Танцы всегда привлекали фотографов своими необычными фигурами, энергетикой движения и яркими костюмами. Но как сфотографировать всю эту красоту, чтобы в точности передать то настроение, ту скорость и ту энергетику, которая была на танцевальной площадке?
Как правило, у фотографов возникают следующие вопросы:
- как подобрать объектив?
- какие настройки фотоаппарата использовать?
- нужна ли вспышка?
Итак, всё по порядку.
КАК ВЫБРАТЬ ОБЪЕКТИВ
Заранее подумайте о том, в каком помещении Вы будете фотографировать. Если танцы будут проходить в формате open-air (на улице, на природе, вне помещения), то, как правило, свободного места для работы фотографа достаточно и не так остро стоит вопрос о выборе объектива с тем или иным фокусным расстоянием. Но в любом случае, Вы будете делать и общие кадры, и крупные планы, поэтому, чтобы было легче фотографировать, можно взять зум-объектив с фокусными расстояниями от 24 мм до 70 мм или до 105 мм (такие объективы широко представлены в магазинах и пользуются большой популярностью в силу своей универсальности).
Иногда хорошо подходит даже теле-объектив с фокусным расстоянием 70-200 мм - получаются прекрасные эмоциональные портреты (особенно это выручает в случае социальных танцев (типа, кизомба), где не так много фигур и перемещений, однако эмоций там побольше, чем в других танцах!
А вот ответ на вопрос "какой максимальной диафрагмой должен обладать в этом случае объектив" неоднозначен. С одной стороны, проще фотографировать, когда глубина резкости большая (для этого приходится закрывать диафрагму до значений F/8 - F/10) - тогда всё в кадре будет резким. В большинстве случаев такие фотографии хорошо смотрятся (особенно, если танцы проходят в клубе, где много разноцветной свето-музыки).
Но иногда фотографы хотят выделить из множества танцующих одну пару - тогда лучше открыть диафрагму до F/2.0 или даже до F/1.4, но количество неудачных кадров увеличивается в десятки раз, потому как глубина резкости становится ну очень маленькой и поймать танцующую пару в фокусе - задачка не из простых. Но если уж получилось сделать резкий кадр, тогда радости фотографа нет предела, потому как фон настолько сильно размывается, что создаётся ощущение нереальности происходящего на фотографии.
НУЖНА ЛИ ВСПЫШКА ЧТОБЫ ФОТОГРАФИРОВАТЬ ТАНЦЫ
Мы пользуемся простым правилом - до тех пор, пока можно НЕ использовать вспышку, мы её не используем - выжимаем максимально из возможностей фотоаппарата и объектива. А потому светосильные объективы (с диафрагмой F/2.8 и больше) позволяют нам в большинстве случаев снимать без вспышки. Тем самым мы максимально точно передаём ту атмосферу, которая царила на танцполе в момент съёмки (и не меняем световую картину - фотография в точности передаёт то, что видели зрители, любовавшиеся танцорами).
Однако, когда фотографируешь, например, в клубе или поздно вечером в парке (социальные танцы часто заканчиваются далеко за полночь), тогда без вспышки никуда.
А вот когда организуются серьёзные соревнования, например, по бальным танцам, где арендуется огромный зал с профессиональным светом, тогда задача фотографа значительно упрощатеся - можно вообще забыть про вспышку и сосредоточиться на том, чтобы ловить красивые танцевальные моменты.
В общем случае, ситуация обстоит следующим образом: двигающихся людей рекомендуем фотографировать с выдержкой не более 1/320 c (значения диафрагмы мы обсудили чуть ранее). И если Вам достаточно при таких настройках имеющегося на танцполе света (проверяем это по гистограмме яркости), то лучше вспышку не использовать (без вспышки Вы гораздо дольше сможете работать - бегать и ловить красивые позиции танцоров с полным комплектом фото-техники (а это порой около 1,5-2 кг веса) - занятие не из простых.
Конечно, если Вы хотите создать различные световые эффекты, тогда вспышка всё-таки понадобится, но это мы обсудим в другой статье.
Если света мало (как правило, это когда танцы проходят в помещении со слабым освещением), тогда лучше взять вспышку, потому как без неё Вам будет сложновато.
Кто-то предпочитает ставить вспышку в автоматический режим (ETTL) и не думать о настройках вспышки - пусть фотоаппарат и вспышка сами решают, сколько света нужно добавить. Однако, мощность вспышки в этом случае будет сильно варьироваться в зависимости от того, что было в кадре в момент фокусировки (освещённость танцоров и фона), поэтому кадры получаются то нормальными, то слишком светлыми, то слишком тёмными.
Если такое происходит, переходим в ручной режим и ставим мощность вспышки таким, каким нам нужно (проверяем по гистограмме, чтобы не было глубоких теней или пересветов на изображении танцующей пары). Точные значения мощности вспышки очень сильно зависят от реальных условий фотографирования, поэтому дать точные рекомендации невозможно. Можно лишь привести пример, что по нашему опыту частенько выручают такие настройки;
- время выдержки 1/200 c,
- диафрагма F/4.0,
- ISO 800,
- мощность вспышки 1/16 (танцоры находятся на расстоянии 3-4 метров от фотографа, съёмка без софтбокса).
Свет от вспышки лучше смягчить, используя софтбокс (есть небольшие софтбоксы как раз для мобильных фотосессий (размером 60x60 см самый оптимальный)) или направив свет на потолок. Если потолок не слишком высокий и белый, тогда Вам хватит мощности вспышки и мягкий свет сделает Ваши фотографии очень привлекательными за счёт плавных свето-теневых переходов на лицах танцоров. Если потолки высокие, тогда выхода нет - приходится направлять вспышку прямо на танцоров, что не очень хорошо, потому как прямой свет от вспышки очень мощный и порой мешает танцорам.
Оптимальынй вариант - это использовать не одну, а две-три-четыре вспышки, расставленные по периметру танцпола на высоких стойках - такие вспышки не мешают танцорам и могут создавать световые эффекты (например, некоторые из этих вспышек могут быть с цветными светофильтрами и создавать цветные рефлексы на одежде и лицах танцоров) - но это удел профессионалов (такая конструкция стоит дороговато и для её установки нужно около получаса).
КАКИЕ НАСТРОЙКИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ СЪЁМКИ ТАНЦЕВ
Если Вы не используете вспышку, тогда совет простой - чем меньше выдержка, тем лучше (но только в разумных пределах - чтобы при этом яркость фотографии попадала в динамический диапазон матрицы фотоаппарата).
А вот если вы используете вспышку, тогда есть чисто техническое ограничение фотоаппаратов - синхронизация фотоаппарата со вспышкой, как правило, работает только до значений 1/200-1/250 сек. При меньших выдержках часть кадра просто не успевает проэкспонироваться.
Есть ещё один нюанс. При высокой мощности вспышки и маленькой выдержке (даже если это значение 1/160 сек) вспышка своим светом затмевает все имеющиеся в помещении световые приборы - таким образом, на фотографии Вы увидите не ту картину, которую видели участники танцевального мероприятия, а ту картину, которую нарисовала вспышка (как правило, на снимке Вы видите только танцующую пару, на которую была направлена вспышка, а всё вокруг уходит в глубокую тень).
Поэтому, если есть возможность, то попробуйте увеличить время выдержки (по опыту) примерно до 1/30-1/20 секунды и направить вспышку на танцоров - тогда вспышка вырисовывает на фотографии саму танцующую пару (это происходит за время около 1/200 c), а за оставшееся время (около 1/30-1/20 с) заполняющий танцевальную площадку местный свет успевает нарисовать окружающую танцоров площадку. Таким образом, Вы можете получить фотографию, которая по ощущениям близка к той атмосфере, которая была на танцполе.
Безусловно, есе эти рекомендации - это лишь наш опыт фотографирования танцевальных мероприятий. Есть разные точки зрения на этот вопрос, поэтому, чтобы научиться фотографировать танцы, нужно прочитать не одну статью на эту тему + нужно самому много пробовать фотографировать, чтобы со временем не только стать хорошим фотографом, но и выработать свой собственный стиль, который будет узнаваем среди коллег-фотографов.
Есть ещё много нюансов в фотографировании танцев, о которых мы поговорим в следующих статьях.
Удачных Вам фотографий!
Комментарии: