снять через затылки. Почему редакторам не нравятся портреты, где половину лица загораживает микрофон (бутылка минеральной воды, стакан, флажок, табличка с фамилией и пр.), объяснять не надо. Нет необходимости, наконец, делать 100 кадров, снятых в упор с одной точки. Сложно? Да, но "кто обещал по дороге кормить?". Кстати о еде. Многие забывают, что фуршет, даже непрезентабельный, после конференции – для участников, а фотограф на работе.
Другой вариант – более оптимистичный, поскольку народ там обычно бывает и не надо думать, как размножить толпу. Презентация чего-либо. Организаторы заранее заготовили рекламный стенд, на фоне которого все более-менее важные гости должны сфотографироваться. Что сложного, казалось бы? Есть фон, практически одна точка съемки. Получаешь фотографии, а лица, как один сплошной блин. Блин!!! А вторую вспышку захватить нельзя было (одна на рисующий свет, вторая работает, как заполняющий)? Хорошо, что остались еще такие фотографы, которые напоминают организаторам заказать к стенду два осветительных прибора и, внимание! Умеют их грамотно поставить. Верх любви к фотографу начинаешь испытывать, когда он приезжает со своим светом и читай выше – грамотно его ставит.
Дневная съемка на улице – опрос прохожих, крупный план. Приходят фотографии, и практически на каждой – люди с «провальными» глазами. Солнце коварно. Правило, когда оно не должно светить в объектив – помнят многие. Забывают обратить внимание на причудливые тени на лице при определенных ракурсах.
Kто же этого не знает? Элементарные вещи… Не поверите, но очень редкий фотограф помнит о них.
Вторая важная и очень распространения ошибка – неправильно выставленная выдержка. В результате, белое – серое, вся фотография серо-зеленого оттенка. Казалось бы, на то есть любимый Photoshop. A вот как раз многие редакции просят не обрабатывать фотографии. У каждого издания и типографии свои требования. Особенно, когда снимается обложка. Более того, до нас наконец-то докатилась интересная тенденция с Запада. Сейчас «фотошопить» лица, фигуры – не модно. Все строится на грамотном освещении модели, позах, ракурсах. А на обложках ставится гриф «No Photoshop».
Исключение составляет обработка методом Драгана. Вот тут, если вы действительно это умеете делать, и редакция вас об этом попросит, счастье – всем.
Третье, что часто слышат фотографы от редакторов – пожалуйста, думайте о кадрировании во время съемки, а не после. Готовый кадр не надо кадрировать, делая из прямоугольника квадрат или совсем вытянутый прямоугольник с прогрессивным обрубанием лиц и фигур. Мало кто из дизайнеров, может сказать заранее, какой формат понадобится им при верстке полос. На практике много хороших фотографий может не подойти, особенно, когда фотографии размещаются «на вылет» (под обрез). Это значит, что в верстке дизайнер должен сдвинуть фотографию по краям обреза не менее чем на 5 мл. Нередко приходится искусственный путем надставлять фотографии в Photoshop . Это нудно и время занимает.
Кстати, «об обрезании». Дорогие мои, ну почему, когда заказываешь съемку, например группы людей или съемку моделей, вы так любите обрезать ноги ровно по колено или по причинное место? Почему вы забываете следить за ногами в кадре? Ровно, как и за руками?
Дизайнер мечтает о тех временах, когда вы не будете присылать фотографии в формате RAW, а сделаете превью в JPG и хайрезы в TIFF.
Пунктуальность – это не только прерогатива королей. Фотографу важно придерживаться сроков сдачи работы. Производство журналов – своеобразный конвейер, не успели вовремя "сдаться" в типографию – материальное наказание согласно условиям Договора.
Но, надо заметить, в неудачном результате не всегда виновен фотограф. И на месте редакторов сидят порой случайные, неподготовленные люди со своим субъективным виденьем и отсутствием понимания технических вопросов. Не могут четко обозначить задание, нужное кол-во кадров.Самая распространенная и обидная ошибка редактора, когда он заказывает репортаж из тридцати фотографий (да еще просит все обработать), а в печать идет одна. При договоренности об оплате за штуку, а не за весь репортаж, фотографу обидно вдвойне за потраченное время и старания. Нередко можно услышать: «Пойди туда, не знаю куда, и сними что-нибудь». Или звонок за пять минут до начала мероприятия, забывая, что фотограф – не пожарная команда… В общем, и вам, дорогие фотографы – терпения, терпения, и еще раз терпения.
_____
*Речь идет именно о редакторах, поскольку профессии – бильд-редактор, как таковой практически не осталось. Его функции во многих случаях выполняет главный редактор, редактор рубрик, арт-директор, дизайнер (в зависимости от уровня и возможностей издания).
Комментарии:
- а фотограф мечтает о тех славных временах, когда редактором журнала будет зрелый человек с опытом, а не молодая посикушка, получившая место от "папика"; когда бильд-редактор будет иметь художественное образование, а не родственные связи с издателем или редактором; когда фотографа, после просмотра резюме и портфолио, не будут спрашивать "какая у Вас техника?"; когда гонорар будет выплачиваться как положено, в следующем после выхода номера месяце, а не через полгода ... Список продолжить? )))