Как курс NYIP влияет на меня
Настало время и мне подытожить определённый период, прошедший с начала моего обучения. Собственно, для чего я пошёл учиться? Сейчас я уже могу сам для себя сформулировать ответ на этот вопрос.
Фотографией я увлекался давно. Правда, для души, непрофессионально. Это значит, что я не зарабатывал этим на жизнь. Хотя споры о том, что многие любители снимают зачастую лучше и качественней иных «профессионалов» не затихают и на этом сайте. Но для меня это составляло всё-таки хобби. Да и тяга к летописанию событий своей семьи и себя любимого присутствовала. Все тогда снимали на черно-белую плёнку, проявляли, а затем печатали в ванной с красным фонарём, колдуя с увеличителем и почти не дышали, замирая в ожидании появления на белом листе искомого изображения. Некоторые пришли к жажде цвета и увлекались слайдами (и я в том числе), но вот цвет на бумаге, в силу характерных особенностей цветного фотопроцесса был доступен немногим. Это было обусловлено в первую очередь дороговизной материалов и инструментария, а равно и специфичностью знаний в области цветной печати, которые приобретались только путём применения их на практике для выработки приёмов и способов точной цветопередачи. Практика требовала затрат – круг замыкался. Цветное фото должно было себя окупать, либо вы не должны были быть стеснены в средствах.
Всё изменилось с приходом на наш рынок «Кодака». Цвет стал более чем доступен. Практически шагнул в массы. И вот уже пылятся на полке увеличитель и кюветы, баночки для реактивов и фотобачки. Вы только делаете «счёлк», а всё остальное за вас делает «Кодак»!
Именно в этот период обострилось моё желание делать снимки не похожие на остальные. Я не бросился покупать как у всех пластмассовую мыльницу с фиксированными настройками, а остался приверженным своему «Зениту», который позволял мне творчески управлять экспозицией, меняя выдержку и диафрагму. Тогда же я начал и экспериментировать со светофильтрами, пытаться печатать большой формат снимков с пейзажной или макросъемкой. Натюрморты. И всё-таки главным моим предпочтением оставались сюжеты с людьми. Массовость и доступность цветной фотографии на тот момент совершенно не влияла на её качество, а вопреки философскому закону – совсем наоборот. Зачастую, разглядывая снимки своих знакомых, малознакомых, а порой и совершенно незнакомых мне людей, я поражался тому, насколько они одинаково серы (хотя и цветны), безлики (хотя и многоперсонажны) и абсолютно похожи (хотя и сняты совершенно разными людьми, порой живущими друг от друга за тысячи километров). Это совершенно не шло ни в какое сравнение с фотографиями, которые печатал журнал «Советское фото», да даже и простой «Огонёк» (хотя как он, оказывается, был непрост)), не говоря уже о попадавших иногда в руки образцах западной печати, будь то «TIME», «LIFE», «SPIEGEL», «PLAYBOY» (последний особенно!))
Почему-то снимки с совершенно незнакомыми мне людьми, снятые по каким-то своим законам, вызывали восторг, восхищение, сопереживание и массу других чувств, в отличие от снимков со знакомыми людьми, не вызывавшими практически никаких эмоций. Те фотографии влекли к себе, их хотелось вновь и вновь разглядывать, некоторые даже висели у меня на стене. А события даже моей жизни, запечатлённые на бумаге, кроме как мне самому не были интересны, да и то не всегда.
В чём же состояло отличие? А главное - как добиться такого результата съёмки? Нужна крутая камера? Нужно ехать в далёкие страны? Нужно снимать звёзд и знаменитостей? Или Гранд Каньон и атомные грибы? Нужно печатать снимки большущих размеров?
Отнюдь. На многих снимках вполне потребительских форматов, причем снятых буквально за углом, на соседней улице, были изображены самые обыкновенные, порой даже слишком обыкновенные люди. Фотограф снимал обыденные вещи, мимо которых мы проходим, не замечая их, мы смотрим на них и практически не видим. И вдруг мы увидели их на снимке. В котором они были другими, благодаря видению автора. Изображение передавало отношение снимающего их человека. То, во что вложена частичка Души, не может оставить рОвноДушным, а вот как раз показывает равенство Душ.
Можно ли этому научиться?
Преподаватель школы «Баухаус» Иоганнес Иттен говорил своим ученикам: «Если вы, не зная законов цвета, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом незнании. Но если вы, не зная этих законов, не способны создавать шедевры, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний».
Поступая на курс NYIP я знал, что я – гений, просто и без затей. Я упивался собственными снимками и был практически совершенством. Божественная печать лежала на моём челе. Поэтому выполняя задание к Первому разделу я ждал громогласных оваций и ликований и простого признания моего скромного таланта!
Мой инструктор, Андрей Пашис, быстро вернул меня с сияющих небес на грешную землю))) Причём сделал это так мягко и деликатно, так незаметно и так точно, что осталось разорвать на себе одежды, посыпать голову пеплом и унести свой стыд в бесплодную пустыню и там немедленно умереть, дабы никто не видел моего позора.
Или просто начать учиться искусству фотографии, а заодно и жить заново.
Всё это шутки, конечно же, ну а если говорить серьёзно, то NYIP раскрыл передо мною целую вселенную со своими законами и правилами. Он помог мне по-новому взглянуть на привычный мир и на своё увлечение. Он открыл для меня двери, в которые я даже не решился постучать. Он привёл в мою жизнь новых интересных и замечательных людей. Я нашёл много единомышленников по всему свету. И даже друзей, вместе с которыми в интересных фототурах в тайге и сложных условиях пришлось разделить хлеб-соль, место в лодке и восхититься сказочной природой. Солидные и опытные авторитеты в области фотографии запросто ответили на мои вопросы и помогли мне советом, а иногда и дружеским участием.
И самое главное – я стал фотографировать лучше! И не я один заметил это.
Мне стали поступать предложения сделать фотосессию или снять репортаж. Не скажу, что я сразу стал зарабатывать кучу денег. Но увлечение, которое раньше приносило мне просто эстетическое удовольствие, стало вдруг подспорьем в нашей усложняющейся жизни.
Комментарии:
Теперь подпускаю людей поближе, ищу многоплановость, хотя расцениваю свои нынешние фото как этюды к новым знаниям. Ищу смысл в каждом фото в подборках АВП. Да, теперь дверь распахнута, и я иду в этот интересный и многогранный мир, хотя и медленно в силу своих физических возможностей.
Спасибо, Вадим, за Ваши интересные мысли и прекрасное изложение их!